Стоит ли подростку работать? За и против.

     Не секрет, что сегодня достаточное количество подростков мечтают о подработке в период летних каникул. И тогда перед родителями встает вопрос: стоит ли разрешать подростку работать? При решении этого вопроса стоит учесть, как положительные, так и отрицательные моменты.

     Первое, что стоит учесть – это возраст ребенка. В соответствии с трудовым кодексом Российской Федерации, заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет. При соблюдении определенных условий подросток может трудоустроиться и раньше – с письменного согласия родителей и органа опеки и попечительства или в результате успешного освоения программы основного общего образования. В любом случае очень важно, чтобы заключение трудового договора и соблюдение трудовых отношений между подростком и работодателем контролировалось родителями, поскольку ребенок зачастую не может самостоятельно разобраться в возникающих вопросах правового характера.

     Здесь мы видим важный положительный момент – в ходе трудоустройства подросток повышает свою правовую культуру, учится сознательному отношению к своим правам и обязанностям перед обществом и государством, что расширяет возможности дальнейшей самореализации его личности. Отрицательным моментом может стать вовлечение ребенка в финансовые пирамиды или незаконные виды деятельности, а также различные виды мошенничества в отношении несовершеннолетнего, что может негативно сказаться на развитии личности подростка, его мировоззрении и социальной активности.

     Второе, на что стоит обратить внимание – это состояние здоровья ребенка. При официальном трудоустройстве подросток должен пройти обязательный предварительный медицинский осмотр, а продолжительность рабочего времени его ограничена 24 (для работников в возрасте до 16 лет) или 35 (для работников в возрасте от 16 до 18 лет) часами в неделю. Эти ограничения связаны с тем, что развитие несовершеннолетних до 18 лет не завершено, а их организм отличается повышенной чувствительностью к высоким нагрузкам и неблагоприятным факторам.

     Основными особенностями подросткового возраста являются: повышение активности всех жизненных функций, энергичный рост и физическое развитие. Тело подростка быстро меняется, происходит перестройка эндокринно-вегетативной, сердечно-сосудистой, дыхательной, желудочно-кишечной систем. Соответственно, изменения затрагивают и нервно-психическую сферу. В результате, у подростков часто повышена утомляемость, наблюдается неуклюжесть, связанная с быстрым ростом костей скелета и мускулатуры и, особенно, конечностей, в речи проявляется «косноязычие». Эмоциональная сфера подростков очень лабильна, они бывают подвержены как некоторой заторможенности, так и аффективным реакциям, перепадам настроения [1].

     Все вышеуказанные изменения требуют повышенного внимания родителей к подростку, так как в результате всех этих кардинальных физиологических изменений у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, а нагрузки, связанные с работой, могут способствовать повышенной утомляемости, снижению внимательности и отсутствию концентрации, нарушениям сна, сложностей с аппетитом, нестабильному артериальному давлению [10].

     С другой стороны, подросткам необходима физическая активность, поскольку чем меньше двигается подросток, тем хуже у него работает опорно-двигательный аппарат, эндокринная система, желудочно-кишечный тракт, сердце и сосуды, а также мочевыделительная система. Малоподвижный образ жизни опасен для психологического здоровья. Большая же подвижность подростков оказывает благоприятное воздействие на головной мозг подростка, способствуя развитию умственной деятельности. Поэтому включение подростка в активные виды деятельности, в том числе и на работе, положительно сказывается на его здоровье, физическом и интеллектуальном развитии.

     Третий и наиболее значимый момент – это выбор ребенком вида трудовой деятельности. Не секрет, что современные старшеклассники либо вообще не знают кем стать в будущем, либо не могут сделать окончательный выбор из уже существующих вариантов. Особенно ярко эта проблема проявляется в период выбора девятиклассниками своих первых экзаменов. Зачастую ребенок, который так и не смог профессионально самоопределиться к началу 9 класса, пытается оттянуть момент принятия решения и нацеливается на переход в 10 класс. Такой старшеклассник надеется, что за время обучения в 10-11 классе, он сможет решить вопросы, касающиеся его дальнейшего профессионального и жизненного пути.

     В большинстве случаев эти надежды оказываются не оправданными. Именно поэтому, в современном понимании, суть деятельности психолога, связанной с профориентацией, заключается в постепенном формировании у подростка внутренней готовности к осознанному выбору, самостоятельному планированию, своевременному изменению и активной реализации своих профессиональных планов и интересов [8]. Выбор подработки или работы подростком является первым шагом на пути к осознанному выбору будущей профессии, особенно если ребенок при выборе ориентируется на свои знания, умения, навыки, задатки и способности. Поэтому важно, чтобы подросток выбирал себе занятие «по душе», а не ориентируясь на денежную сторону вопроса. Безусловно то, что с позиции дальнейшего жизненного самоопределения, устройство подростка на работу является значимым событием, а в психологическом плане – толчком к развитию осознанности, ответственности и целеустремленности [7].

     Четвертый немаловажный аспект – это внутренняя мотивация подростка, толкающая его к поиску работы.

     Известно, что центральными и специфическими новообразованиями в личности подростка считаются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция». Чувство взрослости – возникновение у подростка представления о том, что он уже не ребенок, он стремится быть и считаться взрослым. «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе [6].  Подростковый период характеризуется все более активными попытками самосовершенствования. Подросток стремится познать новое, реализовать свой интеллектуальный и личностный потенциал, проявить самостоятельность в выборе и планировании своих занятий. Интенсивно развивается способность осознания и произвольного управления своим мышлением и его операциями. Детские мечты уходят в прошлое, появляются более или менее рациональные и реалистичные размышления о собственных возможностях, обстоятельствах жизни и собственном будущем [3].

    И эта мотивация, как мы упоминали выше, является двигающей силой развития ребенка, что конечно же является положительным моментом в желании подростка трудоустроиться.

     Но наряду с чувством взрослости Д.Б.Элькониным рассматривается подростковая тенденция к взрослости — стремление быть, казаться и считаться взрослым. Если потребность подростка выглядеть в чужих глазах взрослым не удовлетворяется, то она начинает активно влиять на его поведение [4]. Таким образом, подросток может испытывать желание устроиться на работу или найти подработку только лишь потому, что родители и другие окружающие его люди обращаются с ним, как с маленьким.

     В наше время подросток может иметь еще одну мотивацию для участия в трудовой деятельности - это возможность заработать деньги. И он стремится использовать их как средство купли и продажи. У подростков появляются гордость и ощущение свободы благодаря обладанию деньгами. Но если для подростков 13-14 лет финансы становятся в первую очередь символом независимости, то с возрастом в представлениях подростков о деньгах заметна большая ориентация на будущее.

     В исследовании Мироновой Т.Ю. отмечена такая закономерность: чем в большей степени подросток склонен к зависимости от группы, ориентируется на социальное одобрение и следует общественному мнению, тем сильнее развивается тревожность из-за денег и негативное отношение к ним. Положительному и спокойному отношению к деньгам, что говорит и о более высоком уровне адаптированности в экономической сфере, способствует не высокий интеллект, а повышенная мотивация и наличие не удовлетворенных стремлений [5].

    Другим немаловажным фактором, по всей видимости, служит относительно низкий уровень жизни семей подростков, актуализирующий высокую потребность в деньгах. В таком случае мотивом будет помощь родителям, находящихся в стесненных материальных условиях. Такие дети напоминают маленьких взрослых, которые отличаются самостоятельностью и рассудительностью, ответственностью и склонностью к сбережениям, что отличает их от сверстников [9].

     Труд воспринимается подростками как инструмент, необходимость которого определяется только возможностью удовлетворения потребности в деньгах. Получается, что в сравнении с ценностью денег ценность труда ниже.

     Исследования Голубевой Е.В. и Гришачевой Е.А. показали, что отношение к деньгам подростков, имеющих опыт оплачиваемой трудовой деятельности, в меньшей степени характеризуется конфликтностью, чем отношение к деньгам подростков, не имеющих подобного опыта. Адекватная возрасту оплачиваемая трудовая деятельность способствует разрешению противоречия между ценностью и доступностью денег, выступает фактором преодоления рисков формирования деформаций в экономическом сознании подрастающего поколения [2].

     Таким образом, деньги, которые подросток заработает могут служить удовлетворению различных потребностей ребенка – как экономического плана, так и внеэкономических, таких как потребность в социальной активности, значимости, развитии и самосовершенствовании. Соприкосновение с материальной стороной жизни взрослого вызывает у подростка огромный интерес, позволяет ему реально оценить свои возможности и сформировать соответствующую действительности «Я-концепцию», а также приводит к переоценке ценности образования.

     Нередко бывает, что у родителей подростка возникают опасения по поводу трудоустройства их чада. Вдруг подросток решит, что ему совершенно не нужно учиться, ведь можно уже зарабатывать деньги? Может ли ребенок в таком случае принять решение бросить школу и что с этим делать? На все эти вопросы можно смело ответить отрицательно, так как подростки, имеющие опыт работы, зачастую начинают ценить знания и навыки, которыми они не владеют, и сам процесс образования, поскольку видят вокруг более опытных и компетентных взрослых, заработок которых существенно выше. Работа для подростков зачастую не требует специальных умений и достаточно мало оплачивается для того, чтобы подросток мог почувствовать себя полностью независимым. Поэтому в трудоустройстве ребенка можно найти гораздо больше преимуществ, чем недостатков.

     В заключение всего вышеизложенного материала можно сказать, что положительными моментами летней подработки подростка является: повышение правовой и экономической грамотности, физическая, благоприятно сказывающаяся на здоровье, и социальная активность, повышение собственной значимости, развитие и самосовершенствование личности, а также первые шаги по дороге осознанного профессионального и жизненного самоопределения. Отрицательных же моментов, таких как - вовлечение ребенка в финансовые пирамиды или незаконные виды деятельности, различные виды мошенничества в отношении несовершеннолетнего, переутомление и вред для здоровья – возможно избежать при соответствующем контроле этих аспектов трудовой деятельности подростка родителями.                

 

  1. Алексеев С.В., Усенко В.Р. Гигиена труда. - М.: Медицина, 1988. — 576 с.
  2. Голубева Е.В., Гришачёва Е.А. Конфликтное отношение к деньгам как деформация в экономическом сознании подростков, не имеющих опыта оплачиваемой трудовой деятельности // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8-4. – С. 985-988
  3. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 350 с.
  4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов выс­ших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.
  5. Миронова Т.Ю. Некоторые факторы отношения подростков и юношей к деньгам // Известия Саратовского университета, 2012. - Т.2. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып.3.
  6. Мухина В. С. Психология детства и отрочества. М., 1998. – 488 с.
  7. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: «Академия», 2007.
  8. Резапкина Г.В. Уроки выбора профессии // Журнал «Школьный психолог», №14, 2006.
  9. Филинкова Е.Б. Отношение старшеклассников к деньгам и способам их зарабатывания // Журнал «Социальная психология и общество», №1, 2010.
  10. Ярцева Д. Ю., Дергунова Г. Е. Влияние малоподвижного образа жизни на состояние здоровья подростков // Молодой ученый. — 2017. — №18. — С. 126-129.


Просмотров: 270
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • УСПЕШНЫЙ ПОДРОСТОК или о проблемах, которые тормозят развитие подростка, и одобряются родителями.
  • Развитие мотивации в учебной деятельности подростков
  • О вопросах социально-психологической готовности подростков к профессиональной деятельности
  • Любите подростка и учите говорить "нет"! (Подросток пришел с запахом алкоголя. Что делать?)
  • Позиции родителей в ситуации профессионального самоопределения подростка
  • Ошибки и затруднения подростков при выборе профессии: как психолог-профконсультант может помочь?
  • Развитие личности: от подростка до взрослого.
  • Развитие личности: от младенца до подростка.
  • Быть родителями подростка - этому нужно учиться!
  • Может ли подросток изменить отношения родителей?
  • Дети скучают... (взгляд на развод глазами одного ребенка - подростка - взрослого)
  • Формирование образа Я у подростков.(из опыта реализации программы «Жизненные навыки")
  • Когда не стоит опасаться за поведение подростка
  • Выбор профессии для подростка
  • Можно ли влиять на подростка?
  • "Чувство взрослости" подростка: бороться или поддерживать?
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Оптимизация состояния подростка через работу с родителями
  • Как сформировать у ребенка дошкольного возраста интерес к учебной деятельности
  • Попытка воспитать «удобного» ребенка или Что нужно знать об агрессии родителю подростка?
  • "Является ли самоубийство подростков игрой третьей степени, и кто настоящая жертва"
  • Стоит ли контролировать подростка?
  • Родители подростка: куда подевался мой ребенок?
  • Различение: главная движущая сила развития личности подростка
  • Влияние личности взрослого и сверстников на формирование Я-концепции у подростков
  • Безопасное снижение стресса у тревожного ребенка и подростка
  • В какой момент подросток становится взрослым?
  • Сексуальные отношения подростка со взрослым: что предпринять родителю и как разговаривать с ребенком?
  • Кто влияет на профессиональное самоопределение подростков? Для родителей старшеклассников.
  • Многодетная семья: от репродуктивного здоровья подростков к репродуктивному выбору женщины



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь