|
Самораскрытие в педагогическом общенииАвтор статьи: Сокуренко Анна
Любое межличностное общение подразумевает ту или иную степень самораскрытия собеседников. Без эмоционального и личностного самораскрытия невозможно выстраивание близких человеческих отношений, педагогическое воздействие, личный контакт. Самораскрытие в широком смысле определяется как «сообщение человеком информации о себе другим людям, добровольное открытие другому лицу разных аспектов своей личности. Содержанием самораскрытия могут служить мысли, чувства человека, факты его биографии, текущие жизненные проблемы, его отношения с окружающими людьми» (Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева). Самораскрытие включает в себя искренность, открытость и доверительность собственных отношений к миру и к своему «Я», а также понимание потребностей и настроений других. Оно может протекать непосредственно при личном контакте или опосредованно – по телефону, в переписке, в сети Интернет, при этом используются вербальные и невербальные каналы передачи информации. Самораскрытие порождает «феномен взаимности»: когда мы ведем себя открыто по отношению к окружающим, искренне выражаем свои мысли и чувства, другие люди получают возможность знать о нас больше, что вызывает чувство доверия, снижает напряжение, и они тоже становятся более открытыми по отношению к нам. В то же время самораскрытие всегда связано с риском, поскольку несвоевременное глубинное открывание информации, когда собеседник не готов к такому уровню общения, может привести к эмоциональному отторжению и даже к разрыву отношений. Канадский психолог С.Джурард в книге «Прозрачное «Я» выделяет шесть основных сфер самораскрытия: 1. отношения, мнения и ценности; 2. интересы и предпочтения; 3. работа, профессия; 4. деньги; 5. личность; 6. тело и здоровье. В ситуации диалога, разворачивающегося в течение длительного времени, самораскрытие возможно и эффективно в рамках всех названных сфер. В иных ситуациях обсуждение первых трех областей уместно в деловом общении, а три последних больше характерны для неформального взаимодействия. Многое зависит и от того, в какой форме мы сообщаем информацию. Это просто констатация фактов, так сказать, «чистая» информация, или эмоциональный отклик, эмоциональное самораскрытие. В педагогической деятельности самораскрытие способствует выстраиванию отношений содружества и сотворчества учителя и учеников, предполагает демократический стиль общения с учащимися. Самораскрытие педагога приводит к открытости учащихся, готовности сотрудничать, формирует уважительное отношение друг к другу. Учитель может раскрывать учащимся свои взгляды на жизнь, обсуждать вопросы морали, культуры, политики, общественных ценностей, подводя их к открытому выражению своего мнения, к обмену взглядами и точками зрения. Самораскрытие весьма эффективно, когда речь идет о взаимоотношениях педагога с подростками и старшеклассниками, где искренность и открытость учителя помогают учащимся расширить круг общения, повышают коммуникабельность, уверенность в себе и уровень принятия своей личности. Имея перед глазами пример взрослого человека, искренне выражающего свои мнения, отношения и чувства, ребята стремятся раскрываться сами и встают на путь обретения душевного равновесия. Чаще педагоги открыто выражают свои мысли и отношения к внешним объектам реальности (обществу, политике, культуре и т.п.), и значительно реже – непосредственно в связи с особенностями собственной личности, примерами из своей жизни. Вследствие обезличенного педагогического общения, когда педагог «застёгнут на все пуговицы», у учащихся не возникает мотивации раскрываться в ответ. В самораскрытии учителя важно не столько количество и охват разных сфер самораскрытия, сколько качественный эмоциональный контакт с учениками, глубина диалога, открытость собственного «Я». При этом важно выражать свою позицию не догматично, а с готовностью выслушать другое мнение и признать его право на существование. Риск самораскрытия педагога заключается в том, что он может вызвать как притяжение учащихся и выбор его личности в качестве идеала для подражания, так и в случае чрезмерного самораскрытия, выходящего за рамки социальных норм, может вызвать неприятие. Поэтому важно учитывать контекст и время взаимодействия, социальные и морально-этические нормы, роль, статус и позицию в общении, уровень доверия. Эффективным является постепенное самораскрытие педагога, пошаговое углубление содержания, развитие взаимности и доверительности. Если отношения с учащимися только начали складываться, не стоит спешить раскрываться сразу по всем сферам, как это иногда делают начинающие свой путь педагоги, это может вызвать отторжение у аудитории. Самораскрытие самораскрытию – рознь. Все проявления публичной деятельности педагога также можно отнести к элементам самораскрытия. Поэтому важно, чтобы у учащихся складывался правильный образ учителя. Иногда при просмотре страничек в социальных сетях, в открытом доступе можно увидеть довольно откровенные фотографии педагогов, или картинки и цитаты, далекие от морально-нравственных норм. Будет ли такой специалист вызывать уважение и признание у детей, их родителей, у своих коллег? Вопрос оставляю открытым. В педагогическом коллективе взаимное самораскрытие позволяет формировать позитивные отношения между сотрудниками, создает атмосферу доверия и уважения, вызывает чувство сопричастности и поддержки, ощущение психологической близости и повышает продуктивность социальных контактов. Самораскрытие – это признак здоровой личности, открытой для контактов и стремящейся обрести гармонию в отношениях с самим собой и с окружающими, принести пользу и сделать мир лучше, что играет немаловажную роль в педагогической деятельности.
При написании использованы материалы статьи Болотовой А.К. Самораскрытие в педагогическом процессе: время и своевременность. / Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2010. - Т. 16, № 3. - С. 214-218 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|