Самораскрытие в педагогическом общении

Автор статьи: Сокуренко Анна

Любое межличностное общение подразумевает ту или иную степень самораскрытия собеседников. Без эмоционального и личностного самораскрытия невозможно выстраивание близких человеческих отношений, педагогическое воздействие, личный контакт.

Самораскрытие в широком смысле определяется как «сообщение человеком информации о себе другим людям, добровольное открытие другому лицу разных аспектов своей личности. Содержанием самораскрытия могут служить мысли, чувства человека, факты его биографии, текущие жизненные проблемы, его отношения с окружающими людьми» (Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева).

Самораскрытие включает в себя искренность, открытость и доверительность собственных отношений к миру и к своему «Я», а также понимание потребностей и настроений других. Оно может протекать непосредственно при личном контакте или опосредованно – по телефону, в переписке, в сети Интернет, при этом используются вербальные и невербальные каналы передачи информации.

Самораскрытие порождает «феномен взаимности»: когда мы ведем себя открыто по отношению к окружающим, искренне выражаем свои мысли и чувства, другие люди получают возможность знать о нас больше, что вызывает чувство доверия, снижает напряжение, и они тоже становятся более открытыми по отношению к нам. В то же время самораскрытие всегда связано с риском, поскольку несвоевременное глубинное открывание информации, когда собеседник не готов к такому уровню общения, может привести к эмоциональному отторжению и даже к разрыву отношений.

Канадский психолог С.Джурард в книге «Прозрачное «Я» выделяет шесть основных сфер самораскрытия:

1. отношения, мнения и ценности;

2. интересы и предпочтения;

3. работа, профессия;

4. деньги;

5. личность;

6. тело и здоровье.

В ситуации диалога, разворачивающегося в течение длительного времени, самораскрытие возможно и эффективно в рамках всех названных сфер. В иных ситуациях обсуждение первых трех областей уместно в деловом общении, а три последних больше характерны для неформального взаимодействия. Многое зависит и от того, в какой форме мы сообщаем информацию. Это просто констатация фактов, так сказать, «чистая» информация, или эмоциональный отклик, эмоциональное самораскрытие.

В педагогической деятельности самораскрытие способствует выстраиванию отношений содружества и сотворчества учителя и учеников, предполагает демократический стиль общения с учащимися. Самораскрытие педагога приводит к открытости учащихся, готовности сотрудничать, формирует уважительное отношение друг к другу. Учитель может раскрывать учащимся свои взгляды на жизнь, обсуждать вопросы морали, культуры, политики, общественных ценностей, подводя их к открытому выражению своего мнения, к обмену взглядами и точками зрения.

Самораскрытие весьма эффективно, когда речь идет о взаимоотношениях педагога с подростками и старшеклассниками, где искренность и открытость учителя помогают учащимся расширить круг общения, повышают коммуникабельность, уверенность в себе и уровень принятия своей личности. Имея перед глазами пример взрослого человека, искренне выражающего свои мнения, отношения и чувства, ребята стремятся раскрываться сами и встают на путь обретения душевного равновесия.

Чаще педагоги открыто выражают свои мысли и отношения к внешним объектам реальности (обществу, политике, культуре и т.п.), и значительно реже – непосредственно в связи с особенностями собственной личности, примерами из своей жизни. Вследствие обезличенного педагогического общения, когда педагог «застёгнут на все пуговицы», у учащихся не возникает мотивации раскрываться в ответ. В самораскрытии учителя важно не столько количество и охват разных сфер самораскрытия, сколько  качественный эмоциональный контакт с учениками, глубина диалога, открытость собственного «Я». При этом важно выражать свою позицию не догматично, а с готовностью выслушать другое мнение и признать его право на существование.

Риск самораскрытия педагога заключается в том, что он может вызвать как притяжение учащихся и выбор его личности в качестве идеала для подражания, так и в случае чрезмерного самораскрытия, выходящего за рамки социальных норм, может вызвать неприятие. Поэтому важно учитывать контекст и время взаимодействия, социальные и морально-этические нормы, роль, статус и позицию в общении, уровень доверия. Эффективным является постепенное самораскрытие педагога, пошаговое углубление содержания, развитие взаимности и доверительности. Если отношения с учащимися только начали складываться, не стоит спешить раскрываться сразу по всем сферам, как это иногда делают начинающие свой путь педагоги, это может вызвать отторжение у аудитории.

Самораскрытие самораскрытию – рознь. Все проявления публичной деятельности педагога также можно отнести к элементам самораскрытия. Поэтому важно, чтобы у учащихся складывался правильный образ учителя. Иногда при просмотре страничек в социальных сетях, в открытом доступе можно увидеть довольно откровенные фотографии педагогов, или картинки и цитаты, далекие от морально-нравственных норм. Будет ли такой специалист вызывать уважение и признание у детей, их родителей, у своих коллег? Вопрос оставляю открытым.

В педагогическом коллективе взаимное самораскрытие позволяет формировать позитивные отношения между сотрудниками, создает атмосферу доверия и уважения, вызывает чувство сопричастности и поддержки, ощущение психологической близости и повышает продуктивность социальных контактов.

Самораскрытие – это признак здоровой личности, открытой для контактов и стремящейся обрести гармонию в отношениях с самим собой и с окружающими, принести пользу и сделать мир лучше, что играет немаловажную роль в педагогической деятельности.

 

При написании использованы материалы статьи Болотовой А.К. Самораскрытие в педагогическом процессе: время и своевременность. / Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2010. - Т. 16, № 3. - С. 214-218



Просмотров: 274
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Самораскрытие, социальное исследование и нарушение норм
  • Про самораскрытие
  • Мои переживания. Самораскрытие.
  • Самораскрытие психотерапевта
  • Опасность метода: клиент или пациент, нейтральность или самораскрытие?
  • «Назовите пять любимых книг» или самораскрытие в психотерапии подростков
  • Выносить из себя так же нормально, как и держать в себе (про этику самораскрытия психотерапевта)
  • Личностный рост - образ самораскрытия
  • Роль общения в работе педагога
  • Может ли психолог выражать свои чувства с клиентом?
  • Значение личности педагога в развитии личности ребенка
  • Что может быть важнее собственного отношения к себе?
  • Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога
  • Что важно знать молодому специалисту о работе педагога-психолога в школе?
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Каждый из нас может повысить свои доходы на 30% (три разных способа)
  • Отношения. Боюсь раскрыться перед мужчиной, показать свои чувства.
  • Психология общения: виды общения и 5 простых правил диалога.
  • Девиантологическая компетентность как компонент профессиональной составляющей личности педагога
  • Отношения между мужчиной и женщиной, как найти свою половинку, как сохранить, улучшить свои отношения.
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Свои отношения можно корректировать самостоятельно, если хочется знать, как?
  • Музыкотерапия в деятельности школьного педагога-психолога
  • Эрос учителя (форма и содержание – музыка сфер).
  • Почему важно опираться на свои чувства?
  • О том, почему так важно переживать свои чувства
  • Психотерапевтические возможности камнетерапии в профессиональной деятельности педагога-психолога
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Метод исцеляющего общения с людьми с диагнозом ПРЛ ( пограничное расстройство личности).
  • Применение социальных игр для психологической подготовки учащихся к экзаменам



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь