Методы когнитивно-поведенческой терапии продолжают совершенствоваться, распространение данного вида терапии на различные заболевания приводит к тому, что методы адаптируются под различный уровень образования, под определенные заболевания, менталитет и уровень жизни человека. Процесс совершенствования не изменяет основные принципы, а скорее дополняет их для более эффективного проведения самой терапии. Разберем основные и распространенные методы терапии:
АВС-анализ
Цель: показать механизмы реакции на события (происходящие в жизни, мысли, поведение других людей). Научить клиента использовать их в своей жизни.
Пошаговая схема:
- Демонстрация связи между событиями, мыслями, реакциями.
- Указания на скоротечность автоматических мыслей.
- Побуждение клиента к установлению контроля над автоматическими мыслями.
- Предложение заполнять АВС-таблицу и собрать коллекцию автоматических мыслей.
- Совместный с пациентом АВС-анализ какого-либо из его переживаний
- Проверка, что пациент понял - как делать, что делать и сколько делать.
- Мотивирование к заполнению АВС-таблицы по необходимости.
- Самостоятельное письменное заполнение таблицы клиентом дома и предоставление ее на следующей сессии.
Правдоподобное переформулирование
Цель: вместо использования иррациональных мыслей или использования убеждений с низким доверием, поиск адаптивных мыслей и убеждений с большим доверием.
Пошаговая схема:
- Формулирование автоматической мысли.
- Правдоподобное (в том числе точки зрения клиента) и последовательное переформулирование ее отдельных элементов.
- Проверка правдоподобности нового лозунга.
- Оценка изменяемости реакции в связи с применением нового лозунга.
- Домашнее задание в виде таблицы с отслеживанием эпизодов появления старого лозунга и замены его на новый лозунг (адаптивный)
Поиск альтернатив
Цель: побудить клиента на поиск альтернативных способов оценки, способ абстрагироваться от своих устоявшихся убеждений.
Пошаговая схема:
- Обоснованное предложение альтернатив.
- Детализация представлений об альтернативах и стимулирование клиента к самостоятельной детализации и проработке представлений об альтернативных способах поведения.
Исследование выгод и издержек
Цель: оценка преимуществ и недостатков старого и нового восприятия, для определения качественной эффективности.
Пошаговая схема:
- Поиск дилемм и их формулирование.
- Предоставление информации клиенту о предполагаемом способе взвешивания и обсуждения данного с оценкой его надежности и в сравнении со способами, которыми обычно или в данной ситуации пользуется клиент.
- Совместное, пробное заполнение таблицы по нескольким описательным категориям с выставлением баллов.
- Самостоятельное (выполняется клиентом) заполнение таблицы с поиском других категорий описания ситуации, с оценкой выгод и издержек в баллах.
- Совместно с психологом исследуются другие, неучтенные пациентом описательные категории и выравнивается их количество по альтернативным сюжетам дилеммы.
- Использовать программу "минимизация издержек и последовательные достижения"
Создание правдоподобной и выгодной альтернативы
Цель: подкрепление нового сформулированного адаптивного лозунга с помощью анализа выгод и издержек.
Пошаговая схема:
- Формулирование автоматической мысли.
- Оценка доверия к автоматической мысли.
- Оценка выраженности реакции.
- Поиск альтернативного, более правдоподобного лозунга с более высоким уровнем доверия.
- Сравнение выгод и издержек старого и нового лозунгов.
- Оценка ожидаемой реакции.
- Формирование когнитивно-динамического стереотипа.
Управление силой верования
Цель: показать клиенту об изменчивости его верований и невозможности использования в определенных обстоятельствах или ситуациях.
Пошаговая схема:
- Оценка силы доверия автоматической мысли
- Исследование податливости силы доверия этой мысли, когда имеются другие важные проблемы.
- Оценка изменяемости реакции.
Сетевой анализ
Цель: на основе автоматических мыслей клиента создается представление о его стратегиях обработки информации, а в дальнейшем о его когнитивных стилях.
Реатрибуция
Цель: изменение акцентов восприятия клиентов на возникающие события.
Пошаговая схема:
- Исследовать аргументацию клиента, которую он берет за основу вывода.
- Исследовать правдоподобность каждого нереалистичного и неадаптивного аргумента, предлагая альтернативные толкования.
- Сформулировать адаптивный вывод.
Градиентные изменения
Цель: уменьшение реакции на волнующие события.
Пошаговая схема:
- Оценить динамические характеристики проблемы.
- Провести шкалирование проблемного переживания по 10-бальной субъективной шкале.
- Подготовить последовательность заданий на "совладание" с проблемным ощущением.
- Научить клиента технике, позволяющей регулировать уровень психического комфорта.
- Реализовать градиент с возможностью "отката" назад.
- Провести когнитивную АВС-коррекцию.
Когнитивный синтез
Цель: формирование оценки к некоторым событиям на которые клиент не использует не адаптивные убеждения или у него не сформировалось адекватное их восприятие
Пошаговая схема:
- Идентифицировать актуальное, но "пустое пространство".
- Предоставить клиенту свидетельства пустоты.
- Предложить ведение дневника атрибуций.
- Исследовать возможности пациента по заполнению дневника.
Когнитивная модификация через поведенческие изменения
Цель: укрепление адаптивных мыслей или их переосмысление за счет поведенческого опыта.
Пошаговая схема:
- АВС-анализ и формулирование адаптивного лозунга.
- Анализ и обработка критериев оценки.
- Составление оценочной таблицы.
- Поведенческая деятельность пациента и сбор материала для анализа результатов.
- Формирование вывода по результатам исследования и, если требуется, продолжение исследования.
Погружение в роль
Цель: создание новых или развития недостаточно усвоенного способа поведения.
Пошаговая схема:
- Идентификация терапевтической мишени.
- Выбор ресурсной роли и ее анализ.
- Создание рабочих гипотез о внутреннем поведении персонажа.
- Практическое отслеживание.
- Анализ отчета.
Создание шкал
Цель: создание шкал для субъективной оценки клиента, для отслеживания динамики изменения состояния