Эмпатичный алекситимик?

    «Эмпатичный алекситимик» - бывает ли такое? Может ли человек, неспособный осознавать собственные чувства, параллельно переживать эмоции, возникающие у Другого, проникаться сочувствием к его страданиям? 

Эмпатичный алекситимик

    Для чего собственно нужны «эти чувства»? Эмоциональная сфера регулирует жизнедеятельность человека, т.к. обладает сигнальной и познавательной функциями. Чувства выступают значимым фактором в формировании мотивационной сферы, они играют значимую роль и в построении контактов с окружающими.

     Люди не перестают зависеть от воздействия чувств, даже в случае их отрицания и вытеснения. Что, по мнению психодинамической модели возникновения алекситимии, является защитным механизмом, складывающимйся с детства или в результате психической травматизации, вызывающей тяжелые для осознания чувства. В том случае если выражение чувства боли, страха, вины  приводило к отрицательному результату, ребенок получал негативный травмирующий опыт. Ребенок принимал решение никогда не показывать свои чувства и никому о них не рассказывать. Для этого нужно скрывать чувства и от самого себя, т.е. вытеснять их. В этом случае формируется  вторичная  алекситимия.

    В одной из  диссертаций Новосибирского государственного университета было экспериментально доказано уменьшение способности к эмпатии при возрастании показателей алекситимии.

     В работе дается описание  соотношения разных форм эмпатии, характерных для лиц с высокими показателями алекситимии. « Показано, что их способность к эмоциональной эмпатии представлена в основном склонностью к примитивному эмоциональному заражению переживаниями окружающих людей; при этом отмечается дефицит умения понимать чувства окружающих, сопереживать им и дифференцированно откликаться на их эмоциональные состояния. Напротив, показатели способности к смене позиции (или когнитивной эмпатии) не ухудшаются с ростом показателей алекситимии. Делается вывод о нарушении эмоциональной формы эмпатии при относительной сохранности ее когнитивной формы у лиц с высокими показателями алекситимии.

    Большинство алекситимиков не обладает ни эмпатией, ни интуицией. Не имея понятия о собственных чувствах, они пребывают в полном замешательстве относительно чувств других людей. «Они не способны различать оттенки эмоций. Эмоциональные нотки и аккорды, вплетающиеся в слова и поступки людей — выразительный тон или изменение позы, красноречивое молчание или предательская дрожь, — проходят незамеченными ими».

   

   Зачатки эмпатии формируются ещё в детстве.

   «Уже через несколько месяцев после рождения младенцы реагируют на беспокойство окружающих их людей, как если бы что-то нарушило их собственный покой, и плачут, если видят рядом ребенка в слезах. В возрасте около года они начинают осознавать, что страдание исходит не от них, а извне, от кого-то другого, хотя, видимо, еще толком не знают, как к этому относиться.»

   «Уровень эмпатии по большей части  связан с тем, как родители дисциплинируют своих детей. Так дети проявляли большую эмпатию в тех семьях, где в процессе воспитания огромное внимание обращалось на страдание, которое их недостойное поведение причиняло другим людям: «Ты только посмотри, как ты ее огорчил», вместо «Это было дурно».  Эмпатия у детей формируется также в результате наблюдений, как реагируют другие, когда кто-то еще испытывает страдание; подражая тому, что видят, дети вырабатывают репертуар эмпатических реакций, направленных в первую очередь на то, чтобы помочь страдающим людям».

    Стерн полагает, что отсутствие способности к эмпатии является последствием неправильной настройки, при которой у младенца развивается ощущение, что люди не могут и не готовы разделять их чувства.

    Сторонники бихевиоральной модели возникновения алекситимии считают отсутствие эмпатии,  как результат раннего научения от алекситимичной матери, которая не научила ребенка рассказывать о том, что он чувствует, не научила его дифференцировать и вербализовать чувства, что привело к неспособности к сопереживанию. Это так называемая –первичная алекситимия.

   «Длительное отсутствие настроенности между родителем и ребенком наносит огромный эмоциональный вред ребенку. Если родитель не умеет выказывать эмпатию в отношении определенных эмоций ребенка, к примеру, радости, слез, потребности, чтобы его обняли, тогда и ребенок начинает избегать всяческих проявлений, а возможно, даже и переживаний таких эмоций. Не исключено, что по этой самой причине весь эмоциональный диапазон со временем стирается из репертуара близких отношений, особенно если в детстве у ребят тайно или явно, но постоянно отбивали охоту к проявлению этих чувств».

     В зависимости от того, какие настроения ребенку чаще приходилось «схватывать», формируется преобладающее настроение малыша. Например, если мать слабо реагирует (возможно, в случае депрессии) на активность ребенка, он усваивает следующее: «когда я начинаю волноваться, я не могу заставить мою маму тоже приходить в волнение, а значит, я могу вообще не утруждаться». Такие детки чаще обнаруживают печаль и раздражение, а не спонтанное любопытство и интерес к миру.

      Отсутствие настроенности в детстве является эмоциональной издержкой и проявляет себя на протяжении всей жизни в форме алекситимии и, как следствие, неспособности к эмпатии.

      Дефицит эмоционального интеллекта возникает от отсутствия взаимопонимания и  заботы;  эмоциональная настроенность, напротив, дает такие преимущества как лучшая эмоциональная адаптированность, большая общительность и чувствительность.

     Способность к осознаванию, дифференциации и вербализации собственных чувств, распознавание эмоций других являются важными составляющими установления  взаимоотношений и успешной  адаптации в социуме.

    Однако в изучении связей между алекситимией и способностью к эмпатии  по-прежнему остается много познавательных пробелов и противоречий.

 

 



Просмотров: 391
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мой парень не проявляет эмпатии,чувств,замкнут
  • Как понимать окружающих? Восемь шагов для развития эмпатии
  • Развитие эмпатии у ребенка
  • Дефицит эмпатии как национальная проблема
  • 16 критериев зрелой любви. Способность к эмпатии.
  • Взаимосвязь уровня эмпатии и эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью
  • Развитие эмпатии у детей
  • Упражнение «Чувства в теле». Что делать, если чувства владеют нами?
  • Связь уровня эмпатии чувство субъективного одиночества в юношеском возрасте
  • Волшебство эмпатии
  • Обучение эмпатии
  • Чему может научить нас первоначальный и забытый смысл эмпатии.
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №5 "Трансформация эмоций и подмена чувств"
  • «Парадокс пограничной эмпатии»
  • Упражнения для развития эмпатии
  • Об эмпатии и беспристрастности (трезвости)
  • Что нас поддерживает? Немножко эмпатии к себе.
  • Обмен ролями: развитие эмпатии
  • Понимание эмпатии в психологическом консультировании
  • Немного про развитие детской эмпатии
  • Правда ли у "пограничника" нет эмпатии? О достоинствах "пограничных" людей
  • Мои потребности и чувства обижают других людей
  • Пациенты, с которыми ошибки в эмпатии неизбежны
  • К чему приводит атмосфера принятия, эмпатии и заинтесованности
  • Методика для развития эмпатии у детей "Путешествие на духолёте"
  • Умеете ли вы выражать свои эмоции? Чувства без чувств
  • Абьюзер. Характер. Отсутствие чувства вины.
  • Как найти свои чувства (чтобы потом их осознавать)
  • Если просим прощения через чувства, то мы каемся, если через вещи – откупаемся
  • Чувства всякие нужны, чувства разные важны



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь