|
Тренинговые формы работы с педагогами при внедрении ФГОС (Часть 1)Автор статьи: Кравченко Алексей Александрович
Изменения, происходящие в современном обществе, диктуют правила, по которым сегодня работает тот или иной специалист. Собственно эти же изменения определяют требования к специалистам. Если ты можешь, то тогда ты в команде, а если нет, то за её бортом. Анализируя требования, которые предъявляют к различным специалистам работодатели, можно обнаружить ряд закономерностей. Во-первых, работодателей сейчас всё меньше интересуют работники, чей труд могут заменить машины. Причина этого очевидна. Машине не нужно выплачивать заработную плату. Если расход на содержание машины ниже, чем расход на содержание работника, экономическая выгода работодателя будет определять сокращение штата. Отсюда первое общее требование: развитое мышление и креативность (то есть наличие того, чего у машины просто быть не может). Во-вторых, для работодателя важно умение работника адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям труда. Это требование возникает по причине высокой конкуренции в мире, где объём знаний увеличивается в геометрической прогрессии. Кто не успел, тот опоздал. Если твоя компания не производит продукт или услугу, которой нет у других, то вопрос твоего банкротства – это вопрос времени. Компании и работники вынуждены постоянно находиться на «передовой изменений». Проблемы начинаются, когда тебя затягивают в конкурентную борьбу, и заканчиваются, когда ты её проигрываешь. Третье требование логично отталкивается от первого и второго. Если организации конкурируют, то, следовательно, и специалисты этих организаций вынуждены вести борьбу. Борьба бывает разных видов. В одних случаях конкурируют специалисты, в других - отделы. Суть от этого не меняется. Ты должен уметь бороться, а успех борьбы определяется наличием у специалиста всё той же информации, развитого мышления и эмоциональной стабильности. Никто не хочет видеть на работе человека, который закатывает истерику по поводу каждой внеплановой ситуации. Стрессоустойчивость и умение работать с собственным эмоциональным фоном важны не только для общего финансового успеха, но и для создания благоприятного психологического климата среди коллег. Таковы общие требования к современному работнику. Очевидно, что список будет дополнен при рассмотрении сути функциональных и должностных обязанностей той или иной профессии. Изменения, происходящие в обществе, предъявляют новые требования к современному учителю. Какой он, современный учитель? В наше время ученые, педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме учителя, давая этому понятию иные названия, например, «компетенции», «профессиональные качества» учителя. Этот вопрос остается актуальным, так как, естественно, с течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю. Остается открытым вопрос, какие качества учителя (или «компетенции») должны быть константными, т.е. не зависящими от времени, а какие качества должны быть «подвижны», т.е. необходимыми учителю в связи с требованием «нового» времени. Так, например, всего 10-15 лет назад владение компьютерными технологиями не входило в число «компетенций» учителя, а сейчас это качество необходимо современному педагогу. Эти вопросы актуальны и для педагогического образования: «Какого учителя должен готовить педагогический ВУЗ?»; и для директоров школ: «Какой учитель должен работать в современной школе?», «Какой учитель необходим современному ученику?»; и для родителей, которые сейчас имеют неограниченные возможности выбирать учебное заведение для своего ребенка, а главное, этот вопрос важен для учеников: «У какого учителя они с удовольствием будут учиться?». Очевидно, что в первую очередь родители и их дети являются теми, кто формирует список требований к современному педагогу. Напомним основные компетенции, которыми необходимо владеть учителю сегодня: Большинство учителей согласны с утверждением о том, что овладение всеми вышеперечисленными компетенциями связано с необходимостью постоянного обучения, повышения квалификации, изменения, совершенствования себя как специалиста, так и личности в целом. Профессиональный психолог – человек, который может помочь любому учителю овладеть любой компетентностью. Результат достигается через всё тот же процесс обучения. Обучаемым становиться педагог, который учиться главному – быстро меняться и изменять без ущерба себе и окружающей среде. Обучение учителей, так же как и детей, может очень различаться по качеству. Для профессионального психолога абсолютно бесспорен факт того, что если преподаватель хочет добиться высокого качества обучения, он должен сделать всё возможное для того, чтобы сам процесс обучения был интересным тому, кто учиться. Процесс по передаче и усвоению знаний, умений, навыков должен строиться на методах активного обучения. Методы активного обучения (МАО) — совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности. Одним из таких активных методов обучения является тренинг, который направлен не только на развитие знаний, умений и навыков, но и на формирование определённых социальных установок. Тренинговая форма обучения взрослых и детей хорошо зарекомендовала себя. Издавна считалось, что воздействие на группу людей более эффективно, нежели индивидуальная работа с людьми. Почему это так? Работая сразу с несколькими членами группы, а не с одним человеком, мы экономим время. Известен групповой эффект, когда человек в группе более внушаем, нежели вне ее, поэтому достичь поставленных целей в группе легче. В группе происходит взаимное обучение ее членов, они могут обмениваться личным опытом, пробовать новые приемы друг на друге. Поэтому в основном принята групповая форма обучения. Тренинги различаются по форме проведения. Это может быть тренинг-дрессировка. Тренер с помощью жестоких манипулятивных приемов и положительного подкрепления формирует нужные варианты поведения, а при помощи отрицательного подкрепления «стирает» вредные и, по его мнению, ненужные. С точки зрения психолога, такая форма ведения тренингов дает быстрые результаты, которые также быстро и исчезают. Участники подобных тренингов, принимая философию избавления от ненужного в себе, в конечном счете, теряют самих себя, перестают доверять себе. У них появляется сверхконтроль над своим поведением, что приводит к излишней скованности и развитию стресса. Количество вариантов их поведения ограничивается, присутствует страх неправильного поведения. Другая форма - тренинг как тренировка - подразумевает натаскивание на формирование и отработку умений и навыков эффективного поведения. При такой форме работы участники получают ответы на то, как действовать в стандартно повторяющихся ситуациях, отрабатывают до автоматизма нужные модели поведения. Но в жизни ситуаций всегда больше, нежели мы предполагаем. При такой форме обучения участники тренинга будут не готовы к нестандартным ситуациям, потому что на тренинге «их не проходили». Следующая форма тренинга - активное обучение. На таком тренинге прежде всего даются базовые психологические знания и на их основе отрабатываются необходимые умения и навыки. Эта форма более результативна. Но здесь многое зависит от тренера. Психологические знания должны быть адаптированы к специфике работы участников тренинга и помогать им в практической деятельности. Психологическое просвещение, мало связанное с запросами руководства предприятия, ведет к выработке мнения, что психологи на предприятии не нужны, и психологические знания в работе не помогают. Более результативным является тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников. В этом случае педагоги учатся самостоятельно искать способы решения собственных проблем и расширяют варианты своего поведения. Задача тренера дать необходимые психологические знания для более успешного поиска, а также раскрыть те ресурсы участников тренинга, которые они еще не используют в своей работе. Итак, мы расположили варианты тренингов по степени уменьшения уровня манипуляций тренера и возрастания ответственности участников за происходящее на тренинге. Профессиональный тренер разделяет с участниками ответственность, вырабатывает у них понимание, что происходящее и на тренинге, и на их предприятии зависит и от них, а не только от тренера или руководства. Тренинг как форма активного обучения может быть посвящен различным темам. Он может стимулировать общее профессиональное или личностное развитие педагога, а может быть посвящён формированию какой-то одной компетентности. Клинический психолог www.akravchenko.ru г. Раменское, г. Жуковский, г. Люберцы, г. Москва Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|