|
Психологические аспекты семейного обученияАвтор статьи: Анна Лапшина
Большинство из нас училось в школе. "И ничего, выросли нормальными людьми", - так часто звучит в диспутах по поводу обучения семейного. В этом высказывании звучит скрытое сопротивление, а вот почему оно возникает? Феномен обучения детей дома набирает обороты, а вместе с ним могут возникать напряжение, сомнения, вопросы и даже иногда конфликты. В этой статье я напишу о том, с какими психологическими аспектами сталкиваются родители и дети, решая вопрос о школьном или семейном обучении. Эта статья поможет увидеть подводные камни перехода, не связанные с собственно обучением школьной программе. Но сначала термины. Семейное обучение часто называют домашним. Дети учатся дома, значит, домашнее, все ясно. Но юридически под домашним обучением понимается ситуация, когда по состоянию здоровья ребенок не может обучаться в школе (и это надо еще доказать), и школа обязана предоставить такому ребенку учителей, которые будут приходить к нему домой, и учить его дома. Теперь понятно, почему это надо доказывать. Семейное обучение (СО) - это исключительно желание и право родителей и детей, и никаких справок и доказательств собирать не надо, достаточно подписать пару заявлений - и ответственность за обучение ребенка лежит на вас. В этой статье я не планирую затрагивать вопрос психологической проработки названных аспектов. Только проблемы, только хардкор. Варианты решений - в ваших комментариях, вопросах и в следующих статьях. ЛИЧНЫЕ АСПЕКТЫ (родитель) Ответственность за обучение - это страшно и здорово одновременно. Как и любая ответственность, это права и обязанности в одном флаконе. С одной стороны это свобода, креатив, возможность выбора, и выбора самого лучшего, современного, подходящего. С другой стороны - это необходимость думать, делать выбор, принимать решение, и иметь дело с последствиями, особенно, если выбор не совсем удачный. С психологической точки зрения вы столкнетесь со своей ответственностью (или безответственностью, или гиперответственностью) и сколько у вас здесь есть непроработанных моментов, ровно столько и проявится связи с семейным обучением. Далее можно выделить некоторые специфические страхи Страх не справиться. Возможный будущий неуспех ребенка благодаря вашей, а не школьной системе обучения может вызывать довольно сильную тревогу. И это будет целиком и полностью ваша личная борьба за собственное условное спокойствие и способность переносить неопределенность. Страх оторваться от системы. Потребность в принадлежности - одна из важных, и отрыв от какой-либо организации, обеспечивающей надлежащее образование вашему ребенку, может вызывать неясный страх. У многих людей такой отрыв вызывает образы одинокого противостояния стихии, холода и незащищенности. Это тоже личные аспекты, связанные с независимостью и устойчивостью, и не имеющие отношения к собственно обучению по той или иной системе. Страх не дать своему ребенку самое лучшее, перфекционизм, невроз "недостаточно хороших родителей". Эта тема проявляется решительно во всем, и часто именно благодаря желанию дать наилучшее образование своему ребенку вопрос перехода на СО вообще возникает. "В школе не учат, знания устарели, учат не тому, что нужно" и т.д. - неполный список претензий современных родителей к качеству образований в школе (школы разные, а список один). К сожалению, и на семейном обучении вы столкнетесь с той же проблемой, может оказаться, что и ваше образование не соответствует вашим же представлениям о "самом лучшем". ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СИСТЕМОЙ (родитель) Действия из позиции борьбы и сопротивления школьной системе обучения. У некоторых людей настолько негативный опыт собственного обучения в школе, что они на все готовы, лишь бы их собственный ребенок не попал в такую же ситуацию. Признаки такого положения вещей - любые положительные стороны обучения в школе отрицаются, а также присутствуют сильные чувства, такие как, например, возмущение, раздражение, презрение, страх и нежелание входить в контакт со школой. Психологический аспект здесь в том, что это все относится к вашему личному опыту, и может совершенно не иметь отношения к ребенку. Внутренняя опора. Вам придется решать вопрос, школа это абсолютное зло или целительный источник знаний и социализации, и в этом вас будут убеждать многие люди вокруг. То и другое звучит некоторым преувеличением, что и характерно для холиваров (непримиримых споров), а у вас возникнут психологические вопросы - как и на кого реагировать, кому и что доказывать, перед кем оправдываться, и какая у вас собственная внутренняя опора по этим вопросам. Быть не как все. Здесь снова всплывает потребность в принадлежности, проявленная более органично, вы хотите ассоциировать себя не с какой-то организацией, которая дает чувство защищенности, а с группой людей, которые разделяют ваши ценности, делают похожие вещи и поэтому радостно поддерживают ваши решения. Если все ваши друзья уже учат детей дома, а вы все еще в школе, у вас возникнут те же трудности, как и если вы первый, кто делает такой шаг. Вам придется столкнуться с риском проявления индивидуальности, а это иногда примерно так же трудно, как заново пережить подростковый период. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РЕБЕНКОМ Дети и родители разные, одним нужна школа, другим обучение дома, иногда родители против школы, системы, "обязаловки", а ребенку все подходит, или не все, но подходит в школе что-то, важное для него. А бывает и наоборот, родителям непривычно, волнительно перейти на семейное обучение, а ребенку надо уходить из школы. В этом надо разобраться. Дети - не часть родителей, им может быть нужно другое, не то, что вам. И это тоже источник тревоги для родителя, ведь надо увидеть эту разницу, если она есть, признать ее. Понимание проблем ребенка в школе. Дети не всегда знают, на что можно и нужно жаловаться родителям. И это не всегда из-за того, что вы невнимательны, например. Дети воспринимают окружающую среду как априори приемлемую, и у них может быть «все нормально». Вы можете не знать о конфликтах с одноклассниками, о насмешках учителя, о сложностях вписаться в общий ритм обучения в классе и т.п. Вы можете страдать от невозможности как-то повлиять на ситуацию ребенка в школе, даже зная о ней. А можете столкнуться с собственным неумением выяснить, а что на самом деле происходит. Здесь возникает вопрос вашего внутреннего баланса между контролем и способностью отпускать ситуацию, есть ли этот баланс, и насколько он адекватен для вас и вашего ребенка. Один на один с ребенком. На семейном обучении именно вы становитесь основным источником требований по учебе, объем ваших требований расширяется, это может вызвать негатив, ранее направленный на школу и учителя. Вполне хорошие отношения с ребенком могут вдруг стать очень напряженными. Внешние рамки режима исчезают. Дети с неустойчивыми циркадными ритмами быстро изменят свой режим сна. Вы встаете утром, а ребенок всю ночь не спал, читал, слушал интернет-уроки, но не по теме, которую надо сдавать. Он не хочет делать один то, что было легко делать в классе, когда все делают. Вы больше не сможете опереться на учителя как на третью сторону. Вам придется узнать, например, можете ли вы работать в команде, осуществлять конфронтацию с ребенком при сохранении отношений, творчески подходить к дисциплине и режиму, быть интересным и убедительным. Приглашаю вас к обсуждению в комментариях. Есть ли у вас опыт столкновения с подобными трудностями и тревогами? Как вы справляетесь? Мы продолжим разбор психологических аспектов семейного обучения в следующих статьях, а пока при необходимости вы можете обратиться ко мне за консультацией для помощи в решении вопросов, связанных с обучением детей на любой форме.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|