|
"Первоклассник не готов к школе, что делать? Часть 1"Автор статьи: Кочуганова Любовь Алексеевна
"Первоклассник не готов к школе, что делать? Часть 1" На днях, иду директором школы по школьному коридору, учительница ведет первоклассников в столовую. Все ребята по парам, временами учительница посматривает все ли на месте, никто не отстал, школа большая можно и заблудиться, еще стресса не хватало в период адаптации, но о стрессах совсем другая история. Я сейчас не об этом. Очередной раз, посмотрев на своих учеников, учительница заметила, что два из них «отпочковались» и уже заметно отстали. Учительница, попросила ребят остановиться и довольно жестким тоном попросила их встать в строй и больше не отставать, по ее выражению лица было видно, что замечание эти детки получают не первый раз. Реакции на замечание учителя не последовало никакой, мало того в баловстве мальчики даже не заметили, что к ним обращаются. Проходя мимо, я с директором не смогли пройти мимо, не поучаствовав в этой конфликтной ситуации в качестве медиаторов, Обратились к мальчикам в мягкой форме с просьбой не нарушать, принятые в школе правила. На нас тоже ребята не обратили никакого внимания, учитель в это время запричитала, что как они ее уже достали своим неуправляемым поведением и вообще. В это время мне удалось взять одного из нарушавших дисциплину мальчиков за руку, он начал руку выдергивать, извиваясь, как извивался в фильме «Кавказская пленница» Г.Вицин в своей неотразимой роли, когда его держали Е.Моргунов и Ю.Никулин, в качестве живого шлагбаума на проезжей части . Моему «пленнику» вырваться не удалось и постепенно осознав, что «попал крепко» мальчик смирился и мы потихоньку отправились за классом. В это время второй мальчик на просьбу директора школы подойти для разговора во весь голос отнекивался, кричал, что не подойдет и никуда не пойдет. В конце концов, хитрые маневры не спасли и, директору удалось взять его за руку, но он вырвался, побежал, упал, стукнулся о стену, заплакал. Директор подошла, утешила, тут уж не до нравоучений и отпустила с миромJ Я своего «нарушителя спокойствия» тоже проводила до столовой и отпустила. Так началось мое знакомство с тремя первоклассниками, которые очень успешно «делали погоду в классе» при которой научить чему -либо всех и их в том числе очень сложно. Период адаптации - очень сложный период для первоклассников, с этим никто не спорит, об этом написано много всяких разный научных трудов и статей. Самое важное, что я почерпнула из этих статей, ГЛАВНОЕ ХОРОШО ОБСЛЕДОВАТЬ ДОШКОЛЬНИКА НА ПРЕДМЕТ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ И НЕ ПРОПУСТИТЬ ТУ САМУЮ НЕГОТОВНОСТЬ, как сказал бессмертный автор Козьма Прутков,- «Лучше перебдеть, чем недобдеть» Второй раз я встретилась с мальчиком Петей (назовем его условно), когда учительница музыки не смогла вести урок, ученик решил поиграть и вслух повторял все сказанное учителем, вторил ей, обращая на себя внимание всех. На замечания не реагировал, выслушивал и как только она начинала говорить, снова включался в свою игру. Учительница прекратила занятия, пригласила заместителя директора и я оказалась рядом с кабинетом музыки. Петя стоял в стороне у стены, крепко держался за крышку стола и на все наши уговоры отцепиться и выйти из класса вместе с нами звучало: «Никуда я не пойду», категоричное «Нет». В итоге, чудесным образом удалось его увлечь и увести в свой кабинет, чтобы учитель мог продолжать вести урок с классом. Наедине удалось понаблюдать за мальчиком : дистанции со взрослыми нет, разрешения чтобы что-то взять или потрогать не спрашивает, сразу начал играть (у меня большая коллекция фигурок для арт. терапии), увлекающийся, фантазийный, подвижный, разговорчивый. Условия задания не выполнил, в проективном тесте нарисовал то, что хотел, в тексте дисграфия (зеркалит) . Первая мысль, ему бы еще в детский сад походить годик. Не готов к школе L Третий раз меня вызвал заместитель директора по воспитательной работе успокоить мальчика, который закатил истерику. Оказалось, что это наш Петя. Он сидел на стуле с опущенной головой, согнувшись вперед, с крещенными на животе руками, и скрещенными ногами, в закрытой позе, поглядывая исподлобья и твердя всем вокруг, что он никуда не пойдет. Оказалось, что на общешкольном мероприятии, которое проходило в актовом зале, Петя вел себя не достояно первокласснику, разговаривал в голос, на замечания не реагировал, а когда начал кидаться кусочками печенья его с мероприятия удалили. Сбор независимых характеристик: учитель физической культуры о Пете - не выполняет требования учителя, нарушает правила поведения, балуется, кривляется, может проявить вербальную, физическую агрессию в отношении одноклассников. Просьба не приводить на уроки физической культуры из-за опасности нанесения себе или кому-то членовредительства. Неуправляем. Учитель музыки- не выполняет требования учителя, балуется, отвлекает других, кривляется, мешает проводить занятия; Учитель начальной школы, основной - Петя не работает с классом, разговаривает на уроке, на замечания не реагирует, играет, отвлекает других. В классе более 30% детей, которые не готовы к выполнению школьных требований, играют, проявляют агрессию по отношению друг к другу, трудно подчиняются требованиям учителя, легко отвлекаются на посторонние стимулы и таким отвлекающим стимулом является наш «герой». За два месяца учителю удалось найти педагогические методы воздействия на первоклассников для создания в классе рабочей атмосферы, но на Петю эти методы не действуют. Из собственных наблюдений на уроке математики- Петя 10 минут сидел спокойно, потом началась смена поз –положил голову на парту, потом склонился вправо на руку, полез под парту, порылся в ранце, начал зевать, лег на рядом стоящий стул, начал строить из карандашей и пенала что-то, потом карандашом тыкать впереди сидящего мальчика, обращая его внимание на себя, потом впереди сидящую девочку, показывая на карандаш и комментируя что-то веселое. При этом Петя записывал , когда надо было записать, но в совместном чтении не участвовал, в общей работе класса тоже. При опросе не отвечал. Сложилось впечатление, что он сам по себе, а класс сам по себе. Петя сидит один на последней парте, впереди мальчик довольно крупного телосложения, он за ним как за баррикадой (проскользнула мысль - учительница отгородилась). Биологическая, психологическая, социальная готовность к обучению ограничена первым полугодием обучения – стартовая готовность к усвоению учебной деятельности. Возможна ли «Вторичная готовность к обучению»- готовность к усвоению новых видов деятельности при условии не развитых способностей учебной деятельности? Как бы хотелось верить в то, что неготовый к усвоению учебной деятельности первоклассник подрастет, у него сформируется то, что должно сформироваться и он будет таким же как все второклассники. К сожалению, вопрос не готовности возникает вновь, часто обостряется неготовность к учебной деятельности в пятом классе когда, меняются условия обучения, добавляются новые виды учебной деятельности. В пятом классе, неготовые к усвоению учебной деятельности бывшие первоклассники, вновь сталкиваются с проблемой неготовности на новом этапе обучения. К сожалению не всегда в процессе систематического обучения и воспитания психологическая структура готовности к обучению развивается и оптимизируется в соответствии с целями обучения и приобретает свойства системы. Я наблюдаю таких учеников, не готовых к обучению в первом классе, эта стартовая неготовность преследует учащегося практически весь период обучения, до 9 класса. Дальше, как правило, эти дети не учатся. Устают учителя, родители, да и сами дети в первую очередь. Но и это еще не все, поступив в колледж, где основной целью является усвоение новых видов деятельности , теперь уже профессиональной, но опять же на основе усвоенной учебной деятельности. Не подвергаем ли мы не готовых к школе дошкольников, отдавая их в первый класс, к невозможности самореализации? Что же делать нам с нашим Петей? Хотелось бы услышать мнения специалистов, а я в свою очередь напишу статью - "Первоклассник не готов к школе, что делать? Часть 2» о том, что мы уже сделали и что намерены делать дальше. Тут главное -не навредить :) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|