"Первоклассник не готов к школе, что делать? Часть 1"

"Первоклассник не готов к школе, что  делать? Часть 1"

На днях, иду  директором школы по школьному коридору, учительница ведет первоклассников в столовую. Все ребята по парам, временами учительница посматривает все ли на месте, никто не отстал, школа  большая можно и заблудиться, еще стресса не хватало в период адаптации, но о стрессах совсем другая история. Я сейчас не об этом.  Очередной раз,  посмотрев на своих учеников, учительница заметила, что два из них «отпочковались» и уже заметно отстали. Учительница, попросила ребят остановиться и довольно жестким тоном попросила  их встать в строй и больше не отставать, по ее  выражению лица было видно, что замечание эти детки получают не первый раз.  Реакции на замечание учителя не последовало никакой, мало того в баловстве мальчики даже не заметили, что к ним обращаются.  Проходя мимо, я с директором не смогли пройти мимо,   не поучаствовав в этой конфликтной ситуации в качестве медиаторов, Обратились к мальчикам в мягкой форме с просьбой не нарушать,  принятые в школе правила. На нас  тоже ребята не обратили   никакого внимания, учитель в это время запричитала, что как они ее уже достали своим неуправляемым поведением и вообще.  В это время мне удалось взять  одного из нарушавших дисциплину мальчиков за руку, он начал руку выдергивать, извиваясь, как извивался  в фильме «Кавказская пленница»  Г.Вицин в своей неотразимой роли, когда его держали Е.Моргунов и Ю.Никулин,  в качестве живого  шлагбаума  на проезжей части . Моему «пленнику» вырваться не удалось и постепенно осознав, что «попал крепко»  мальчик смирился и мы потихоньку отправились   за классом. В это время второй мальчик на просьбу директора школы  подойти для разговора во весь голос отнекивался, кричал, что не подойдет и никуда не пойдет. В конце концов,  хитрые маневры не спасли и,   директору удалось взять его за руку, но  он вырвался, побежал, упал,  стукнулся о стену, заплакал. Директор подошла,  утешила,  тут уж не до нравоучений и отпустила с миромJ  Я своего «нарушителя спокойствия» тоже проводила до столовой и отпустила.    Так началось мое знакомство с тремя первоклассниками, которые  очень успешно «делали погоду в классе» при которой научить  чему -либо  всех и их в том числе очень сложно. 

Период адаптации - очень сложный период для  первоклассников, с этим никто  не спорит, об этом написано много   всяких разный научных трудов и статей. Самое важное, что я почерпнула из этих статей,  ГЛАВНОЕ ХОРОШО ОБСЛЕДОВАТЬ ДОШКОЛЬНИКА НА ПРЕДМЕТ  ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ И НЕ ПРОПУСТИТЬ ТУ САМУЮ НЕГОТОВНОСТЬ, как сказал бессмертный автор Козьма Прутков,- «Лучше перебдеть, чем недобдеть»

Второй раз я встретилась с мальчиком Петей (назовем его условно), когда учительница музыки не смогла вести урок, ученик  решил поиграть и  вслух повторял все сказанное учителем, вторил ей, обращая на себя внимание всех. На замечания не реагировал, выслушивал и как только она начинала говорить, снова  включался в свою игру. Учительница прекратила занятия,  пригласила заместителя  директора и я оказалась рядом с кабинетом музыки. Петя  стоял в стороне у стены,  крепко держался за крышку стола и на все наши уговоры отцепиться и выйти из класса вместе с нами звучало: «Никуда я не пойду», категоричное «Нет». В итоге,  чудесным образом удалось его увлечь и увести в свой кабинет,  чтобы учитель мог продолжать вести урок с классом.  Наедине удалось понаблюдать за мальчиком :  дистанции со взрослыми нет,  разрешения чтобы что-то взять или потрогать не спрашивает,  сразу начал играть (у меня большая коллекция фигурок для арт. терапии), увлекающийся, фантазийный, подвижный, разговорчивый.  Условия задания не выполнил,  в  проективном тесте нарисовал то, что хотел, в тексте  дисграфия (зеркалит) . Первая мысль, ему бы еще в детский сад походить годик. Не готов к школе L

Третий раз меня вызвал заместитель директора по воспитательной работе  успокоить мальчика, который закатил истерику. Оказалось, что это наш Петя. Он сидел на стуле с опущенной головой, согнувшись вперед, с крещенными  на животе руками, и скрещенными ногами, в закрытой позе,  поглядывая исподлобья и твердя всем вокруг, что он никуда не пойдет.  Оказалось,  что на  общешкольном мероприятии, которое проходило в актовом зале,  Петя  вел себя не достояно первокласснику, разговаривал в голос, на замечания не реагировал, а когда начал  кидаться кусочками печенья его с мероприятия удалили.

Сбор независимых характеристик:  учитель физической культуры о Пете   - не выполняет требования учителя, нарушает  правила поведения,  балуется, кривляется,  может проявить вербальную, физическую агрессию в отношении  одноклассников. Просьба не приводить на уроки физической культуры из-за опасности нанесения себе или кому-то членовредительства. Неуправляем.

Учитель музыки- не выполняет требования учителя, балуется, отвлекает других, кривляется, мешает проводить занятия;

Учитель начальной школы, основной -   Петя не работает с классом, разговаривает на уроке, на замечания не реагирует,  играет, отвлекает других. В классе  более 30% детей,  которые не готовы к  выполнению школьных требований, играют,  проявляют агрессию по отношению друг к другу,  трудно подчиняются требованиям учителя, легко отвлекаются на посторонние   стимулы и таким отвлекающим стимулом является наш «герой».  За два месяца учителю удалось  найти педагогические методы воздействия на первоклассников для создания в классе рабочей атмосферы, но на Петю эти методы не действуют.

Из собственных наблюдений на уроке математики-  Петя 10 минут сидел спокойно, потом началась смена поз –положил  голову на парту,  потом склонился вправо на руку, полез под парту, порылся в ранце, начал зевать,  лег на рядом стоящий стул, начал строить из карандашей и пенала что-то,  потом карандашом тыкать впереди сидящего мальчика, обращая его внимание на себя, потом  впереди  сидящую девочку,  показывая на карандаш и комментируя что-то веселое. При этом Петя записывал , когда надо было записать, но  в совместном чтении не участвовал, в общей работе класса тоже. При опросе  не отвечал. Сложилось впечатление, что он сам по себе, а класс сам по себе. Петя сидит один на последней парте, впереди мальчик довольно крупного телосложения, он за ним как за баррикадой (проскользнула мысль - учительница отгородилась).

 Биологическая, психологическая, социальная готовность к обучению ограничена  первым полугодием обучения  – стартовая готовность к усвоению учебной деятельности.  Возможна ли «Вторичная готовность к обучению»-   готовность к усвоению новых видов деятельности при условии  не развитых способностей учебной деятельности?  Как бы хотелось верить в то, что  неготовый к усвоению учебной деятельности первоклассник подрастет, у него сформируется то, что должно сформироваться и он  будет таким же как все второклассники.  К сожалению, вопрос не готовности возникает вновь, часто  обостряется неготовность к учебной деятельности в пятом классе когда, меняются условия обучения, добавляются новые виды учебной деятельности. В пятом классе, неготовые к усвоению учебной деятельности   бывшие первоклассники,   вновь сталкиваются с проблемой неготовности на новом этапе обучения.   К сожалению не всегда  в  процессе систематического обучения и воспитания психологическая структура готовности к обучению развивается и оптимизируется в соответствии с целями обучения и  приобретает свойства системы.  Я  наблюдаю таких учеников, не готовых к обучению в первом классе, эта стартовая неготовность преследует учащегося  практически весь период обучения, до 9 класса. Дальше, как правило,  эти дети не учатся. Устают учителя, родители, да и сами дети в первую очередь.  Но и это еще не все, поступив в колледж, где основной целью является усвоение новых видов  деятельности , теперь уже профессиональной, но опять же на основе  усвоенной  учебной деятельности. Не подвергаем ли мы  не готовых к школе дошкольников,  отдавая их в первый класс, к невозможности самореализации?

Что же делать нам с нашим Петей? Хотелось бы услышать мнения специалистов, а я в свою очередь  напишу статью - "Первоклассник не готов к школе, что  делать?  Часть  2» о том, что мы уже сделали и что намерены делать дальше. Тут главное -не навредить :)



Просмотров: 547
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Мы вместе"
  • Развитие мотивации в учебной деятельности подростков
  • Познавательная мотивация в учебной деятельности младших школьников
  • Как сформировать у ребенка дошкольного возраста интерес к учебной деятельности
  • Теоретические подходы к пониманию мотивации учащихся к учебной деятельности
  • Особенности мотивации учебной деятельности студентов-психологов разных курсов
  • Психологическая готовность дошкольников к обучению в школе
  • Как Маша становится Машей, а Петя Петей? Каков первый шаг к себе?
  • Как замотивировать дошкольников к познавательной деятельности. Об игровых и подвижных методах обучения.
  • Первоклассник плохо ведёт себя в школе. Что делать?
  • Готовность детей к обучению в школе. Или - ключ на старт
  • Первый раз в первый класс. Психологическая диагностика готовности к школе.
  • Справка о готовности ребенка к обучению в школе
  • Первый раз в первый класс (еще раз о готовности к школе) Часть 2
  • «Родителям будущих первоклассников: Готов ли ваш малыш к школе?»
  • Взаимосвязь перинатальных факторов и психологической готовности к обучению в школе.
  • Подросток в 10 классе: подводные камни обучения
  • Что делать, если первоклассник оказался не готовым к школьному обучению.
  • О вопросах социально-психологической готовности подростков к профессиональной деятельности
  • Обеспечение синергии мышления экологическими методами обучения в 1 классе
  • Чтобы начало обучения в школе не стало эмоционально травмирующим событием.
  • Особенности развития и воспитания детей на отдельных возрастных этапах до начала обучения в школе
  • Советы по эффективной деятельности: Как делать много и не париться ?
  • Лекция: Чувства учителя – как ключ к пониманию конфликтов в классе.
  • 10 советов по организации обучения гиперактивных детей в школе
  • Опыт обучения детей с РАС в общеобразовательной школе Ярославля
  • Время затишья, когда нас будто никто не любит- тот самый период для воспитания любви к себе
  • Приемный ребенок в школе: отношение учителя и одноклассников, страхи родителей
  • Дети в классе спокойно относятся к ребятам с особенностями: учатся быть рядом
  • Конфликты в школе: Учителя vs. Родители



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь