|
Теоретические аспекты организации и проведения гештальт-консультированияАвтор статьи: Кожина (Репейкова) Екатерина Львовна
Гештальт-терапия, по мнению И.Г. Малкиной-Пых, - направление психотерапии, разработанное Ф. Пёрлзом в русле гештальтпсихологии, определяющее своими целями расширение осознания человека, а именно - чувств, потребностей, желаний, процессов тела, а также, осознания внешнего мира, мира межличностных отношений и, благодаря этому, лучшее понимание и принятие человеком себя, стремление к большей внутриличностной целостности, большей наполненности и осознанности жизни, усовершенствование контакта с внешним миром. Посредством гештальт-терапии клиент приобретает возможность осознанно избирать поведение, формировать свою жизнь более наполненной, устранить невротические и болезненные симптомы [4, с. 113]. По мнению Ф. Перзла, гештальт-терапия ставит акценты на: сосредоточении на структуре актуальной ситуации; сохранности целостности реальности (нахождение связей социально-культурных, биологических и физических факторов); экспериментировании; поддержке творческой способности клиента к восстановлению непринятых фрагментов опыта [5, с. 18]. С точки зрения Н.М. Лебедевой, Е.А. Ивановой, гештальт-подход как направление психотерапии и психологического консультирования основывается на трех идеях: 1) гештальт - феноменологический подход; 2) гештальт базируется на экзистенциальном диалоге, на процессе контакта/разделения в «Я - Ты» отношениях; 3) концептуальная основа гештальт-терапии - понятие Гештальта, образованное на основе холизма и теории поля [3]. Н.М. Лебедева, Е.А. Иванова считают, что феноменологический подход в гештальт-терапии реализуется через: 1) фокус внимания на видимом, доступном наблюдению; 2) признание субъективности восприятия мира; 3) творческое безразличие - следование за клиентом, т.к. клиент знает о себе больше; 4) уважительное любопытство к личной уникальности и уникальности переживаний другого; 5) акцент на процессе (приоритет «как»); 6) диалогический подход к терапии; 7) восприятие человека как регулятора целостности и характерной структуры отношений между человеком и окружением; 8) личностное переживание познается другим только субъективно при встрече; 9) нетцелостной реальности - она у каждого своя в каждый момент времени; 10) восприятие, интерпретации, значения, отношения образуют субъективную реальность; 11) различия реальностей могут затрагивать абстрактные понятия (справедливость, любовь, совесть и т.п.)[3]. И.Г. Малкина-Пых пишет, что контакт - фундаментальное понятие гештальт-терапии, говорящее о том, что индивид развивается в мире других. Базовые потребности удовлетворяются в контакте с окружающей средой. Граница контакта - место встречи организма и окружающей среды. Гибкость границы контакта связана с тем, насколько индивид может удовлетворять свои потребности. Гештальт-терапия изображает типичные нарушения границы контакта, делающие взаимодействие со средой, в том числе межличностное, неэффективным [4, с. 116]. И.Д. Булюбаш считает, что гештальт-терапевт фокусируется на потребности личностного роста клиента, вместе с тем сохраняя в поле внимания потребности адаптации и актуальное состояние клиента [1, с. 329]. По мнению Ф. Джойс, Ш. Силлс, терапевтические отношения в гештальт-практике зависят от трёх условий, являющихся последовательными этапами: обеспечение безопасного пространства; создание рабочего альянса; предложение диалогических отношений [2, с. 67]. С точки зрения Д.Н. Хломова, Е.Р. Калитиевской, к базовым стратегиям гештальт-терапевта можно отнести: 1) работа с внутренней феноменологией; 2) работа на границе контакта (модель контакта - изучение происходящего на границе контакта) [6]. И.Д. Булюбаш утверждает, что выбор стратегии осуществляется гештальт-терапевтом на первой фазе работы с проблемой клиента, при прояснении темы и запроса клиента. Стратегия работы с внутренней феноменологией клиента может основываться на определении тревожащих клиента внутренних феноменов. Примером может служить ситуация, когда клиент предъявляет представления о себе, которые первоначально могут принадлежать другим («я эгоистичный, надо делать что-то для других») или с состоянием, появляющимся в контакте с другими («ощущаю себя маленьким человечком»). Терапевт может поинтересоваться тем, кто полагает, что клиент эгоистичный и вследствие чего он считает, что что-то надо делать для других, для кого именно, или поинтересоваться тем, кто заставляет почувствовать себя «маленьким человечком» и как это происходит [1, с. 255]. Д.Н. Хломов и Е.Р. Калитиевскаяопределяют пять этапов работы с внутренней феноменологией: 1) определение темы; 2) фокусирование внимания на противоположностях; 3) истинное изображение двух противоположностей, терапевт поддерживает обе позиции; 4) фасилитация диалога; 5) интеграция. Интеграция производится клиентом после постижения кульминационной фазы диалога [6]. С точки зрения Д.Н. Хломова, Е.Р. Калитиевской, условно работу на границе контакта можно разделить на два этапа - диагностический и экспериментальный [6]. И.Д. Булюбаш считает, что диагностический этап предполагает определение терапевтического запроса - прояснение реальной фигуры клиента. Также предполагает наблюдение терапевтом за напряжениями клиента, его дыханием, за изменением дистанции по отношению к терапевту или отслеживание снижения энергетики взаимодействия. В процессе диагностики гештальт-терапевт простраивает свою субъективную интерпретацию, основывая на ней свою терапевтическую гипотезу, не пытаясь лечить этой гипотезой клиента [1, с. 258]. Согласно Ф. Джойс, Ш. Силлс, диагностика в гештальте представляет собой понимание и оценивание всех способов, которыми клиент постигает мир и контактирует с ним. Процесс диагностики делается наиболее эффективным при участии клиента - оценивание является скорее частью «Я-Оно, чем «Я-Ты» [2, с. 112]. По мнению И.Д. Булюбаш, в процессе работы важное место занимает и некая сумма телесного процесса клиента. Терапевт, принимая во внимание все эти процессы, акцентирует своё внимание на происходящих актуальных феноменах телесной жизни внутри терапевтической диады. Прямым методом исследования организации опыта клиента, является наблюдение паттернов движения [1, с. 258]. С точки зрения И.Д. Булюбаш, экспериментальный этап - процесс работы, основанный на терапевтической гипотезе гештальт-терапевта, предлагающего клиенту эксперимент, в котором проблема изображается в действии. Целью эксперимента является помощь клиенту в поиске способов поведения в привычных ситуациях. При столкновении терапевта с незавершёнными ситуациями или неадекватными паттернами поведения, которые когда-то были творческим приспособлением клиента, но со временем утратили свою эффективность - эксперименты незаменимы и необходимы. Эксперименты способствуют освобождению клиента от привычных паттернов, осознаванию того, что можно осуществлять выбор, а также признанию того, что ответственность за выбор лежит на нём. Главные цели эксперимента: поиск новых способов поведения в актуальных жизненных ситуациях; рост осознавания; усиление самоподдержки; выражение чувств, которые обычно ретрофлексируются или не осознаются; принятие своих отторгаемых качеств; завершение незавершённых гештальтов; закрепление приобретённых навыков [1, с. 258]. С точки зрения Ф. Джойс, Ш. Силлс, эксперимент можно разделить на несколько стадий, накладывающихся одна на другую или меняющихся местами: 1) фигура появляется в поле; 2) эксперимент, предлагаемый терапевтом; 3) соизмерение риска; 4) проведение эксперимента; 5) завершение эксперимента; 6) ассимиляция опыта [2, с. 158]. По мнению И.Д. Булюбаш, встреча двух феноменологий (клиента и терапевта) отображает работу на границе контакта. Базовая фигура - простраивание клиентом контакта, того, как он это делает. Изучение клиентом своих границ, предъявление запросов другим людям (терапевту), несогласие на действия, не устраивающие его самого, тренировка выбора, сформированного на своих предпочтениях - всё это составляет диалог. Подобная стратегия помогает клиенту осознавать, как именно он формирует, простраивает свою жизнь в контакте с терапевтом, т.к. можно провести параллель - «здесь и сейчас» он, скорее всего, делает то, что «там и тогда». Работа на границе контакта, предполагает терапевтом ситуацию неопределённости, т.к. он не может прогнозировать ход событий, но в силах терапевта идти за клиентом с любопытством и интересом [1, с. 257]. С точки зрения И.Д. Булюбаш, процессуально-функциональная линия разворачивается на основе условного разделения работы на 4 стадии: осознавание проблемы клиентом и терапевтом; активизация ресурсов, направленных на решение проблемы; действия, совершаемые по решению проблемы; ассимиляция приобретенного опыта, осознавание средств решения проблемы и возможностей переноса на реальную жизнь. Базой для разворачивания процессуальной линии является цикл контакта [1, с. 254]. Согласно Ф. Джойс и Ш. Силлс, гештальт-терапия полагает, что здоровый психически человек находится в контакте, как с собой, так и с окружающей средой. Но при этом как человек входит в контакт, зависит от различных факторов. Жизнь здорового человека беспрерывное творческое приспособление, сконцентрированное на удовлетворении возникающих потребностей, также нахождение золотой середины между потребностями человека и потребностями окружающей среды. Процесс приспособления в лучшем варианте - постоянен: человек изменяется в соответствии с модификациями в поле. Человек научается обходиться со своими потребностями, благодаря тому, что постоянно с ними соприкасается. Наиболее эффективные из этих способов делаются привычными, т.е., паттернами - это является необходимой частью жизнедеятельности. Проблемное место появляется в том случае, когда в поле случаются изменения, а первоначально эффективный способ установления контакта прекращает действовать. Человек утрачивает свободу выбора, по привычке обращаясь к тому способу поведения, который когда-то был эффективным. Клиенты часто обращаются к терапии, с проблемами, которые связаны со способами творческого приспособления, которые когда-то были адаптивными, а со временем превратились в незавершённые гештальты [2, с. 181]. Н.М. Лебедева, Е.А. Иванова считают, что гештальт-терапевт заинтересован в том, чтобы определить, как клиент организует ситуацию, долю его присутствия в этой ситуации; как он избегает или уходит из неё; что он делает или избегает делать; насколько он добивается цели и как интегрирует результат. С этой целью используются традиционные вопросы: «Что сейчас переживаешь?», «Чего хочешь?», «Кто это может дать?», «Что ты замечаешь с его стороны?», «Как ты об этом узнал?», «Что ты испытываешь к нему?», «Что ты делаешь?», «Как тебе это удаётся?», «Как можно сделать по-другому?», «Чего избегаешь?», «На что рассчитываешь?», «Что это сейчас даёт?», «Что думаешь и переживаешь в связи со случившимся?» [3, с. 247]. Согласно И.Д. Булюбаш, Дж. Зинкер определяет «Я» как систему контактных функций. «Я» - система возбуждения, ориентации, манипуляции, различных идентификаций и отчуждений. Посредством идентификации (контакта) человек предопределяет, может ли что-то стать необходимым для развития, а через отчуждение отвергает то, что чуждо и не может быть освоено [1, с. 93]. И.Д. Булюбаш рассматривает цикл контакта следующим образом: 1) фаза ощущения; 2) фаза осознавания и формирования фигуры; 3) фаза мобилизации энергии; 4) фаза действия; 5) фаза финального контакта; 6) фаза отступления (уход) [1, с. 96-108]. Опираясь на мнения Ф. Джойс и Ш. Силлс, в гештальт-подходе работают с «искажениями», «сопротивлениями» в развитии личности. Ф. Пёрлз в своих работах рассматривал следующие виды сопротивления - конфлюэнцию, интроекцию, проекцию, ретрофлексию, десенсибилизацию, эготизм. Прерывание контакта предполагалось как нездоровое явление - попытки избежать контакта. На данном этапе, опираясь на теорию поля, можно говорить, что нет хороших/плохих, полезных/ненужных механизмов сопротивления - основным моментом является зависимость от конкретной ситуации. Здоровый психически человек без затруднений передвигается по континууму: от уклонения от контакта к частичному и абсолютному контакту - в зависимости от поля [2, с. 182]. Посредством этих механизмов в настоящем поддерживаются незавершённые ситуации из прошлого, отнимающие возможность удовлетворить потребности и ограничивая контакт с собой, с другими людьми и средой [1, с. 170]. Цикл контакта и механизмы его прерывания по модели П. Кларксона: фаза ощущения (десенситизация); фаза осознавания (дефлексия); фаза мобилизации (интроекция); фаза действия (проекция); финальный контакт (ретрофлексия); фаза удовлетворения (эготизм); фаза ухода-отступления (конфлуэнция) [2, с. 182]. С точки зрения Н.М. Лебедевой, Е.А. Ивановой, большой акцент делается гештальт - терапевтом на сопротивлении. Ценность гештальт-терапии выражается в осознавании и расширении свободы выбора. Сопротивление препятствует принятию решения клиентом. Характеристиками сопротивления являются: лёгкость обнаружения (энергия падает при нарушении цикла контакта); повторяемость (возможность наблюдать снова и снова при анализе ситуаций); повторяющиеся сопротивления (центральные) [3, с. 159]. И.Д. Булюбаш считает, что гештальт-терапевт стремится понять, как клиент формирует опыт, основывает перцепцию и чувства, убеждения и желания, как он обнаруживает удовлетворение и как справляется, если его не находит [1]. Таким образом, проведенный теоретический анализ, позволяет сделать следующие выводы. Гештальт-консультирование - направление психотерапии, определяющее своими целями расширение осознания человека, а именно - чувств, потребностей, желаний, процессов тела, а также, осознания внешнего мира, мира межличностных отношений и, благодаря этому, лучшее понимание и принятие человеком себя, стремление к большей внутриличностной целостности, большей наполненности и осознанности жизни, усовершенствование контакта с внешним миром. Гештальт-консультирование концентрируется на потребности личностного роста клиента. Выбор стратегии осуществляется гештальт-консультантом на первой фазе работы с проблемой клиента, при прояснении темы и запроса клиента. Гештальт-подход работает с «искажениями», «сопротивлениями» в развитии личности. При наличии сопротивления человек утрачивает свободу выбора, по привычке обращаясь к тому способу поведения, который когда-то был эффективным. При этом клиенты часто обращаются к консультированию, с проблемами, которые связаны со способами творческого приспособления. В процессе работы через контакт клиент определяет, может ли что-то стать необходимым для развития, а через отчуждение отвергает то, что чуждо и не может быть освоено. Вследствие этого происходит личностный рост клиента. Литература: 1. Булюбаш И.Д. Руководство по гештальт-терапии. / Сер.: Золотой фонд психотерапии. - 3-е изд. - М.: Психотерапия, 2011. - 768 с. 2. Джойс Ф., Силлс Ш. Гештальт-терапия шаг за шагом: Навыки в гештальт-терапии. - М., Институт Общегуманитарных Исследований, 2010. - 352 с. 3. Лебедева Н.М., Иванова Е.А. Путешествие в гештальт-терапию: теория и практика. - СПб.: Речь, 2004. - 560 с. 4. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. Техники гештальта и когнитивной терапии. - М.: Эксмо, 2004. - 384 с. 5. Пёрлз Ф. Теория гештальт-терапии. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. - 384 с. 6. Хломов Д.Н., Калитиевская Е.Р. Основные стратегии работы гештальт-терапевта // Гештальт 2000. Сб. материалов Московского гештальт-института. - М., 2000. - С. 28-37. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|