Научные публикации. Статья 1. Коррекция психоэмоциональных состояний тревожных подростков

Подростковый возраст является критическим в отношении уровня тревожности и психоэмоциональной напряжённости: известно, что в 13-14 лет детям свойствен такой высокий уровень тревоги, как ни в одном другом возрасте, а преобладающий знак эмоций отрицателен.

Т.Г. Хамаганова и О.В. Даниленко выделяют физиологическую (адаптивную) тревогу и патологическую (дезадаптивную).

Среди негативных факторов, приводящих к дезадаптации детей, особо выделяют комплекс педагогических факторов, утверждая, что современная школа стала «зоной риска» для ребёнка. Для оптимального, комфортного развития подростку необходимы саморегуляция и расслабление, которым он может обучиться, посещая уроки биологической обратной связи.

Таким образом, диагностика состояния тревоги и психоэмоционального напряжения необходима для своевременного выявления индивидов, склонных к возникновению неврозов и их психопрофилактики.

Методики, связанные с произвольной регуляцией дыхания, – дыхательные гимнастики, – имеют большие коррекционные возможности. Наиболее эффективно дети обучаются диафрагмально-релаксационному типу дыхания методом биологической обратной связи (БОС).

Целью нашего исследования стало определение возможности эффективной коррекции психоэмоциональных состояний тревожных детей подросткового возраста методом БОС (биологической обратной связи).

Диагностико-коррекционную работу проводили в несколько этапов с декабря 2010 по апрель 2011 года на базе ГОУ Гимназия №343 Невского района города Санкт-Петербурга:

I этап – первичная диагностика тревожности и психоэмоциональных состояний учащихся седьмых классов.

II этап – формирование экспериментальной и контрольной групп по результатам диагностики.

III этап – коррекционная работа по программе БОС в экспериментальной группе.

IV этап – вторичная диагностика тревожности и психоэмоциональных состояний подростков 13-14 лет.

Общее количество испытуемых, учащихся седьмых классов – 58, из них 26 девочек и 32 мальчика.

Оценку психоэмоционального состояния проводили при помощи следующих методов: «САН – самочувствие, активность, настроение»; «Методика для диагностики эмоционального состояния», А.Е. Уэссманн – Д.Ф. Рикс. Уровень ситуативной тревоги и личностной тревожности диагностировали методом «Диагностика состояния тревоги и личностной тревожности у детей и подростков» Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина. В качестве методов изучения эмоциональной и регулятивной сферы подростка, особенностей его социального взаимодействия использовали «Полноцветный цветовой личностный тест» Макса Люшера и «Методику экспериментальной диагностики побуждений» Леопольда Сонди.

По результатам констатирующего исследования выявлено, что психоэмоциональное напряжение и тревожность находятся на высоком уровне у 75% учащихся. Таким образом, сделан вывод о необходимости проведения коррекционной работы и сформирована экспериментальная группа общим количеством 21 человек: 14 девочек и 19 мальчиков. В связи с ограниченным числом приборов испытуемых объединили в две подгруппы: в первую подгруппу вошли учащиеся численностью – 10 человек, из них 7 девочек и 3 мальчика. Вторую подгруппу составили 11 человек: из них 7 девочек и 4 мальчика. Численность контрольной группы – 37 человек: 18 девочек и 19 мальчиков.

Подростков, вошедших в экспериментальную группу, обучали диафрагмально-релаксационному типу дыхания аппаратурно-программным методом биологической обратной связи А.А. Сметанкина «ДАС–БОС – Биосвязь» в течение 9 сеансов 1-3 раза в неделю.

Для контроля состояния испытуемых в формирующем эксперименте до и после каждого БОС-сеанса применялись методики: «Диагностика состояния тревоги и личностной тревожности у детей и подростков» Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина (краткий вариант) и «Методика для диагностики эмоционального состояния» А.Е. Уэссманна – Д.Ф. Рикса (краткий вариант: шкала XI «Спокойствие – тревожность).

Вторичное диагностическое обследование показало, что в экспериментальной группе произошло снятие психоэмоционального напряжения уже после 5-го занятия БОС-тренинга, снижение уровня ситуативной тревоги наблюдалось после 6-го сеанса БОС, в контрольной же группе показатели ситуативной тревоги и личностной тревожности повысились.

Анализ показателей по тесту «Полноцветный цветовой личностный тест» М. Люшера констатирует, что контрольная и экспериментальная группы имеют значимые различия после проведения эксперимента по красному, коричневому и чёрному цветам, что говорит о том, что в экспериментальной группе дети стали больше внимания уделять своему телу, обучились навыкам саморегуляции и соматической гармонизации. В контрольной группе наблюдаются более высокие значения протестных тенденций по сравнению с экспериментальной. По данным анализа восьмицветных выборов, подростки экспериментальной группы после БОС-тренинга в 2,6 раза меньше стали предпочитать чёрный цвет по сравнению с контрольной группой, а значит, их поведение стало более конгруэнтным.

По методу «Методика экспериментальной диагностики побуждений» Л. Сонди полученные результаты говорят о том, что в экспериментальной группе после ДАС-БОС снизился уровень антисоциальных тенденций и приблизился к норме, уровень побуждений изменился в сторону гармонизации и организации жизни испытуемых.

В результате нашей работы были уточнены данные социального индекса для учащихся седьмых классов. Полученные результаты позволяют уточнить нормы для подросткового возраста, так как подобных данных в работах Л. Сонди нет.

Традиционная статистическая обработка полученных данных включала корреляционный анализ: получено большое количество корреляционных связей между показателями ситуативной тревоги, личностной тревожности и показателями других методик. Достоверность результатов оценивали по критериям математической статистики: U – критерий Манна-Уитни; T – критерий Вилкоксона; V – коэффициент вариации; L – критерий Пейджа; коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Методологическую основу исследования составили концептуальные представления о тревоге и тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина, А.О. Василенко, А.М. Прихожан, Ч. Венара, В.А. Аверина и др.

Индикаторами благополучия явились снижение уровня ситуативной тревоги и психоэмоционального напряжения, суммарное отклонение от аутогенной нормы и вегетативный коэффициент по М. Люшеру, отражающие уровень нервно-психической напряжённости испытуемых.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что метод биологической обратной связи является одним из средств эффективной коррекции психоэмоциональных состояний тревожных детей подросткового возраста.

Необходимо учитывать, что освоение и закрепление навыка диафрагмально-релаксационного дыхания требует прохождения полного курса – 10-12 занятий методом БОС. Меньшее количество сеансов ведёт к неустойчивому снижению тревожности и психоэмоционального напряжения.

Литература

  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. – СПб: Изд-во Михайлова В.А., 1998. – 379 с.
  2. Акимова М.К. и др. Психологическая диагностика. – Санкт-Петербург, 2003. – 655 с.
  3. Василевский Н.Н. Саморегуляция функций и состояний. – Л.: Наука, 1982. – 157 с.
  4. Василенко А.О. Связь тревожности и некоторых личностных характеристик подростка. – Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия «Гуманитарные науки», №2 (14), 2006. – 22 с.
  5. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). – М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. – 200 с.
  6. Кулганов В.А. Методика Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина и возможности ее применения в образовательных системах // Диагностика и профилактика школьной дезадаптации: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 25-27 октября 2006 г. – СПб.: Милена, 2007. – С. 142-148.
  7. Методики психодиагностики в спорте: Учеб. пособие для студентов по спец. 03.03. «Физ. культура» / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова. – г-е изд., доп. и испр. – М.: Просвещение, 1990. – 256 с.
  8. Методика Сонди в практике психологического консультирования / Под ред. И. И. Цыганка. Учебные материалы. – СПб.: ВМедА, 2004. – 108 с.
  9. Рекомендации по организации Комнаты эмоциональной разгрузки на предприятиях / Сост. М.Э. Ислямова, А.М. Каплан, С.Л. Быстракова. – Казань. ВНИИ охраны труда ВЦСПС, 1983
  10. Сметанкин А.А. Открытый урок здоровья. – СПб.: Питер, 2005.
  11. Цыганок И.И. Цветовая психодиагностика. Модификация полного клинического теста Люшера: Методическое руководство. – СПб.: Речь, 2007. – 264 с.
  12. Штарк М.Б. Заметки о биоуправлении (сегодня и немного о завтра) // Биоуправление-3: Теория и практика / Под ред. М.Б.Штарк, Р. Колл. – Новосибирск, 1998. – С. 4-13.

* Кулганов В.А. Коррекция психоэмоциональных состояний тревожных подростков [Текст] / В.А. Кулганов, Р.С. Гаркуша // Здоровье и образ жизни учащихся в современных условиях: взгляд врача и педагога [Текст] : материалы III Рег. науч.-практ. конф., 22-23 сент. 2011 г. / Союз педиатров России. – СПб., 2011. – С. 118-121.



Просмотров: 448
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Научные публикации. Статья 2. Коррекция дезадаптации школьников методом биологической обратной связи
  • Научная статья 3. Диагностика и коррекция школьной тревожности учащихся в периоде подросткового кризиса
  • Особенности использования метода биологической обратной связи для коррекции внимания у детей с СДВГ
  • Научная статья 5. Коррекция школьной тревожности методом социально-психологического тренинга
  • Влияние занятий спортивными единоборствами на уровень личностной тревожности
  • Терапия с использованием биологической обратной связи (БОС) у детей
  • Применение приборов биологической обратной связи (БОС) в психотерапевтической практике
  • Применение психологического просвещения и психологического консультирования в высшей школе с целью снижения уровня личностной тревожности и профилактики аутоагрессивного поведения
  • "Хроники школьного психолога" Анализ причин повышенной тревожности учащихся 5 классов
  • Экспресс-диагностика своего психоэмоционального состояния
  • Развею все твои тревоги…О нетипичных проявлениях детской тревожности.
  • Особенности личностной саморегуляции подростков, учащихся в разных профилях обучения
  • Изучение личностной сферы детей старшего дошкольного возраста методом наблюдения.
  • Тревоги и страхи у детей, подростков и взрослых.
  • Психокоррекция тревожности и страхов у детей дошкольного возраста с использованием сказкотерапии
  • Маски тревожности или под что рядится тревожность у детей
  • Психологическая коррекция эмоционального состояния детей дошкольного возраста
  • Как снизить уровень тревоги во время/после экстремальной ситуации
  • Социальная компетентность или как снизить уровень тревожности.
  • Экспресс -диагностика адаптации учащихся 10-х классов.
  • Снижение уровня тревоги и депрессии за 3 недели. Исследования в Первом МГМУ им.Сеченова
  • Забытый СПОСОБ избавления от Подавленности, ТРЕВОЖНОСТИ и Напряжения
  • Изучение некоторых когнитивных параметров страха и тревожности у детей при посещении стоматолога
  • Компьютерная диагностика " CARDIOPULS " для исследования состояния здоровья и ауры человека
  • Модель диагностики уровня психического состояния клиента
  • Профилактика и коррекция тревожности
  • Гипноз эффективен в лечении хронических болей в животе, тревожности и СРК у детей
  • Коррекция психоэмоционального состояния беременной женщины по средствам песочной терапии.
  • Особенности симптомов и методики диагностики ПТСР у детей младшего школьного возраста
  • Что должен знать каждый человек о тревожности.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь