|
Научные публикации. Статья 1. Коррекция психоэмоциональных состояний тревожных подростковАвтор статьи: Гаркуша Рура Сергеевна
Подростковый возраст является критическим в отношении уровня тревожности и психоэмоциональной напряжённости: известно, что в 13-14 лет детям свойствен такой высокий уровень тревоги, как ни в одном другом возрасте, а преобладающий знак эмоций отрицателен. Т.Г. Хамаганова и О.В. Даниленко выделяют физиологическую (адаптивную) тревогу и патологическую (дезадаптивную). Среди негативных факторов, приводящих к дезадаптации детей, особо выделяют комплекс педагогических факторов, утверждая, что современная школа стала «зоной риска» для ребёнка. Для оптимального, комфортного развития подростку необходимы саморегуляция и расслабление, которым он может обучиться, посещая уроки биологической обратной связи. Таким образом, диагностика состояния тревоги и психоэмоционального напряжения необходима для своевременного выявления индивидов, склонных к возникновению неврозов и их психопрофилактики. Методики, связанные с произвольной регуляцией дыхания, – дыхательные гимнастики, – имеют большие коррекционные возможности. Наиболее эффективно дети обучаются диафрагмально-релаксационному типу дыхания методом биологической обратной связи (БОС). Целью нашего исследования стало определение возможности эффективной коррекции психоэмоциональных состояний тревожных детей подросткового возраста методом БОС (биологической обратной связи). Диагностико-коррекционную работу проводили в несколько этапов с декабря 2010 по апрель 2011 года на базе ГОУ Гимназия №343 Невского района города Санкт-Петербурга: I этап – первичная диагностика тревожности и психоэмоциональных состояний учащихся седьмых классов. II этап – формирование экспериментальной и контрольной групп по результатам диагностики. III этап – коррекционная работа по программе БОС в экспериментальной группе. IV этап – вторичная диагностика тревожности и психоэмоциональных состояний подростков 13-14 лет. Общее количество испытуемых, учащихся седьмых классов – 58, из них 26 девочек и 32 мальчика. Оценку психоэмоционального состояния проводили при помощи следующих методов: «САН – самочувствие, активность, настроение»; «Методика для диагностики эмоционального состояния», А.Е. Уэссманн – Д.Ф. Рикс. Уровень ситуативной тревоги и личностной тревожности диагностировали методом «Диагностика состояния тревоги и личностной тревожности у детей и подростков» Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина. В качестве методов изучения эмоциональной и регулятивной сферы подростка, особенностей его социального взаимодействия использовали «Полноцветный цветовой личностный тест» Макса Люшера и «Методику экспериментальной диагностики побуждений» Леопольда Сонди. По результатам констатирующего исследования выявлено, что психоэмоциональное напряжение и тревожность находятся на высоком уровне у 75% учащихся. Таким образом, сделан вывод о необходимости проведения коррекционной работы и сформирована экспериментальная группа общим количеством 21 человек: 14 девочек и 19 мальчиков. В связи с ограниченным числом приборов испытуемых объединили в две подгруппы: в первую подгруппу вошли учащиеся численностью – 10 человек, из них 7 девочек и 3 мальчика. Вторую подгруппу составили 11 человек: из них 7 девочек и 4 мальчика. Численность контрольной группы – 37 человек: 18 девочек и 19 мальчиков. Подростков, вошедших в экспериментальную группу, обучали диафрагмально-релаксационному типу дыхания аппаратурно-программным методом биологической обратной связи А.А. Сметанкина «ДАС–БОС – Биосвязь» в течение 9 сеансов 1-3 раза в неделю. Для контроля состояния испытуемых в формирующем эксперименте до и после каждого БОС-сеанса применялись методики: «Диагностика состояния тревоги и личностной тревожности у детей и подростков» Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина (краткий вариант) и «Методика для диагностики эмоционального состояния» А.Е. Уэссманна – Д.Ф. Рикса (краткий вариант: шкала XI «Спокойствие – тревожность). Вторичное диагностическое обследование показало, что в экспериментальной группе произошло снятие психоэмоционального напряжения уже после 5-го занятия БОС-тренинга, снижение уровня ситуативной тревоги наблюдалось после 6-го сеанса БОС, в контрольной же группе показатели ситуативной тревоги и личностной тревожности повысились. Анализ показателей по тесту «Полноцветный цветовой личностный тест» М. Люшера констатирует, что контрольная и экспериментальная группы имеют значимые различия после проведения эксперимента по красному, коричневому и чёрному цветам, что говорит о том, что в экспериментальной группе дети стали больше внимания уделять своему телу, обучились навыкам саморегуляции и соматической гармонизации. В контрольной группе наблюдаются более высокие значения протестных тенденций по сравнению с экспериментальной. По данным анализа восьмицветных выборов, подростки экспериментальной группы после БОС-тренинга в 2,6 раза меньше стали предпочитать чёрный цвет по сравнению с контрольной группой, а значит, их поведение стало более конгруэнтным. По методу «Методика экспериментальной диагностики побуждений» Л. Сонди полученные результаты говорят о том, что в экспериментальной группе после ДАС-БОС снизился уровень антисоциальных тенденций и приблизился к норме, уровень побуждений изменился в сторону гармонизации и организации жизни испытуемых. В результате нашей работы были уточнены данные социального индекса для учащихся седьмых классов. Полученные результаты позволяют уточнить нормы для подросткового возраста, так как подобных данных в работах Л. Сонди нет. Традиционная статистическая обработка полученных данных включала корреляционный анализ: получено большое количество корреляционных связей между показателями ситуативной тревоги, личностной тревожности и показателями других методик. Достоверность результатов оценивали по критериям математической статистики: U – критерий Манна-Уитни; T – критерий Вилкоксона; V – коэффициент вариации; L – критерий Пейджа; коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Методологическую основу исследования составили концептуальные представления о тревоге и тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина, А.О. Василенко, А.М. Прихожан, Ч. Венара, В.А. Аверина и др. Индикаторами благополучия явились снижение уровня ситуативной тревоги и психоэмоционального напряжения, суммарное отклонение от аутогенной нормы и вегетативный коэффициент по М. Люшеру, отражающие уровень нервно-психической напряжённости испытуемых. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что метод биологической обратной связи является одним из средств эффективной коррекции психоэмоциональных состояний тревожных детей подросткового возраста. Необходимо учитывать, что освоение и закрепление навыка диафрагмально-релаксационного дыхания требует прохождения полного курса – 10-12 занятий методом БОС. Меньшее количество сеансов ведёт к неустойчивому снижению тревожности и психоэмоционального напряжения. Литература
* Кулганов В.А. Коррекция психоэмоциональных состояний тревожных подростков [Текст] / В.А. Кулганов, Р.С. Гаркуша // Здоровье и образ жизни учащихся в современных условиях: взгляд врача и педагога [Текст] : материалы III Рег. науч.-практ. конф., 22-23 сент. 2011 г. / Союз педиатров России. – СПб., 2011. – С. 118-121. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|