Применение гештальттерапии в работе с гиперактивными детьми

К психологу часто обращаются родители и учителя по поводу детей со следующими поведенческими характеристиками: повышенная отвлекаемость на уроках, неспособность к длительной концентрации внимания, двигательная расторможенность, излишняя возбудимость и импульсивность, недостаток моторного контроля и самоорганизации и пр. Эти симптомы, проявляясь в комплексе, являются признаками поведенческого расстройства – синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Детей с СДВГ называют гиперактивными.

Многочисленные исследования, посвященные изучению причин появления СДВГ, выделяют три группы факторов, которые могут служить причинами развития синдрома: медико-биологические, генетические, психосоциальные [2], [5]. К медико-биологическим факторам относят: различные вредные воздействия на плод во время беременности (инфекции, токсикозы, вредные привычки матери и т.д.), стрессы у матери, осложнения при беременности и во время родов.

К психосоциальным факторам относят психологический климат в семье и особенности воспитания. Данные исследований российских ученых говорят о том, что у детей из материально обеспеченных семей к моменту поступления в школу последствия пре- и перинатальной патологии в основном исчезают [2]. Поэтому психосоциальными факторами можно и нужно управлять в ходе комплексной программы коррекции синдрома.

В настоящее время существует несколько подходов к лечению детей с СДВГ, основными являются медикаметозная терапия и психотерапевтическая и психолого-педагогическая коррекция [5]. Безусловно, наиболее эффективным является комплексный подход, который сочетает в себе несколько методов, индивидуально подобранных в каждом конкретном случае.

Цель психолого-педагогической коррекции СДВГ – снижение неблагоприятных психосоциальных факторов в окружении ребенка и создание благоприятных условий для его развития в школе и, прежде всего, дома.

В работе с гиперактивными детьми может успешно применяться гештальттерапия - феноменологически-экзистенциальное течение в психотерапии, созданное Фридериком Перлзом. Гештальттерапия основана на феноменологическом методе осознавания, в котором восприятие, чувство и действие отличаются от интерпретации исходно существующих точек зрения или позиций. Этот подход считает объяснения и толкования менее достоверными по сравнению с тем, что непосредственно воспринимает и чувствует человек. Целью клиентов является осознание того, что они делают, как они это делают, каким образом они могут изменить себя и в то же время научиться принимать и ценить свою личность в настоящем [4].

Гештальттерапия в большей степени сосредотачивается на самом процессе (на том, что происходит), а не на его содержании (на том, что обсуждается). Внимание, прежде всего, уделяется тому, что делает, мыслит и переживает человек в данный момент, а не тому, что было, может, могло или должно произойти.

Данный терапевтический подход основывался на пяти ключевых теоретических понятиях: отношение фигуры и фона, осознание и сосредоточенность на настоящем, противоположности, функции защиты, зрелость и ответственность.

Дети с СДВГ находятся в состоянии постоянного напряжения, поскольку не справляются с предъявляемыми к ним требованиями: правильно реагировать на воспитательные воздействия, не конфликтовать с окружающими, быть эмоционально устойчивым. Они часто не могут разобраться в своих чувствах, полностью осознать их и справиться с ними. Поэтому гештальттерапия, использующая эффективные методы работы с эмоциями и чувствами, может помочь гиперактивным детям.

В процессе психотерапии, когда ребенок начинает соприкасаться со своими эмоциями и чувствами, гештальттерапевт, применяя специальные техники, помогает ребенку лучше понять свой внутренний мир, более полно осознать свои стремления и желания.

Целесообразно использование гештальттерапии при работе с гневом и агрессией ребенка с СДВГ. Ребенок получает уникальную возможность «отыграть» негативные эмоции, осознать и почувствовать их деструктивный характер, а затем попробовать найти новые конструктивные паттерны поведения.

Гештальттерапия ориентирована на развитие автономности и ответственности человека. Поэтому она эффективна в работе с гиперактивными детьми, не умеющими брать на себя ответственность за себя, за свои действия и поступки.

Одной из важных техник гештальттерапии является ролевая игра, в которой воспроизводится диалог между клиентом и значимыми для него людьми. Данная техника может помочь детям с СДВГ эмоционально отреагировать на различные жизненные ситуации, лучше понять себя и окружающих людей.

В. Оклендер предложила использовать методы гештальттерапии в сочетании с другими методами: рисованием, работой с клеем и бумагой, лепкой, сочинением историй и т. д. Рисование пальцами с помощью красок благотворно действует на гиперактивных детей. В соответствии с гештальтподходом, после завершения рисования ребенку можно предложить воспроизвести диалог между различными частями картинки, разглядеть позы людей, их выражения лица, представить, что они говорят, каким тоном, и т. д. [6].

Гиперактивные дети часто неспособны удерживать внимание на деталях, с трудом концентрируют внимание при выполнении заданий или во время игр. Они проявляют бесцельную двигательную активность, совершают беспокойные движения.

Рисование, работа с клеем и бумагой, лепка и другие похожие виды деятельности, используемые в рамках гештальтподхода, способствуют осознанию детьми своего тела и своего «Я». Осознание и понимание своих физиологических возможностей помогает гиперактивным детям более целенаправленно осуществлять контроль над чрезмерной двигательной активностью.

Ученые считают, что СДВГ – это заболевание, затрагивающее не только самого ребенка, но и взрослых, и, прежде всего, матери, которая, как правило, находится в наиболее тесном контакте с ребенком [1]. Благоприятный прогноз зависит не только от своевременной помощи ребенку, но и от психологической реабилитации его близких. Поэтому необходима семейная и родительская терапия.

Столкнувшись впервые с проблемами своего гиперактивного ребёнка, родители обычно испытывают целую гамму противоречивых чувств: недоверие, разочарование, чувство вины, ощущение несправедливости. Проблемой является наличие у родителей неадаптивных особенностей личности, тревожных расстройств, СДВГ. Необходимо снижение раздражительности и тревожности у родителей.

Гештальттерапия может помочь родителям справиться со своими эмоциями и чувствами, адаптироваться к эмоциональным трудностям, вызванным воспитанием ребенка с СДВГ.

Дети с СДВГ часто нуждаются в упорядоченных взаимоотношениях с родителями и тесной эмоциональной связи с ними. Гештальттерапевт может помочь родителям гиперактивного ребенка осознать неэффективные модели поведения и сделать выбор в пользу позитивной модели отношения к ребенку. Например, в процессе гештальттерапии родители могут осознать, что сами втягивают ребенка в свои конфликты.

Дисфункциональные отношения могут стать причиной усиления симптоматики СДВГ. Применение семейной гештальттерапии позволяет обеспечить взаимопонимание между членами семьи.

Особенно эффективно использование семейной игровой гештальттерапии при работе с семьями, в которых детей чрезмерно опекают, когда разногласия в семье велики, когда ситуация в семье приобретает хаотичный характер и участники перестают контролировать свои действия. Гештальттерапевт предлагает членам семьи поговорить друг с другом в его присутствии о том, что их волнует. Он наблюдает за семейным взаимодействием, отмечая не только какие-то выраженные проявления, но и — что порой значительно труднее заметить — “выраженные отсутствия”, такие, например, как отсутствие взаимодействий в какой-либо семейной подсистеме. Его интересует при этом не содержание разговоров, а сам процесс контакта: кто с кем наиболее интенсивно взаимодействует, кто при этом слушает или не слушает, кто включается, кто с кем совсем не контактирует, когда убывает и прибывает энергия, где происходит торможение и так далее. Исходя из полученной таким образом информации, он создает психический образ “хорошей формы” семьи, на основании которого строит свои терапевтические интервенции. На первом этапе они должны служить осознаванию семьей своих положительных качеств — потенциала отыгрываемых ролей; на втором — осознаванию неотыгрываемых ролей, “упакованных” в симптоме; наконец, на третьем — получению семьей нового опыта коммуникации [3]. В процессе игры участники терапии отрабатывают навыки взаимодействия друг с другом, учатся конструктивным способам решения стоящих перед ними проблем.

Практика показала, что индивидуальная и семейная гештальттерапия существенно улучшает и оздоравливает психологический климат всей семьи, разрешает конфликты между родителями и, в конце концов, реабилитирует ребенка с СДВГ. Она существенно уменьшает гиперактивность детей, улучшает характеристики внимания, снимает мышечные зажимы и повышенную тревожность, помогает управлять собственным поведением, эффективно выстраивать взаимоотношения с окружающими, позволяет моделировать ситуации успеха.

 Литература

  1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. - М.: Издательство института Психотерапии, 2002.
  2. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. - М.: Издательский центр "Академия", 2005.
  3. Зинкер Джозеф. В поисках хорошей формы. Гештальттерапия с супружескими парами и семьями / Перевод А.Я. Логвинской. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000.
  4. Лебедева Н.М., Иванова Е.А. Путешествие в Гештальт: теория и практика. – СПб.: Речь, 2004.
  5. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети. Психолого-педагогическая коррекция. – СПб.: Речь, 2007.
  6. Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. – М.: Независимая фирма «Класс», 1997.


Просмотров: 328
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности использования метода биологической обратной связи для коррекции внимания у детей с СДВГ
  • Лечение СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) у детей
  • Гиперактивность и СДВГ у ребенка. Коррекция с помощью ТДТ
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей
  • Причины и факторы риска синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ или ГРДВ)
  • Развитие проблемы гиперкенетичекого синдрома (СДВГ) в связи с темпераментальными особенностями детей
  • Особенности психологического консультирования семьи, воспитывающей ребенка с СДВГ
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) у взрослых
  • Использование метафорических ассоциативных карт в работе с детьми дошкольного возраста с диагнозом СДВГ.
  • Коротко о методе БОС и его применении при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
  • Неэффективные методы помощи детям с СДВГ
  • Родителям детей с СДВГ просвящается
  • Ребенку поставили диагноз СДВГ, гиперактивность, аутизм,задержка психоречевого развития
  • Гиперактивные дети (СДВГ).
  • СДВГ - гиперактивные дети
  • Воспитание ребенка с СДВГ: общие рекомендации для родителей
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Психологическая помощь.
  • Гиперактивность, СДВГ, ММД – как помогать ребенку?
  • Проблемы родителей, воспитывающих детей с СДВГ
  • Дети с СДВГ и психолог: чем мы можем помочь?
  • Компьютерные игры для детей с СДВГ
  • У моего ребенка СДВГ
  • Как меняются симптомы СДВГ по мере взросления ребенка? Дошкольный период
  • Как меняются симптомы СДВГ по мере взросления ребенка. Школьный возраст.
  • СДВГ (Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности).
  • Записки расстановщика. СДВГ, депрессия и невроз в наше время стала образом жизни.
  • У моего ребенка СДВГ. Что делать?
  • Многоликий Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  • Дети с СДВГ. Коррекция психоэмоционального неблагополучия
  • Дети, которых считают неудобными…СДВГ: правда или миф?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь