|
Реальный характер воспитания.Автор статьи: Горский Александр Витальевич
Воспитание является общественно ориентированным процессом и осуществляется не столько теоретически, сколько практически, реально (а не формально), в результате прямого контакта воспитателя и воспитуемого в ходе их совместной деятельности. В данном материале представлено междисциплинарное понимание реального характера воспитания, раскрыты современные проблемы воспитания личности, предложены способы их преодоления. Воспитание и обучение. Действующий Закон РФ «Об образовании» утвердил в нашей стране гуманистическое воспитание. В СССР доминировал идеологический компонент воспитания, хотя, в общем, представление о воспитании было более понятным, чем теперь. В связи с «перестройкой» и «либерализацией общественного сознания» в нашей стране было ликвидировано большинство общественных организаций, произошла коммерциализация учреждений культуры и средств массовой информации, сократился воспитательный компонент в государственных образовательных учреждениях. В результате основная ответственность за воспитание легла на родителей (см. п. 3 ст. 18; п. 10-11 ст. 50; п. 1, 5 ст. 52 Закона РФ «Об образовании»), которые оказались недостаточно подготовленными к данному повороту событий. Под образованием в упомянутом Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. В соответствии с тем же законом государственные, муниципальные и негосударственные образовательные учреждения ориентируются в своей деятельности на государственный образовательный стандарт. На практике же образование детей часто сводится к даче ребенку определенного количества знаний, в ущерб их воспитанию. И это не случайно, ибо в упомянутом выше Законе речь идет скорее не о воспитании, а об обучении (гражданственности, трудолюбию, уважению к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье), называемом воспитанием. Кульминацией стандартизации образования стал единый государственный экзамен (ЕГЭ). Это говорит о том, что в образовательных учреждениях РФ происходит замена преемственно-познавательной системы образования фрагментарно-эмоциональной. Процесс воспитания в корне отличается от процесса обучения. Если знания можно получить, то навыки поведения можно только привить. Поэтому о воспитании можно судить не столько по тому, что планируется, сколько по тому, что получается в результате процесса воспитания. По С. И. Ожегову результатом воспитания являются приобретенные навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни. Воспитание осуществляется посредством подражания воспитуемого воспитателю. Лучшим примером для подражания является образцовый поступок собственных родителей. Воспитание является общественно ориентированным процессом и осуществляется не столько теоретически, сколько практически, реально (а не формально), в результате прямого контакта воспитателя и воспитуемого в ходе их совместной деятельности (игры, прогулки, пения, рисования, обучения, труда). Образно говоря, воспитание передается «из рук в руки» и «из уст в уста», воспитатель «являет собой». Обучение – это способ преимущественно вербальных (словесных) ограничений ребенка. Воспитание – это способ преимущественно невербальных (образных) самоограничений ребенка. Схематически воспитание ориентировано на формирование у ребенка понимания рассматриваемых явлений, обучение – на их запоминание. Без понимания невозможно запоминание, а без запоминания невозможно понимание. Понимание и запоминание две части единого образовательного процесса. Они сочетаемы, но не сливаемы. Связь воспитания и обучения проиллюстрируем следующей аналогией. Воспитание (понимание) аналогично стене, а обучение (знания) - висящим на ней картинам. При отсутствии стены (понимания) картины (знания) превращаются в цивилизованный хлам (нагромождение знаний). Отсутствие должного воспитания, а также рассогласованность процессов воспитания и обучения отрицательным образом влияет на развитие всего общества в целом. Обучение без воспитания и опоры на традиционную культуру подрывает основы российского общества, обрекая его на вырождение. Отказ от национальной принадлежности, идеология крайнего космополитизма, а, следовательно, отсутствие правильного воспитания вынудило, например, США скупать умы по всему миру. На этом фоне Россия выглядит неиссякаемым источником научного и духовного знания. Предполагается, что отсутствие должного воспитания в системе российского образования приведет к тому, что молодое поколение россиян будут больше знать, но меньше понимать. Системные нарушения и способы их преодоления. Глубокий общественный кризис (1989–2001 гг.) российского общества привел к рассогласованию следующих понятий: нравственных и юридических законов; реалистической и постулированной науки; многонационального народа и органов государственной власти; воспитания и обучения. Между приведенными выше рассогласованными понятиями выявлена «слепая» зона системных нарушений в управлении российским обществом. Она является основой для формирования: коррупции («правового нигилизма»); комиссии РАН по борьбе с «лженаукой»; ига (системы эксплуатации российских народов); подмены в воспитательном процессе развлечения развращением, а также доминирования интереса (развлечения) над преодолением трудностей в изучении школьных предметов. Системные нарушения в управлении российским обществом говорят о рассогласовании социальной среды и ее производных, возникшем естественным путем, вследствие глубокого общественного кризиса российского общества, который является основой для различных форм паразитирования. Для стабильных периодов общественного развития противоречивые мнения являются объектом осознания с целью их последующего согласования. Для переходных (кризисных) периодов общественного развития они являются, напротив, - целью разрушения в обществе системного мышления, повышению тревожности, росту покупательского спроса и максимальному извлечению прибыли в экономической деятельности. Преодоление глубокого общественного кризиса предполагает ликвидацию системных нарушений, что возможно вследствие согласования социальной среды и ее производных. Для этого необходимо выявить факты рассогласований, осуществить стимуляцию болевых точек (по аналогии с биологически активными точками) и анализировать отреагирование для коррекции последующих действий. Приведем наглядный пример рассогласования среды и ее производных из ныне актуальной в Санкт-Петербурге градостроительной тематики. Средой в данном случае является земельный участок придомовой территории, а производным земельного участка придомовой территории является расположенный на нем многоквартирный дом. Рассогласование законодательства в отношении земельного участка придомовой территории и многоквартирного дома привело к так называемой «уплотнительной» застройке, то есть захвату чужих территорий. Пример согласования среды и ее производных проиллюстрируем данными биорезонансной терапии и психоаналитической терапии. Средой в биорезонансной терапии является физиологическая ткань, а производным физиологической ткани является ее функционирование. В результате рассогласования физиологической ткани и ее функционирования в человеческом организме формируется патологическая ткань. Средой в психоаналитической терапии является психическая реальность, производным психической реальности является ее осознание. В результате рассогласования психической реальности и ее осознания в человеческой психике формируется повышенная тревожность. Для определения необходимости проведения человеку биорезонансной терапии необходимо выявить наличие у него соматических заболеваний. Это определяется по физическому сопротивлению биологически активных точек и зон (БАТ и БАЗ) в ходе биорезонансной диагностики и терапии. Для определения необходимости проведения человеку психоаналитической терапии (процесса довоспитания) необходимо выявить наличие у него психических нарушений. Это определяется по психическому сопротивлению личности в ходе психоаналитической диагностики и терапии. Выявленное в ходе диагностики и терапии сопротивление (физическое или психическое) говорит о неспособности пациента самостоятельного его преодоления. В ходе биорезонансной терапии происходит активизация канала передачи сигнала между внутренней и внешней естественной средой организма. О достижении терапевтического эффекта свидетельствует отреагирование, которое заключается в терапевтическом обострении, возникающем вследствие резонанса между внутренней и внешней средами организма. В ходе психоаналитической терапии происходит активизация канала передачи сигнала между вторичными и первичными процессами мышления. О достижении терапевтического эффекта свидетельствует также отреагирование, которое заключается в катарсисе, возникающем вследствие согласования психических процессов. Образным примером резонанса является способ освобождения половика от пыли путем его встряхивания. Пыль из половика удаляется в момент резкого увеличения амплитуды его колебаний. Вызывая резонанс (согласование) важно не спровоцировать разрушение физической или психической основы существования человека. Возникновение резонанса или катарсиса говорит о реальности (а не формальности) рассматриваемых терапевтических процессов. Общее рассмотрение биорезонансной терапии и психоаналитической терапии выявляет связи биологических факторов с динамикой психики. Нынешняя российская политика в области образования основывается на гуманистическом характере, который согласно Закону РФ «Об образовании» распространяется на обучение и воспитание. Ранее использовались и другие подходы (теории и методики), например, ведический, христианский или коммунистический. Отсутствие в российском обществе общепризнанного понимания реального характера воспитания и в связи с этим динамического единства различных подходов в воспитании, а также согласованности воспитания и обучения усугубляет общественные противоречия. Болевыми точками (по аналогии с биологически активными точками) в системе образования являются те педагоги или педагогические коллективы образовательных учреждений, которые игнорируют реальный характер воспитания. Отрицательными результатами их деятельности являются многочисленные случаи рассогласования процессов воспитания и обучения. Такие педагоги, например: подменяют воспитание развлечением; в соответствии с образовательным стандартом предоставляют учащемуся определенное количество знаний в ущерб его воспитанию; проводят раннюю специализацию учащихся. Педагоги, игнорирующие реальный характер воспитания, ориентируют своих учащихся больше не на преодоление трудностей в изучении предмета, а на интерес (развлечение) к его фрагментам. В психологии же известно, что при формировании мотивации изучения предмета доля трудового участия должна быть более выраженной, чем интереса. Для тех педагогов, которые считают основной целью образования “наполнение” ученика определенным количеством знаний, вопреки принципу достаточности, следует вспомнить Монтеня. Он говорил, что мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный. В некоторых образовательных учреждениях ставится задача ранней специализации учащихся в соответствии с их индивидуальными способностями. Психологам же известно, что в результате ранней специализации таких учащихся в будущем они сталкиваются с проблемой взаимоотношений в обществе. Поэтому в младших и средних классах средней школы у учащихся следует развивать больше не то, к чему они предрасположены, а то, к чему они не предрасположены. Учащихся с обычными способностями надо развивать не односторонне, а разносторонне. К специальному обучению лучше переходить после освоения ими теоретических и практических знаний восьмилетней школы. Важным этапом преодоления российским обществом глубокого общественного кризиса является создание общей теории воспитания, вследствие согласования различных его подходов, а также воспитания и обучения. Для определения базовых ориентиров согласования различных подходов в воспитании можно использовать данные 200-летних исследований в гомеопатии, 100-летних в психоаналитической терапии и 50-летних в биорезонансной терапии, а также иных методов реального здравоохранения и образования, отечественного и зарубежного. Процедура согласований различных подходов в воспитании напоминает градостроительное межевание земельного участка для последующего строительства на землеотводах многоквартирных зданий или других сооружений; или компьютерное форматирование дискеты для последующего заполнения образовавшихся ячеек информацией. Общая теория воспитания будет основой последующих более детальных согласований воспитания и обучения. Российская государственная деятельность в области образования должна основываться на реальном характере воспитания. На основании изложенного материала сделаем следующие выводы: 1. Для формирования в российском обществе реального характера воспитания необходимо: согласование различных подходов в воспитании; создание общей теории воспитания; согласование процессов воспитания и обучения; законодательный запрет подмены развлечения развращением в воспитательном процессе, а также доминирования интереса (развлечения) над преодолением трудностей в изучении школьных предметов; преодоление глубокого общественного кризиса. 2. Для преодоления российским обществом глубокого общественного кризиса требуется: согласование социальной среды и ее производных; формирование в российском обществе обновленного единого (динамического) мировоззрения, общественно-ориентированной системы общественного устройства и преемственно-познавательной системы образования. 3. Важнейшей функцией российского государства должна быть не изоляция от общества, а согласование социальной среды и ее производных. 5. Основным механизмом формирования обновленного мировоззрения является согласование прежде реальных, а затем формальных дел. 4. Воспитание должно быть больше трудным, чем интересным. 5. Процесс воспитания является основой безопасности российского общества. 6. Российская государственная деятельность в области образования должна основываться на реальном характере воспитания. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|