|
Междисциплинарное понимание воспитанияАвтор статьи: Горский Александр Витальевич
В данной статье предлагается междисциплинарное понимание воспитания, которое было достигнуто в результате сравнительного анализа гомеопатической терапии и процесса воспитания. Принципы воспитания.В начале обратимся к принципам воспитания, на которых по нашему мнению оно базируется. Принцип родства. Термин “гомеопатия” происходит от греческих слов homois (подобный) и pathos (страдание, болезнь). Основной принцип, на котором базируется гомеопатия, - это принцип подобия, который формулируется, как “подобное лечится подобным”, по-латински - Similia Similium curantur. Согласно принципу подобия, гомеопатическое лекарство может излечить болезнь в том случае, если сырье из которого оно готовится, в токсической дозе вызывает у здорового человека симптомы подобные тем, которые наблюдаются при этой болезни. То, что подобное лечится подобным, знали издревле. Эта тема широко представлена в фольклоре народов мира. В России, например, говорят “Клин клином выбивается” или “Чем ушибся, тем и лечись”, то есть противодействуют тем же средством. Закон подобия работает и при закаливании холодной водой. Холод, который способен вызвать хроническую простуду, может ее и вылечить. Только надо знать, как его применять. Подобие по С. И. Ожегову - это что-нибудь сходное с чем-нибудь другим, содержащее образ, вид чего-нибудь. В 400 году новой эры Гиппократ отметил: “Применение того, что вызывает болезнь, излечивает ее”. В X веке новой эры этот закон описали индийские мудрецы. В XVI веке немецкий врач Парацельс вновь сформулировал этот закон. Его соотечественник и последователь Самуил Ганеман, родившийся в 1755 году, принцип подобия проверил опытным путем и утвердил его как основополагающий для такой отрасли медицины, как гомеопатия. Гомеопатическое лекарство может быть подобным и нейтральным. При отсутствии подобия лекарственное воздействие не проявляется. Гомеопатический принцип подобия используется и в процессе воспитания, при работе воспитателя с сопротивлением воспитуемого, когда воспитатель подбирает подобные защитам воспитуемого те или иные интерпретации, взаимодействия. С учетом одновременного использования принципа подобия в гомеопатии и в воспитании, мы называем его принципом родства (основной принцип воспитания). Родство по С. И. Ожегову - это близость по общности происхождения и непосредственному сходству. Основной принцип, на котором базируется воспитание, - это принцип родства, который формулируется, как “родственное взаимодействует с родственным”. Согласно принципу родства воспитуемый может избавиться от ошибочных навыков поведения в том случае, если способ активизации канала передачи информации вызывает у воспитуемого симптомы, подобные тем, которые наблюдаются при ошибочных навыках поведения. Таким образом, гомеопатический принцип подобия аналогичен нашему пониманию принципа родства в воспитании. Принцип взаимодействия. Вторым принципом гомеопатии является принцип испытания, который касается метода испытания веществ в целях определения их действия на организм. Испытание по С. И. Ожегову - это проверка на опыте. При испытании лекарства группа здоровых людей ежедневно принимает определенную дозу вещества и очень тщательно регистрирует симптомы, которые возникают. Согласно стандартной дублируемой слепой методике, используемой в фармакологических исследованиях, половина людей в испытуемой группе является контролем, и они получают таблетку, не содержащую данного вещества (плацебо). После завершения проверки все симптомы, которые постоянно наблюдались у испытуемых, как характерные для препарата вносятся в Лекарствоведение (Materia medica) – справочник для их назначения. Приступая к лечению пациента, врач отыскивает в Лекарствоведении препарат, в лекарственном патогенезе которого имеются соответствующие симптомы, и применяет его согласно принципу подобия. В обычных медицинских исследованиях лекарства вначале испытывали на животных, так как многие препараты оказывают вредное воздействие. В гомеопатии животные как объект для тестирования не используются, так как они реагируют на химические соединения не так, как человек. Кроме того, считаем, что очень важны именно субъективные симптомы. У нас нет опасений в связи с проведением испытаний гомеопатических препаратов на здоровых людях, поскольку гомеопатически приготовленный препарат не токсичен. Первое испытание было проведено в 1790 году и до настоящего времени такие исследования продолжаются. При этом никогда не было сообщений о длительных неблагоприятных реакциях на препарат. Гомеопатический принцип испытания используется и в процессе воспитания, в ходе взаимодействия воспитателя с воспитуемым, его анализа и интерпретации воспитателем. С учетом одновременного использования принципа испытания в гомеопатии и воспитании, мы называем его принципом взаимодействия. Взаимодействие по С. И. Ожегову - это взаимная связь двух явлений. Вторым принципом воспитания является принцип взаимодействия, который касается метода взаимодействия родственных элементов: воспитателя, воспитуемого и близких им людей (членов семьи, сослуживцев и т. д.) в целях определения самого их взаимодействия. Таким образом, гомеопатический принцип испытания аналогичен нашему пониманию принципа взаимодействия в воспитании. Принцип преемственности. Третьим принципом гомеопатии является принцип разведения, который относится к приготовлению гомеопатических препаратов. Потенция по С. И. Ожегову - это возможность, то, что существует в скрытом виде и может проявиться при известных условиях. Все в природе в одних условиях является фактором повреждения, а в других - лекарством. Реакции организма на большие и малые дозы вещества противоположны по знаку. Следовательно, с учетом картины повреждения организма любым веществом появляются опорные пункты (точки инверсии) для применения этого же средства в малых дозах, с лечебной целью. Гомеопатические препараты готовятся особым образом с использованием последовательного разведения (инверсирования) и встряхивания (потенцирования, динамизации) исходного материала (неразведенной тинктуры), которые действуют по принципу подобия и в больших дозах вызывают у здорового человека признаки данной болезни. Разведение и встряхивание исходного материала может продолжаться до тех пор, пока в конечном продукте уже не будет содержаться молекул исходного вещества. Такие малые дозы называют разведениями (или потенциями). Причем разведением (или потенцией) называется как сам процесс, так и его результат. Малые разведения лечат острые состояния, средние - хронические заболевания, а большие - нервные и психические нарушения. Потенцированный препарат содержит такое количество исходного вещества, которое не может непосредственно воздействовать на ткани, это означает, что гомеопатические лекарства не токсичны и не могут вызвать побочного эффекта. За период более чем 160-летнего применения гомеопатических препаратов побочные эффекты не отмечались ни разу. Процесс разведения был изобретен в 1800 году. Тогда мысль о том, что бесконечно малое количество вещества может оказывать лечебное действие, была невероятной. Теперь же, в ядерный век, действие мельчайших доз совершенно очевидно. Например, микроэлементы, присутствующие в организме в трудно измеряемых количествах, очень важны для его развития и функционирования. А кому не известен принцип полезности малых дел или пословица “вода камень точит”? Гомеопатический принцип разведения используется и в процессе воспитания, когда происходит избавление от симптомов, вызванных ошибочными навыками поведения воспитуемого, в порядке, обратном их вытеснению. С учетом одновременного использования принципа разведения в гомеопатии и воспитании, мы называем его принципом преемственности. Преемственный по С. И. Ожегову - это идущий в порядке преемства, последовательности от одного к другому. Третьим принципом воспитания является принцип преемственности, который относится к усложнению взаимодействия воспитателя и воспитуемого и согласованию их взаимодействий, а также взаимодействий близких ему людей (членов семьи, сослуживцев и т. д.). Это осуществляется методом преемственной работы воспитателя с ошибочными навыками поведения воспитуемого в порядке, обратном их вытеснению. Последовательное усложнение взаимодействия воспитателя и воспитуемого, может продолжаться до тех пор, пока у воспитуемого не будут выявляться симптомы ошибочных навыков поведения. В результате сравнительного анализа методов гомеопатии и воспитания выявлены общие принципы: подобия (родства), испытания (взаимодействия) и разведения (преемственности). Используемые в воспитании принципы родства, взаимодействия и преемственности, по нашему мнению, являются универсальными. Эту мысль подкрепляет высказывание доктора физико-математических наук А. П. Смирнова о том, что всякое конформное преобразование анализируемого пространства составляется из подобия, инверсии и движения. Таким образом, гомеопатический принцип разведения аналогичен нашему пониманию принципа преемственности в воспитании. Другие аналогии.Кроме общих принципов процесса воспитания и гомеопатической терапии имеются и другие аналогии. Психосоматический подход. Гомеопатия эффективно используется для лечения психосоматических нарушений. То же устремление и у воспитания. Разница лишь в преимущественной стороне воздействия: гомеопатия ориентируется на соматическую (физическую) симптоматику, воспитание – на психологическую симптоматику. Гомеопатия и воспитание дополняют друг друга пониманием связи биологических факторов с динамикой психики. Конституция. Известны классификации, предложенные Гиппократом, Кречмером, Павловым, Юнгом, которые делят людей на 3 - 12 типов. Но этими схемами трудно пользоваться в терапевтической практике, так как большинство людей представляют собой смешанные типы. Классификация смешанных типов хорошо представлена в гомеопатии, где раскрывается перед нами более ста портретов (конституциональных препаратов), ярко и детально описанных. Они обозначаются в терминах веществ, из которых они готовятся. Причем каждая такая “картинка” представляет собой характеристику, не только лекарства, но и пациента, и заболеваний (недугов), которые оно лечит. Каждое гомеопатическое лекарство обладает собственным спектром индивидуальных особенностей (симптомов): психологических, физиологических и морфологических, а так же склонностью к определенной патологии, которые характеризуют контингент лиц, более чувствительных к данному лекарству, - так называемый “конституциональный тип” (в гомеопатическом понимании). Гомеопатия использует гомеопатические препараты в соответствии с четырьмя темпераментами, описанными еще в античности. Пациентам с: холерическим темпераментом подходит бриония, нукс вомика, арсеникум альбум; флегматическим темпераментом - антимониум крудум, арника, калькареа карбоника; сангвиническим темпераментом – амбра гризеа, аконит, белладонна; меланхолическим темпераментом – аурум металликум, арсеникум альбум, вератрум альбум и другие. В соответствии с гомеопатическим принципом подобия каждому пациенту врач подбирает лекарство характерное его конституции. Однако, задача выбора максимально эффективного лекарства очень сложна. Сложность выбора лекарства зависит от места сбора сырья, способа приготовления гомеопатического препарата, его потенции, индивидуальных (врожденных и приобретенных) особенностей пациента, своеобразия течения болезни в каждом отдельном случае, а также состояния здоровья терапевта. В связи с этим гомеопаты в своей практике нередко назначают больному несколько, в том числе и симптоматических препаратов. Аналогичен поиск наиболее эффективного средства и в процессе воспитания. Обострение и катарсис. Терапевтическое обострение является закономерным результатом гомеопатической терапии, катарсис – воспитания (понятие катарсиса используется в психоанализе). Общей причиной терапевтического обострения и катарсиса является достижение человеком фазового состояния. Терапевтическое обострение и катарсис выполняются в соответствии с принципами подобия (родства), испытания (взаимодействия) и разведения (преемственности). Основной задачей гомеопатии и воспитания является работа специалиста (врача и воспитателя) с сопротивлением (физическим и психическим) человека, по отношению к осуществляемому воздействию (терапевтическому, воспитательному). Суть сопротивления заключается в неспособности самостоятельного преодоления человеком физически- и психически-сложных ситуаций. В ходе гомеопатической терапии и процесса воспитания человек как бы наталкивается на свою соматическую (и психическую) проблему. В результате периодического достижения фазового состояния человек постепенно избавляется от соматической (и психологической) симптоматики. Слоистость воспитания. С гомеопатической точки зрения человек является потенциальным носителем заболеваний, которые обусловлены и проявляются у него в соответствии с характерным для данного конституционального типа способом. Если болезнь является формой патологической адаптации человека к внутренней и (или) внешней среде в результате патологического воздействия (физического или психического) на него и использования им патологических установок, то излечение - формой физиологической адаптации, в результате воздействия (физического или психического) на него и использования им терапевтических установок. В связи с тем, что любое воздействие носит периодический характер, то избавление от вызванных симптомов заболевания осуществляется в порядке, обратном тому, в котором происходило их развитие. По К. Герингу выздоровление пациента осуществляется сверху вниз, изнутри наружу, от поздних симптомов к ранним симптомам. Последовательное избавление от нежелательных симптомов (ошибочных навыков поведения) характерно и для воспитания. В ходе его проведения происходит избавление от симптомов воспитуемого в порядке, обратном их вытеснению. Глубоко проникая в человеческую психику, воспитание раскрывает даже проблемы переданные человеку от его предков в нескольких поколениях. В сферу интерпретаций воспитателя входит: ошибочные навыки поведения воспитуемого, его психосоматические нарушения, особенности его Родовой памяти, среды, в которой он проживает, а также мифологическое прошлое, на базе которой сформировалась современная культура. Воспитатель снимает слои симптомов ошибочных навыков поведения, как хозяйка - листья с капустного кочана. Однако из-за сложности формирования этих симптомов путь этот бывает довольно противоречив. Режим воспитания. Острое течение соматических заболеваний требует частого приема гомеопатических препаратов. Хроническое течение соматических заболеваний требует редкого приема гомеопатических препаратов. Аналогичный подход и в воспитании: острое проявление ошибочных навыков поведения требует частого использования воспитательных взаимодействий, хроническое нарушение – редкого использования воспитательных взаимодействий. Подходы. И, наконец, последняя аналогия. В гомеопатии и воспитании нет общепризнанной теории, но есть подходы, например, ганемановский, гомотоксилогический, холистический - в гомеопатии; христианский, коммунистический или гуманистический - в воспитании. Широко используются неортодоксальные и индивидуальные подходы. В результате сравнительного анализа гомеопатической терапии и процесса воспитания выявлено много общего. Они основываются на аналогичных принципах: подобия (родства), испытания (взаимодействия) и разведения (преемственности). Оба воздействия на человека прокладывают мосты между расколом тело-психика; опираются на конституциональный принцип; испытывают сложность выбора максимально эффективного средства (терапевтического, воспитательного); используют работу с сопротивлением (физическим и психическим); характеризуются аналогичными результатами воздействия: терапевтическое обострение (катарсис), избавление от симптоматики (соматической или психической), слоистостью терапии (воспитания) и аналогичными режимами терапии (воспитания). В гомеопатии и воспитании нет общепризнанной теории, но есть подходы. На основании изложенного материала сделаем следующие выводы: 1. Гомеопатическая терапия и процесс воспитания характеризуются общими понятиями. 2. Ввиду отсутствия в нашей стране общепризнанной теории воспитания приведенное выше междисциплинарное понимание воспитания можно использовать в практической деятельности как средство выбора. 3. Для формирования общей теории воспитания требуется научное обоснование и согласование различных подходов в воспитании с учетом российских традиций, данных современной науки и международной обстановки. В этой связи необходимо также совершенствование законодательной базы в сфере образования. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|