Сложность воспитания современных детей

Однажды, очень давно, когда Земля еще была только создана, и Бог общался со всеми людьми напрямую, на равных, один земледелец посетовал ему: «Все ты делаешь неправильно! То дождей много, то засуха. Мои посевы хлеба могли бы давать значительно больше урожая, если бы ты умнее подходил к погоде!» И Бог ответил: «Хорошо. Я позволю тебе занять мое место ровно на один год. Сделай все так хорошо, как сможешь и как захочешь». Земледелец обрадовался и стал управлять погодой. Он заказывал для своего хлеба ровно столько дождей, сколько хотелось, чтобы напоить колосья,  и солнце, чтобы дать им побольше энергии, и прохладу, чтобы их не спалили солнечные лучи. И хлеб вырос колосок – к колоску, отборный, огромный. Зерна были в три раза больше обычного. Крестьянин с гордостью показал их Богу, но тот лишь улыбнулся в ответ. Но когда пришло время убирать урожай, земледелец обнаружен, что огромные зерна – пусты. С удивлением он обратился вновь к Богу: «Что я сделал не так?  Я учитывал все свои знания и опыт, чтобы создать идеальные условия для своего хлеба! Чего ему не хватило?» И Бог ответил: «Твоим зернам не хватило трудностей! Все было СЛИШКОМ хорошо. Иv не пришлось ничего преодолевать, и потому за внешней красотой  они лишены внутренней силы. Немного ветра, дождей или, даже, урагана, позволило бы им окрепнуть и стать наполненными!»

Древняя притча.  

                В чем основная сложность в воспитании современных детей?

                Один известный автор сказал: «Детей не надо воспитывать, их надо любить!»

Конечно, в современном мире налицо те проблемы, которых были лишены прошлые поколения: бешенная урбанизация, нарастающий темп жизни, цифровые технологии, поток постоянно меняющейся информации, занятость родителей на работах и отрыв от детей, «социальное» воспитание  превалирует над «домашним», возрастает разобщенность.  За последние 20 лет в корне изменилась идеология и философия общества. Произошло многое другое.

Недавно в интернете прочитал статью уважаемого российского педагога и психолога, специалиста в области возрастной и педагогической психологии, психологии развития, психологии личности; профессора , академика и вице-президента Российской академии образования Давида Фельдштейна: Ученые бьют тревогу - Настолько сильно изменился психологический портрет современного ребенка за последние 20 лет! Они стали меньше знать, меньше уметь действовать руками (мелкая моторика), хуже умеют устанавливать контакты со сверстниками, не способны зачастую решать даже элементарные конфликты, у них снизилась двигательная активность , они не хотят учиться, чувствуют себя одинокими и отверженными и много, много другое.

                Причем, это касается не детей из «неблагополучных семей», а в целом все поколение 2000-х гг. Этой зимой вышел прогуляться с сыном во дворе родительского дома. Почувствовал какую-то оторванность от реальности! Что-то не так, а что – невозможно сразу сообразить. После некоторых размышлений понял: ситуация кажется противоестественной! Зимний вечер, 19 часов, на улице -10* (идеальная температура для сибирской зимы), КАНИКУЛЫ ЗИМНИЕ!!!! А во дворе – пусто. Пусто на детской площадке, пусто на уклоне к соседнему дому, где сама природа каждый год создает горку, пусто в старой хоккейной коробке, которую никто не залил льдом в этом году. Где дети??? Все мы знаем. Они сидят перед экранами телевизоров и компьютеров, в созданном для них виртуальном мире.

 Конечно становится страшно и жутковато. Воображение без труда рисует безотрадное будущее, где подавляющее число россиян сидят по углам своих комнатушек, решая компьютерные головоломки, убивая монстров, сражаясь в танки или наряжая кукол. Как сможет существовать общество, настолько разорванное друг от друга?! Трудно представить.

Я заканчивал школу в 1989 г. Наш класс, мне казалось, прошел все эксперименты перестройки! Плоха или хороша была советская идеология – не берусь сейчас судить, но у нас были постоянные мероприятия, заставлявшие детей общаться и взаимодействовать. Конкурсы, смотры песни и строя, какие-то общественные работы, походы в лес на пикники, кружки, занятия с шефами из старших классов, зарницы,  веселые старты, лыжня здоровья всей школой и всей семьей.

Конечно, телевизоры тогда были черно-белыми и программы было всего две – Первая и Вторая. ТВ программу вырывали друг у друга из рук, чтобы все члены семьи по очереди пометили те передачи, которые они будут смотреть. И ужасные душевные драмы случались тогда, когда я хотел посмотреть мультфильм по второй программе, а родители собирались смотреть какой-нибудь военно-патриотический фильм про Шерлока Холмса – по первой. С улицы детей трудно было затащить домой. Хочется попить, или, того хуже, в туалет, но терпишь – в дом заходить нельзя – «загонят!» Этот термин «загонят» означал, что больше на улицу уже не выпустят. Мы больше двигались, больше общались, больше бывали на улице, меньше смотрели телевизор.

Однако, не удержусь от некоторых аналогий. Мои родители периодически называли нас с братом «домоседами» - видимо, сравнивая со своим детством. Сетовали, что мы ничего не умеем делать собственными руками (в итоге, умею делать очень много разных работ), ругались за то, что мы «бесконечно торчим перед телевизором». И как только в каникулы начинали показывать очередную серию «Гостьи из будущего» - весь двор вымирал – дети сломя голову бежали к телевизорам! (да, чтобы не опоздать к началу, приходилось бесконечно выспрашивать у взрослых прохожих время, потому что часов ни у кого из детей не было). Электронный Волк, пытающийся поймать куриные яйца, делал его обладателя по значимости вторым человеком в школе, после директора!

И воспоминания родителей…. Когда в одних дырявых валенках 7 детей по очереди бегали на улицу или в гости к соседям в 40* мороз. Когда в 7 лет отец впервые самостоятельно пошел в лес на охоту с малокалиберным ружьем и вернулся, таща за уши подстреленного зайца! (представляю современного первоклассника сегодня зимой в лесу с ружьем). Когда вместо телевизора – тарелка радиоприемника. Патефоны, грампластинки с классической музыкой. Конфета, которую случайно слишком быстро проглотил и зарыдал от огорчения – не успел насладиться!

Короче, «Жить стало лучше, жить стало веселее», - как сказал однажды И.В.Сталин.

Но мы, по прежнему, как и наши родители, переживаем за воспитание и жизнь наших детей. Сравниваем их со своим детством, где не было ни колбасы вдоволь, ни красивой одежды, ни электронных девайсов, - и сравнение все-равно не в их пользу. Мы жили лучше!

Думается, что это извечное ощущение всех родителей в отношении к собственным детям. Раньше и деревья были выше, и трава зеленее. Ко всем объективным изменениям в мире примешивается большое количество субъективных оценок. Как во всем этом разобраться, и что делать в отношении собственных детей?

Безусловно, я призываю серьезно отнестись к исследованиям Давида Фельдштейна (его краткие выводы вы без труда найдете все в том же «пагубном» интернете). Беда лишь в том, что многие психологи верно и своевременно обозначают проблему, но не предлагают никаких вразумительных выходов. Их предложения: дополнительно изучить, рассмотреть, повлиять, перестроить педагогический процесс с учетом….- чаще всего остаются сотрясанием воздуха.

Мне видится, что наши дети, и проблемы с ними связанные, это индикаторы жизни общества в целом. Мы сами 20 лет назад потеряли ориентиры. Мы сами чувствуем себя «слепыми котятами» в этом безумном мире. Нам хочется и денег, и материальных благ, и удовольствий,  но в глубине души мы четко осознаем: это совсем не главное. И всплеск разных религиозных сект  в последние 20 лет, и всплеск алкоголизма и наркомании в стране заполняет один и тот же дефицит, одну и ту же душевную яму. Яму бездуховности! Вспомнилась книга с говорящим названием «Духless» - («Отсутствие духа» - если перевести дословно). У общества сильно сбился вектор развития. Это мы видим и по последним геополитическим событиям. И наша страна, где люди 70 лет учились доверять в своем развитии направляющему слову партии, оказалась еще менее адаптированной к системе власти денег и человеческих пороков. И мы по прежнему, по инерции, пытаемся найти внешние источники опоры, идеологии, веры или его-то еще, что даст почву под ногами и нам, и нашим детям. И не находим. Потому что нет таких точек опоры.

Лев Николаевич Толстой, много времени своей жизни посвятивший духовным поискам, и даже был отлучен за это от РПЦ (российской православной церкви), где-то на закате своей жизни написал коротенькое произведение под названием «Исповедь». Наберитесь времени и терпения. 30 минут хватит, чтобы почитать. И 30 лет потом – чтобы подумать.

Да много их – имен русских писателей, которые очень беспокоились о воспитании духовности в России. Чехов, Достоевский, Солженицын, Гоголь, Пушкин, Некрасов, Бердяев, Тургеньев («Отцы и дети» - очень созвучные проблемы), всех не перечислишь, - слава Богу!

У Шукшина есть жесткая фраза: «Бедным быть не стыдно, стыдно быть дешевым!» От себя добавлю: Еще стыднее быть богатым и дешевым. Из такой привычной и уютной советской нищеты мы выпрыгнули в общество материальных благ и достатка. И в погоне за куском хлеба с красной икрой забываем древнюю истину: Не хлебом единым жив человек! И дети, как лакмусовые бумажки, первыми реагируют на ошибки общества. Ругать их за это, гнуть через колено или перевоспитывать? Думаю, нет. Себя надо перевоспитывать, а детей – просто любить! Себя спросить: что за последний год я прочитал или прочитала, какие фильмы посмотрел или посмотрела, с какими интересными людьми познакомилась или пообщался? Дом-работа, работа-дом. Быт, проблемы, решение проблем, зарабатывание денег, - все это было всегда. Раньше – даже еще жестче, чем теперь (вспоминаю многочасовые очереди за вареной колбасой, которую еще и отоваривали только по талонам). Но среди всей этой привычной суеты есть еще и будущее. Его живые ростки – наши дети.

Что им нужно? Что можно им дать в эти редкие свободные минуты. Рецепт прост: побудьте  рядом с ними. Займитесь тем, что интересно им. Попытайтесь увлечь тем ,что интересно вам. Увлечь, а не принудить или заставить! А что вам интересно? Вот тут и начинаются сложности. Когда человеку самому ничего не хочется, он и детей невольно учит ничего не хотеть и ни к чему не стремиться. Так часто ко мне на прием приходят вполне средние обеспеченные люди и говорят: «У меня все есть, а ничего не хочется!». Есть такой анекдот про еврея, который поймал золотую рыбку, и та обещала выполнить любых 3 желания – лишь бы ее отпустили. «Дача, квартира, машина, - это РАЗ!......» - сразу же выпалил счастливец, загибая указательный палец. Да, совсем недавно это был почти  недостижимый для советского человека  ориентир идеальной жизни: дача, квартира и машина. Но параллельно все еще думали ,что мы строим коммунизм – и старались даже не уточнять: какой он будет! Потому что нужен был не коммунизм сам по себе, а мечта, некая недостижимая цель! А вот теперь мы многие получили и квартиры и дачи и по 2 машины в семье – и что? «Коммунизма не хватает….»J Не хватает Мечты.

Мы разучились мечтать, и наши дети – вслед за нами. Мечты уже в цифровом формате реализованы в компьютерных играх. Там ты можешь быть Творцом целого мира, или супергероем, или гангстером, или пиратом, да кем хочешь! Как же можно винить детей, что они с головой уходят в более яркий и насыщенный, но искусственный мир? Каждый ищет, где ему лучше!

Найдите себе хобби ,которое интереснее компьютерной игры, и ваш ребенок сделает то же самое. И приобщите ребенка к своему хобби, и он вас приобщит к своему. Будь ему 5 лет или 25 – он будет видеть и учиться вприглядку: как жить в этой жизни. Как чего-то в этой жизни хотеть и к чему –то стремиться. И еще: начните читать вслух. Детям много не надо. 15 минут вечером будет достаточно. И 15-20 минут с ним поиграть в то, что ему интересно, и поинтересоваться его делами, поговорить о его проблемах.

И самое важное. Будьте с детьми эмоционально искренними. Это трудно бывает даже взрослому человеку понять и принять собственные чувства. Именно поэтому во всем мире люди ходят к психотерапевтам, чтобы научиться понимать и принимать себя со всеми недостатками. Но это очень важно для детей – научиться распознавать скуку и злость, нежность и радость, тоску и печаль, счастье и щедрость, ненависть и любовь, жадность и восторг. Им потом в жизни еще много раз сталкиваться со всеми этими и многими другими эмоциями. Нужно детям просто показать, как с чувствами можно справляться, не пряча их, а переживая, делясь ими с близкими, проговаривая их.

А также очень полезно детей учить что-либо делать руками. Мелкая моторика действительно развивает мозг ребенка более равномерно, разносторонне и полноценно. Это доказано нейрофизиологами. Пусть дети ходят в кружки, дополнительные школы и секции. Пусть изучают иностранные языки. Пусть выходные проводят с вами, родители, не лежа на диване ,не на шашлыках на даче, а на футбольном поле, катаясь на лошадях на ипподроме, осваивая ролики или велосипеды, путешествуя с рюкзаком, или строя баню на огороде.

Несколько успокаивающая мысль: дети очень адаптивны. Они легче взрослых приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды. Нам трудно судить с высоты только собственной жизни о направлении движения прогресса и человечества в целом, но я уверен, что те особенности личности, которые усваивают наши дети сейчас – каким- то, пока неведомым образом, помогут им в будущей жизни, которая на наших с вами глазах непредсказуемо меняется. Дети часто оказываются проще и мудрее нас. И если они не блещут тем объемом знаний, который в свое время вколотили в нас ,спросите себя: а какие из этих знаний действительно пригодились? А какие послужили только для общего развитии?  Но вот Историю и Литературу я бы приподнял над всеми остальными науками за их «универсальность». Ибо и та и другая способствуют формированию Личности, а не просто несут профессиональные знания.

Итак,    Любите своих детей

                Проводите с ними время

                Читайте с ними

                Говорите о своих чувствах и чувствах  ребенка

                Изучайте новые области и помогайте детям сделать то же

                Просто будьте счастливы! Иначе у кого этому научатся ваши дети?



Просмотров: 323
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Изобилие это когда всё есть и даже немножко больше, а лучше много про запас.
  • Рекомендации для родителей, которые хотят, чтобы дети были счастливы в браке
  • Что надо сделать родителям, чтобы гарантировать себе ненависть своих детей?
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Если бы воспитывать детей было просто, как…. управлять парусником
  • О воспитании детей Отцы и дети
  • Об некоторых особенностях развития детей от 1 года до 3 лет. Или почему дети «жадничают»?
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Отношения детей и родителей. Что было, что сейчас и к чему всё идёт?
  • Хочу, чтобы в моей жизни больше не было проблем. Вы уверены, что и правда этого хотите?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Подростковая агрессия: что нужно сделать, чтобы наши дети стали добрее?
  • дети в поисках родителей, родители в поисках детей
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Дети и перфекционизм взрослых: как уберечь детей от невроза
  • Ошибки родителей в воспитании детей. Что нужно прекратить делать прямо сейчас.
  • Для чего родители «замораживают» своих детей? Сложности сепарации родителей.
  • Психотерапевтическая сказка для детей, которые не верят в себя и не пытаются чему либо научиться.
  • Не воспитывайте детей! Воспитывайте себя. Дети - это Ваше отражение!
  • Причины, по которым дети бьют детей
  • Советы мамы бесят взрослых детей. А дети точно взрослые?
  • Как дети выясняли у кого в жизни больше страдания
  • Почему некоторые дети часто болеют. Психологические причины болезней детей.
  • Что делать когда у детей проблемы.
  • Какие ошибки допускают родители в воспитании детей?
  • Что еще нужно понимать, чтобы… понимать своих детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь