Одиночество и некоторые особенности развития и функционирования «Я»

Бакалдин С.В. Одиночество и некоторые особенности развития и функционирования «Я» 

(Культурная жизнь Юга России. 2008 г., №3. С. 38-41.) 

Понятие «Я» широко используется во всех науках о человеке и обществе. В отечественной философской и психологической литературе этот феномен рассматривается как в общетеоретическом плане, в связи с теорией личности и ее самосознания, так и в связи с конкретными закономерностями развития. Что касается зарубежной литературы, то понятие «Я» присутствует в работах самых разных направлений психологии. В аналитическом обзоре эмпирических исследований понятия «Я» начала 80-х годов ХХ века, сделанном Р. Уайли, учтено свыше 1600 работ [3].  Причем речь шла только об англоязычных и только эмпирических публикациях. Понятно, что за прошедшие годы, с учетом всей мировой литературы по данной проблематике, эта цифра возросла многократно. Понятие «Я» развивалось в многочисленных направлениях психологи, основные из них: психоанализ, аналитическая психология и гуманистическая психология. 

Понятие «Я» всегда соотносится и нередко даже сливается, с одной стороны, с понятием личности, а с другой ─ с понятием самосознания. Однако, не говоря уже о многозначности самих этих терминов, понятие «Я» не исчерпывает их объема. «Я» – не просто индивидуальность, личность, а личность, рассматриваемая изнутри. В то же время самосознание может быть не только индивидуальным, но и коллективным, групповым (например, классовое, национальное самосознание).

«Я» один из важнейших терминов в истории развития психоаналитической теории. Принято различать значение «Я» более раннее относящееся к топической модели и более позднее, принадлежащее структурной модели, причем оба применяемы до настоящего времени. В этих моделях З. Фрейд использует два уровня абстрагирования относящегося к «Я»: 

· эмпирический уровень, который ведет к формированию представлений о себе и об объекте, в современном психоанализе это получило название Самость; 

· неэмпирический, необходимый для целей организации, синтеза и регуляции личности, собственно «Я» или Эго.  

В современном употреблении термин «Я» принято соотносить с более поздним фрейдовским определением «Я» как одной из трех основных частей психического аппарата [5]. Хотя «Я» располагает сознательными компонентами, многие из его операций производятся на основе автоматических и бессознательных механизмов. Раннее значение термина «Я» в настоящее время заменено понятием Самости. При чтении психоаналитической литературы смысл, вкладываемый в термин «Я», проще определить по тому периоду, к которому относится та или иная работа.

Для осуществления различных задач «Я» использует некоторую совокупность функций [4]. Хотя они в определенной степени перекрещиваются, тем не менее принято выделять основные из них: перцептивную, относящуюся к объектам и реальности, защитную, регулятивную, синтезирующую и интегративную, автономную и исполнительную. 

Представления о «Я» и его функциях развивались многими последователями З. Фрейда: А.Фрейд, Х.Хартманн, Рапоппорт, П.Федерн и др. 

Разделение понятия «Я» на структурную или аппаратную часть (не эмпирический уровень) и «Я» - идентичность (чувство «Я», Самость – эмпирический уровень) привело к возникновению различных направлений в психоанализе. Выделение аппаратного аспекта «Я» как организатора внешнего и  внутреннего приспособления привело к возникновению психоаналитической Я-психологии, развивающей психологию функций «Я», прежде всего функции защиты. Выделение из основанного на идентификации аспекта «Я» привело к формированию психологии самости. Я-психология и психология самости вместе с психологией объектных отношений и психологией аффектов предлагают психоанализу новые диагностические и терапевтические подходы к психопатологиям, обозначаемым как структурные нарушения.

Для эффективной работы отдельных функций «Я», таких, как восприятие, способность передвигаться, намерения, целеполагание, планирование, интеллект, мышление и речь, необходимо их созревание в относительно свободной от конфликтов среде.  Конфликтно-свободная сфера, согласно Хартманну, является частью Я-функций, она формируется путем прогрессирующей нейтрализации либидинозной и агрессивной инстинктивной энергии на основе первично заданных автономных предрасположений Я. Такие Я-функции, как моторное развитие, восприятие, внимание, мышление, память, язык, процессы научения,составляют сферу «Я», свободную от конфликтов. 

Рапапорт на основе теории Х. Хартманна развил свою концепцию «относительной автономии «Я»» как от притязаний окружающего мира, так и от мира инстинктивных потребностей. Он понимал эту «относительную автономию» как результат «свободной от конфликтов» деятельности функций «Я», препятствующей гиперадаптации к внутреннему миру инстинктивных потребностей и к окружающему миру.

Важнейший вклад в понимание «Я», психологических условий «относительной автономии «Я»» сделал Пауль Федерн . В ходе исследовании   сна и психозов П. Федерн сформулировал свою концепцию подвижной «границы «Я»», отделяющей «Я» вовнутрь и вовне от «не - Я», при соответственно меняющемся «состоянии «Я»». Динамическое единство «Я» окружено гибкими границами, служащими своего рода периферическим органом восприятия снаружи и изнутри и загруженными переменными количествами свойственной «Я» нарциссической энергии (ego catexis).  Относительно функционального аспекта «Я» П.Федерн подчеркивал «чувство «Я»», в котором «Я» находит свое выражение как последовательное психическое переживание.

Таким образом, согласно теории относительной автономии «Я» психическая энергия обретает автономию, от своего первичного источника и, таким образом, становится доступной для дальнейшего развития «Я». 

В качестве составной части своей адаптации к реальности «Я» должно также развить способность к относительно стабильным взаимоотношениям с объектами, в частности, с противоположным полом, от которого зависит удовлетворение инстинктивных потребностей. Индивид должен научиться формировать стойкие эмоциональные, дружеские взаимосвязи с другими с минимальными проявлениями враждебности (константность объекта).

На протяжении всей жизни «Я», выполняющее функции посредничества, «синтеза» и интеграции, рискует потерпеть крушение. В связи с этим можно говорить, что любая психопатология является, в том числе, патологией «Я» .

На основании проделанного анализа литературы по данной проблематике можно  подвести некоторый итог, выделив основные функции «Я» в психоанализе.

Функция отношения к реальности. Этот термин обозначает не только адаптацию к реаль­ности, осуществляемую с помощью «Я» и во­влекающую в деятельность всю личность, но также оценку и чувство реальности.

Функция регуляции и контроля над влечениями. Проявляется в способности противостоять тревоге, фрустрации, депрессии, разочаро­ванию, отсрочке ожидаемого удовлетворе­ния и т.д. 

Функция объектных отношений. Существуют два аспекта этой функции «Я». Первым является способность формировать эмоциональные, дружеские отношения с другими людьми даже при наличии враждебных чувств. Эта способность тесно связана с формировани­ем позитивных психических образов этих объектов. Вторым аспектом является спо­собность сохранять стабильными позитив­ные объектные отношения и соответствую­щие им психические репрезентации в тече­ние долгого времени, несмотря на отдельные эпизоды враждебного взаимодействия. 

Функция процессов мышления. Способность вос­принимать происходящее, координировать, классифицировать и придавать определен­ное значение воспринятому; мыслить и де­лать умозаключения, сопоставлять, находить сходство и различия; вспоминать, концент­рироваться, обучаться, рассуждать, планиро­вать будущее, то есть все то, что мы обыч­но называем мышлением. Сюда же можно отнести и функцию суждений «Я». 

Защитные функции. Защиты — это механизмы, используемые «Я» (равно как и другими системами психики) для того, чтобы избежать осознания сексу­альных и агрессивных побуждений, способ­ных вызывать тревогу у индивида. Наиболее важными защит­ными механизмами являются интеллектуа­лизация, рационализация, идентификация (в качестве защиты чаще всего используется идентификация с агрессором), интроекция, проекция, отрицание, вытеснение, реактивное образование, изоляция, аннулирование, сме­щение и регрессия.

Автономные функции. Хотя большинство функций «Я» легко нарушаются инстинктивны­ми побуждениями, автономные функции были концептуализированы (впервые Х. Харт­манном) как относительно резистентные к подобным влияниям. Он выделил понятие первичной и вторичной автономии.

Первичные автономные функции «Я», по Х. Хартманну, это врожденные регулирующие силы «Я», не являющиеся результатом модификации влечений Оно (инстинктов). Врожденные способности к развитию ─ восприятие, память, двигательные функции ─ не возникают на основе конфликта. Таким образом, «Я» имеет частично независимое происхождение, а не является продуктом влияния окружающей среды на инстинктивные влечения. Считается, что эти первичные автономные функции — в отличие от таких функций, как объектные отношения, защиты и т.д., — развиваются относительно независимо от влияния мощ­ных сил сексуальности и агрессии. Изначально, согласно Хартманну, существует общая матрица «Оно»-«Я», из которой в процессе дифференциации возникают, отделяясь друг от друга по мере развития индивида, «Оно» и «Я». Постепенно развиваются вторичные процессы и доминирование принципа удовольствия («Оно») сменяется доминированием принципа реальности («Я»). Первично автономными функциями «Я» яв­ляются восприятие, подвижность (ходьба, использование рук и т.п.), интенция (плани­рование, антиципация, определение целей), интеллект, мышление и речь.

Вторичные автономные функции  «Я» ─ результат развития «Я» путем созревания и обучения. Автономные факторы развития могут вовлекаться в процессы защиты от инстинктивных влечений «Оно», влияния Сверх-Я и воздействия внешней среды. Развиваясь, «Я» сопротивляется регрессии. Возникающие на основе таких защит структурированные поведенческие паттерны ─ черты характера Х. Хартманн называет вторично автономными. Они могут возникать и развиваться в течение жизни, хотя наиболее интенсивно этот процесс идет в детстве. Вторич­ными автономными функциями являются формы поведения, возникающие вначале в качестве защиты от инстинктивных влечений, но в процессе развития становящиеся от­носительно свободными от таких влияний. 

Синтетическая, интегративная, или орга­низующая, функция. Способность «Я» объеди­нять, организовывать и связывать воедино разные влечения, тенденции и функции лич­ности позволяет индивиду чувствовать, ду­мать и действовать организованным и це­ленаправленным образом. Эта функция проявляется в разнообразных индивидуаль­ных переживаниях, удовлетворяющих влече­ния, интересы «Я», социальные требования и т.д. гармоничным способом. 

Функция посредничества и приспособления. «Я» выступает посредником между внешним и внутренним миром, эта функция основана на процессах восприятия и мотивации.

Функция либидозного объекта, или нарцисстическая функция. «Я» предлагает себя самого «Оно» в качестве объекта любви.

Функция самоутверждения. «Я» имеет функцию самоутверждения, выполняет ее, оно определяет раздражители извне, накапливая знания о них в памяти, стремится избегать сверхсильных раздражителей с помощью механизмов избегания, встречая мощные раздражители с помощью приспособления и, наконец, учась изменять внешний мир целесообразным для своей выгоды способом (активность). Таким образом, «Я» приобретает господство над требованиями влечений, оно решает, можно ли допустить их удовлетворения, отсрочить эти удовлетворения на удобное для внешнего мира время и обстоятельства или совсем подавить их возбуждение, это сопровождается принятием во внимание имеющихся в нем или привнесенных напряжений раздражителей. 

Функция страха или тревоги. Страх выступает как сигнал для включения работы защитных механизмов «Я».

Функция образования символов.  «Я» принадлежит ведущая роль в образовании символов.

Функции «Я» многочисленны, и лишь немногие индивиды научаются использовать их в полной мере. Некоторые индивиды очень плохо функционируют в одних областях, но имеют явный успех в других (амбициозные, энергичные, успешные исполнители, не переносящие родительских требований; образованные и прекрасные ученые, до смешного неприспособленные в обыденной жизни). Кроме того, существуют люди, у которых заметные успехи достигаются благодаря нарушениям в сфере «Я» (фанатичные параноики, способные зажечь миллионы людей своими бредовыми убеждениями). Тем не менее адаптация к реальности, будучи одной из важнейших функций «Я», может принимать самые необычные формы. Поэтому оценка «Я» должна производиться не в целом, а с точки зрения его специфических функций.

Изучение «Я» и его функций, их проявлений, как в норме, так и в патологии позволяет нам выйти на новые рубежи понимания природы человека, более эффективно использовать уже известные методы психокоррекционной работы, оказывать помощь при психологическом консультировании.

Список использованных источников

1.     Аммон Г. Динамическая психиатрия. СПб, 1995.

2.     Йерон  М. Эго // Ключевые понятия  психоанализа. СПб., 2001. 

3.     Кон И.С. Категория «Я» в психологии // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. 2000.

4.     Психоаналитические термины и понятия: Словарь / Под ред. Барнесса Э. Мура и Бернарда Д. Файна. М., 2000.

5.     Фрейд 3. «Я»  и  «ОНО». В 2 т. Т.1. Тбилиси, 1991.

6.   Хартманн Х. Эго-психология и проблема адаптации. М., 2002.

7.      Яппе Г. Развитие фредовского понятия Я // Энциклопедия глубинной психологии: В 4 т.  Т.1: Зигмунд Фрейд: жизнь, работа, наследие. М., 1998.



Просмотров: 402
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что такое Assessment Center? Основные понятия, функции и критерии метода
  • Личность, ее строение, функции и значение для Человека.
  • Две функции защитных механизмов
  • Речевое развитие младенцев, как функции Эго в ранних объектных отношениях
  • О функции конфликтов в отношениях
  • Исследование влияния теле-продукции на развитие психических функций ребенка.
  • Борьба за личное пространство, часть 1. Зачем нужны границы, их основные функции
  • Юнгианская типология личности. Функция "Мышление".
  • Когда мать (не)выполняет функции Эго для своего ребёнка. Начало пути индивидуации.
  • Мышление как интегрирующая функция
  • Юнгианская типология личности. Функция "Чувство"
  • Высшие психические функции. Развитие дошкольника.
  • Терапевтические функции и их прототипы в жизни: альянс
  • Терапевтические функции и их прототипы в жизни: интерпретация
  • Терапевтические функции и их прототипы в жизни: контейнирование
  • Терапевтические функции и их прототипы в жизни: холдинг
  • Особенности функции памяти у детей с аутизмом
  • Половая функция человека адекватно реализуется в процессе тесного взаимодействия с другим человеком
  • Некоторые соображения относительно понятия Бессознательного в теории Жака Лакана
  • Психологические границы. Часть 3. Функции границ. Как они влияют на нашу жизнь?
  • Ключевые Эго-Функции (по Д. Блэкмену)
  • Проективная терапия для работы с зависимостями. Техника, направленная на укрепление функции self.
  • Игрушки в жизни маленького человека: какие они выполняют функции и почему они так важны?
  • Функция психоанализа.
  • Развитие символической функции у детей дошкольного возраста.
  • Юнгианская типология личности. Архетипический аспект функций психики.
  • Терапевтические функции ведения дневника.
  • Функции семьи и их воплощение в реальной жизни. Чем семья хороша?
  • Функции привязанности, общее между ГТР и депрессией, а также "Не могу его бросить"
  • Функции эмоций о которых вы не знали



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь