|
Одиночество и некоторые особенности развития и функционирования «Я»Автор статьи: Бакалдин Сергей Витальевич
Бакалдин С.В. Одиночество и некоторые особенности развития и функционирования «Я»
(Культурная жизнь Юга России. 2008 г., №3. С. 38-41.) Понятие «Я» широко используется во всех науках о человеке и обществе. В отечественной философской и психологической литературе этот феномен рассматривается как в общетеоретическом плане, в связи с теорией личности и ее самосознания, так и в связи с конкретными закономерностями развития. Что касается зарубежной литературы, то понятие «Я» присутствует в работах самых разных направлений психологии. В аналитическом обзоре эмпирических исследований понятия «Я» начала 80-х годов ХХ века, сделанном Р. Уайли, учтено свыше 1600 работ [3]. Причем речь шла только об англоязычных и только эмпирических публикациях. Понятно, что за прошедшие годы, с учетом всей мировой литературы по данной проблематике, эта цифра возросла многократно. Понятие «Я» развивалось в многочисленных направлениях психологи, основные из них: психоанализ, аналитическая психология и гуманистическая психология. Понятие «Я» всегда соотносится и нередко даже сливается, с одной стороны, с понятием личности, а с другой ─ с понятием самосознания. Однако, не говоря уже о многозначности самих этих терминов, понятие «Я» не исчерпывает их объема. «Я» – не просто индивидуальность, личность, а личность, рассматриваемая изнутри. В то же время самосознание может быть не только индивидуальным, но и коллективным, групповым (например, классовое, национальное самосознание). «Я» один из важнейших терминов в истории развития психоаналитической теории. Принято различать значение «Я» более раннее относящееся к топической модели и более позднее, принадлежащее структурной модели, причем оба применяемы до настоящего времени. В этих моделях З. Фрейд использует два уровня абстрагирования относящегося к «Я»: · эмпирический уровень, который ведет к формированию представлений о себе и об объекте, в современном психоанализе это получило название Самость; · неэмпирический, необходимый для целей организации, синтеза и регуляции личности, собственно «Я» или Эго. В современном употреблении термин «Я» принято соотносить с более поздним фрейдовским определением «Я» как одной из трех основных частей психического аппарата [5]. Хотя «Я» располагает сознательными компонентами, многие из его операций производятся на основе автоматических и бессознательных механизмов. Раннее значение термина «Я» в настоящее время заменено понятием Самости. При чтении психоаналитической литературы смысл, вкладываемый в термин «Я», проще определить по тому периоду, к которому относится та или иная работа. Для осуществления различных задач «Я» использует некоторую совокупность функций [4]. Хотя они в определенной степени перекрещиваются, тем не менее принято выделять основные из них: перцептивную, относящуюся к объектам и реальности, защитную, регулятивную, синтезирующую и интегративную, автономную и исполнительную. Представления о «Я» и его функциях развивались многими последователями З. Фрейда: А.Фрейд, Х.Хартманн, Рапоппорт, П.Федерн и др. Разделение понятия «Я» на структурную или аппаратную часть (не эмпирический уровень) и «Я» - идентичность (чувство «Я», Самость – эмпирический уровень) привело к возникновению различных направлений в психоанализе. Выделение аппаратного аспекта «Я» как организатора внешнего и внутреннего приспособления привело к возникновению психоаналитической Я-психологии, развивающей психологию функций «Я», прежде всего функции защиты. Выделение из основанного на идентификации аспекта «Я» привело к формированию психологии самости. Я-психология и психология самости вместе с психологией объектных отношений и психологией аффектов предлагают психоанализу новые диагностические и терапевтические подходы к психопатологиям, обозначаемым как структурные нарушения. Для эффективной работы отдельных функций «Я», таких, как восприятие, способность передвигаться, намерения, целеполагание, планирование, интеллект, мышление и речь, необходимо их созревание в относительно свободной от конфликтов среде. Конфликтно-свободная сфера, согласно Хартманну, является частью Я-функций, она формируется путем прогрессирующей нейтрализации либидинозной и агрессивной инстинктивной энергии на основе первично заданных автономных предрасположений Я. Такие Я-функции, как моторное развитие, восприятие, внимание, мышление, память, язык, процессы научения,составляют сферу «Я», свободную от конфликтов. Рапапорт на основе теории Х. Хартманна развил свою концепцию «относительной автономии «Я»» как от притязаний окружающего мира, так и от мира инстинктивных потребностей. Он понимал эту «относительную автономию» как результат «свободной от конфликтов» деятельности функций «Я», препятствующей гиперадаптации к внутреннему миру инстинктивных потребностей и к окружающему миру. Важнейший вклад в понимание «Я», психологических условий «относительной автономии «Я»» сделал Пауль Федерн . В ходе исследовании сна и психозов П. Федерн сформулировал свою концепцию подвижной «границы «Я»», отделяющей «Я» вовнутрь и вовне от «не - Я», при соответственно меняющемся «состоянии «Я»». Динамическое единство «Я» окружено гибкими границами, служащими своего рода периферическим органом восприятия снаружи и изнутри и загруженными переменными количествами свойственной «Я» нарциссической энергии (ego catexis). Относительно функционального аспекта «Я» П.Федерн подчеркивал «чувство «Я»», в котором «Я» находит свое выражение как последовательное психическое переживание. Таким образом, согласно теории относительной автономии «Я» психическая энергия обретает автономию, от своего первичного источника и, таким образом, становится доступной для дальнейшего развития «Я». В качестве составной части своей адаптации к реальности «Я» должно также развить способность к относительно стабильным взаимоотношениям с объектами, в частности, с противоположным полом, от которого зависит удовлетворение инстинктивных потребностей. Индивид должен научиться формировать стойкие эмоциональные, дружеские взаимосвязи с другими с минимальными проявлениями враждебности (константность объекта). На протяжении всей жизни «Я», выполняющее функции посредничества, «синтеза» и интеграции, рискует потерпеть крушение. В связи с этим можно говорить, что любая психопатология является, в том числе, патологией «Я» . На основании проделанного анализа литературы по данной проблематике можно подвести некоторый итог, выделив основные функции «Я» в психоанализе. Функция отношения к реальности. Этот термин обозначает не только адаптацию к реальности, осуществляемую с помощью «Я» и вовлекающую в деятельность всю личность, но также оценку и чувство реальности. Функция регуляции и контроля над влечениями. Проявляется в способности противостоять тревоге, фрустрации, депрессии, разочарованию, отсрочке ожидаемого удовлетворения и т.д. Функция объектных отношений. Существуют два аспекта этой функции «Я». Первым является способность формировать эмоциональные, дружеские отношения с другими людьми даже при наличии враждебных чувств. Эта способность тесно связана с формированием позитивных психических образов этих объектов. Вторым аспектом является способность сохранять стабильными позитивные объектные отношения и соответствующие им психические репрезентации в течение долгого времени, несмотря на отдельные эпизоды враждебного взаимодействия. Функция процессов мышления. Способность воспринимать происходящее, координировать, классифицировать и придавать определенное значение воспринятому; мыслить и делать умозаключения, сопоставлять, находить сходство и различия; вспоминать, концентрироваться, обучаться, рассуждать, планировать будущее, то есть все то, что мы обычно называем мышлением. Сюда же можно отнести и функцию суждений «Я». Защитные функции. Защиты — это механизмы, используемые «Я» (равно как и другими системами психики) для того, чтобы избежать осознания сексуальных и агрессивных побуждений, способных вызывать тревогу у индивида. Наиболее важными защитными механизмами являются интеллектуализация, рационализация, идентификация (в качестве защиты чаще всего используется идентификация с агрессором), интроекция, проекция, отрицание, вытеснение, реактивное образование, изоляция, аннулирование, смещение и регрессия. Автономные функции. Хотя большинство функций «Я» легко нарушаются инстинктивными побуждениями, автономные функции были концептуализированы (впервые Х. Хартманном) как относительно резистентные к подобным влияниям. Он выделил понятие первичной и вторичной автономии. Первичные автономные функции «Я», по Х. Хартманну, это врожденные регулирующие силы «Я», не являющиеся результатом модификации влечений Оно (инстинктов). Врожденные способности к развитию ─ восприятие, память, двигательные функции ─ не возникают на основе конфликта. Таким образом, «Я» имеет частично независимое происхождение, а не является продуктом влияния окружающей среды на инстинктивные влечения. Считается, что эти первичные автономные функции — в отличие от таких функций, как объектные отношения, защиты и т.д., — развиваются относительно независимо от влияния мощных сил сексуальности и агрессии. Изначально, согласно Хартманну, существует общая матрица «Оно»-«Я», из которой в процессе дифференциации возникают, отделяясь друг от друга по мере развития индивида, «Оно» и «Я». Постепенно развиваются вторичные процессы и доминирование принципа удовольствия («Оно») сменяется доминированием принципа реальности («Я»). Первично автономными функциями «Я» являются восприятие, подвижность (ходьба, использование рук и т.п.), интенция (планирование, антиципация, определение целей), интеллект, мышление и речь. Вторичные автономные функции «Я» ─ результат развития «Я» путем созревания и обучения. Автономные факторы развития могут вовлекаться в процессы защиты от инстинктивных влечений «Оно», влияния Сверх-Я и воздействия внешней среды. Развиваясь, «Я» сопротивляется регрессии. Возникающие на основе таких защит структурированные поведенческие паттерны ─ черты характера Х. Хартманн называет вторично автономными. Они могут возникать и развиваться в течение жизни, хотя наиболее интенсивно этот процесс идет в детстве. Вторичными автономными функциями являются формы поведения, возникающие вначале в качестве защиты от инстинктивных влечений, но в процессе развития становящиеся относительно свободными от таких влияний. Синтетическая, интегративная, или организующая, функция. Способность «Я» объединять, организовывать и связывать воедино разные влечения, тенденции и функции личности позволяет индивиду чувствовать, думать и действовать организованным и целенаправленным образом. Эта функция проявляется в разнообразных индивидуальных переживаниях, удовлетворяющих влечения, интересы «Я», социальные требования и т.д. гармоничным способом. Функция посредничества и приспособления. «Я» выступает посредником между внешним и внутренним миром, эта функция основана на процессах восприятия и мотивации. Функция либидозного объекта, или нарцисстическая функция. «Я» предлагает себя самого «Оно» в качестве объекта любви. Функция самоутверждения. «Я» имеет функцию самоутверждения, выполняет ее, оно определяет раздражители извне, накапливая знания о них в памяти, стремится избегать сверхсильных раздражителей с помощью механизмов избегания, встречая мощные раздражители с помощью приспособления и, наконец, учась изменять внешний мир целесообразным для своей выгоды способом (активность). Таким образом, «Я» приобретает господство над требованиями влечений, оно решает, можно ли допустить их удовлетворения, отсрочить эти удовлетворения на удобное для внешнего мира время и обстоятельства или совсем подавить их возбуждение, это сопровождается принятием во внимание имеющихся в нем или привнесенных напряжений раздражителей. Функция страха или тревоги. Страх выступает как сигнал для включения работы защитных механизмов «Я». Функция образования символов. «Я» принадлежит ведущая роль в образовании символов. Функции «Я» многочисленны, и лишь немногие индивиды научаются использовать их в полной мере. Некоторые индивиды очень плохо функционируют в одних областях, но имеют явный успех в других (амбициозные, энергичные, успешные исполнители, не переносящие родительских требований; образованные и прекрасные ученые, до смешного неприспособленные в обыденной жизни). Кроме того, существуют люди, у которых заметные успехи достигаются благодаря нарушениям в сфере «Я» (фанатичные параноики, способные зажечь миллионы людей своими бредовыми убеждениями). Тем не менее адаптация к реальности, будучи одной из важнейших функций «Я», может принимать самые необычные формы. Поэтому оценка «Я» должна производиться не в целом, а с точки зрения его специфических функций. Изучение «Я» и его функций, их проявлений, как в норме, так и в патологии позволяет нам выйти на новые рубежи понимания природы человека, более эффективно использовать уже известные методы психокоррекционной работы, оказывать помощь при психологическом консультировании. Список использованных источников 1. Аммон Г. Динамическая психиатрия. СПб, 1995. 2. Йерон М. Эго // Ключевые понятия психоанализа. СПб., 2001. 3. Кон И.С. Категория «Я» в психологии // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. 2000. 4. Психоаналитические термины и понятия: Словарь / Под ред. Барнесса Э. Мура и Бернарда Д. Файна. М., 2000. 5. Фрейд 3. «Я» и «ОНО». В 2 т. Т.1. Тбилиси, 1991. 6. Хартманн Х. Эго-психология и проблема адаптации. М., 2002. 7. Яппе Г. Развитие фредовского понятия Я // Энциклопедия глубинной психологии: В 4 т. Т.1: Зигмунд Фрейд: жизнь, работа, наследие. М., 1998. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|