Проективная терапия для работы с зависимостями. Техника, направленная на укрепление функции self.

Под Self-процессом в гештальт терапии понимают возникшую в процессе эволюции способность индивидуума творчески приспосабливаться в сложных условиях среды , например, обходиться с новизной (изменчивыми: полезными или опасными параметрами ситуации).

Эта способность в каждый данный момент времени проявляется как действующая граница контакта, т.е. система контактов, меняющаяся в зависимости от условий поля организм-среда.

"Создатель" творческого приспособления, – это интегративное измерение, объединяющее функции, необходимые для запуска процесса творческого приспособления при контакте; это то, что в гештальт-терапии называют "self" "собой".

Обычно зависимость или зависимое поведение- это результат динамики семейной системы, направленной на снижение уровня дифференциации(по М. Боуэну). Это если рассматривать в прадигме системной семейной терапии.

С позиции гештальт-терапии зависимость- это ослабление функции SELF. 

О ней далее.

"Self" в гештальт-терапии : это не  стабильная "личность".Это  совокупность функций, необходимых для осуществления творческого приспособления на границе Я-Среда. Это процесс контакта, как таковой/ Т.е можно сказать, во внутрипсихической реальности это  структура, которая отвечает за выбор : реагировать так или иначе.

В более простом виде Self может быть описана как совокупность функций :

Я- ощущающее и чувствующее (экстероцепция, телесность, образы, черпающие энергию из незавершенных ситуаций), ИД.
Я- выбирающее и действующее (действие основано на выборе - идентификации с возможностями или отчуждении от них), ЭГО
Я- осмысляющее (появление новых смыслов, как результат ассимиляции завершенного контакта), ПЕРСОНЭЛИТИ .

Так же, можно сказать простым языком, что зависимость является следствием нарушения внутренних границ внутри семейной системы(термин "слитная семья").

 
Личные границы – это обозначение безопасной для человека зоны. Когда они нарушаются, человек обычно чувствует тревогу, отвращение или злость. Все эти чувства направлены на то, чтобы выкинуть нарушителя со своей территории или ретироваться самому.

У большинства людей защита личных границ – естественное и бессознательное побуждение. Но многие люди, в силу воспитания, не имеют точного понятия, где их границы безопасности, и не понимают, когда они нарушаются. Неприятные эмоции при этом все равно возникают, но они или подавляются, или рационализируются (то есть, человек убеждает себя в том, что тут нет ничего страшного и просто нужно потерпеть), или их причина остается непонятной.

Если у клиента есть проблемы, как мы говорим, с границами, то часто это является следствием возникновения зависимостей. Гештальтисты скажут, что у него снижена функция seif, системные терапевты предложат техники, направленные на повышение уровня дифференциации в семейной системе.

Попробуем объединить гештальт, системную семейную терапию и проективную арт-терапию.

Итак, некая интегративная техника.

Если на прием приходит, так называемая "слитная семья" с нарушением границ и зависимостью в качестве симптома. Идентифицированный пациент некий зависимый член семьи(алкоголь, наркотики, эмоциональная зависимость, любовная итд.)

Если обращается один из членов семьи. Значит для нас, для терапевтов, уже есть надежда- пациент сам забил тревогу, степень дифференциации достаточно высокая. Ему можно как предложить пригласить всех членов семьи на прием, так и пойти на групповую терапию, и уже на группе приментить нижеописанную технику.

Либо приходит на прием семья зависимого и мы  проводим эту работу с ними.

Итак, предметы:

1)Коробка с игрушками (размером до 10 см),игрушки разные, можно из "Киндеров", или просто маленькие. Как для песочной терапии, но по количеству  значительно меньше.

")Карта мира, разложенная на столе.

Предлагаем группе или семье выбрать каждому  из коробки с игрушками любую, заинтересовавшую их.

И, прежде чем расположить на карте мира эти игрушки, мы начинаем расспрашивать каждого члена семьи- почему он выбрал именно эту игрушку. Расспрашиваем о ней, и, таким образом, собираем информацию о человеке(игрушка здесь играет функцию "психологического контейнера" или персонифицированного self клиента). Далее мы возвращаем полученную информацию клиенту, спрашиваем- насколько информация про него и как ему с этим.

Затем мы предлагаем разместить игрушки на поверхности карты и смотрим- кто где, кто с кем, все записываем. так же предлагаем объяснить. Кот на материке, кто на острове, кому тепло, кому холодно.Обсуждаем это с группой(семьей)

Предлагаем изменить положение игрушек по возможности. 

Обсуждаем.

В конце  пускаем одну игрушку(лучше мягкую) по кругу(из рук в руки в группе и в семье), так называемая" работа с символ-словом"  и предлагаем ответить на вопрос каждому, у кого оказалась в руках игрушка:

-каковы 3 основных ценности в жизни(что любит человек)

-3 трудности в жизни

- как твои ценности помогут тебе справиться с твоими трудностями

Далее идет короткий шеринг и прощание. На следующей встрече можно обсудить эту сессию и мысли, возникшие после нее.

 

 



Просмотров: 413
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?
  • "Это он ухаживает и я ему нравлюсь или это просто вежливость?"
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Культура или секс? "Это прилично" или "я хочу"...
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • Семья - это "мы" или "я + ты"?
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • Когда "все не так, как хочется"...или взросление души
  • "Как перестать это чувствовать?", или о чем кричит душевная боль
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Это страшное слово "надо".... (или как перестать слышать себя)
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Поговорим про "Это", или что такое здоровые сексуальные отношения? (18+)
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Жирафики" или "Со мной что-то не так"
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • "Я думаю о смерти... Это нормально? или Как предотвратить суицид".
  • Понять ребенка - это как? .... или "непослушно послушные" дети.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь