Ключевые Эго-Функции (по Д. Блэкмену)

Автор статьи: Макс Ильин

Ключевые Эго Функции по Д Блэкмену

Ключевые психические функции (в психодинамической теории также называемые автономными эго-функциями) - то, что мы ожидаем увидеть у психически здорового взрослого человека в действующем состоянии.

Они включают в себя Абстракцию, Интеграцию, Реальностную ориентацию и Самосохранение (АИРС). Выделяется ещё около 27 прочих, но эти 4 - самые важные и поэтому ключевые. Они являются критическими для адаптивного функционирования любого человека.

Люди, у которых данные функции в дефиците - скорее всего, страдают от психотической или парапсихотической патологии. Напротив, если у человека эти четыре функции нетронуты и достаточно развиты - с максимальной вероятностью он не психотичен.

Абстракция

Это набор когнитивных операций, позволяющий "читать между строк", понимать символизм и пользоваться метафорами. Люди с дефицитом абстрактной функции могут иметь следующие трудности:

  1. Понимание относительно простых выражений, скажем, "Соринка в своём глазу";
  2. Понимание обыденных психологических понятий, вроде "Яблоко от яблони" (т.е. отождествление с родителями) или поговорок;
  3. Опознание бессознательных мотивов, как "жажда наказания", например;
  4. Расшифровка символизма предметов и образов;
  5. В принципе отсутствие абстрактного мышления и первазивная конкретика в мыслях и речи (см. ниже)

Чем более недостаёт человеку функции абстрагирования, тем больше они приближаются к уровню психоза, и тем больше им требуются поддерживающие (синтетические, дидактические) вмешательства.

В случае выраженно "конкретных" пациентов (т.е. со значительным дефицитом в абстракции) - поддерживающие техники включают в себя прояснение мотивации окружающих и объяснение абстрактных понятий.

Как пример из практики: в начале консультации с 35-летней женщиной в больничном кабинете Блэкмен спросил у неё: "Что Вас привело в больницу?" На что она ответила - "Автобус". Доктору пришлось пояснить, что он интересуется, какие у неё сейчас проблемы, а не способом перемещения.

Интеграция

Этим термином названы когнитивные операции, которые позволяют связно организовывать элементы (понятия, образы, речь и т.д.). Когда присутствует дефицит интегративной функции, люди часто:

  1. Теряют нить того, о чём рассказывали, и не могут к ней вернуться ("блокировка");
  2. Блуждают вокруг да около предмета беседы, так, что за их мыслью трудно или невозможно следовать ("околесица");
  3. Погружаются в столь обильные и ненужные детали, что сами в них путаются ("обстоятельность");
  4. Иррационально перескакивают с темы на тему, не осознавая этого ("бессвязные ассоциации");
  5. Эмоционально неадекватные реакции, вроде хохота на похоронах ("неуместный аффект");
  6. Видимо не могут перестать говорить ("компульсивная речь" или "полёт идей");
  7. Неспособность к построению связного повествования или объяснения насчёт предмета ("нарушенный синтез" или "отказ мышления").

Когда данная функция сильно нарушена, мы почти без вариантов имеем дело с психозом. Если же дефицит менее выражен - мы можем говорить о пограничной организации, парапсихозе или психотическом характере.

Техники терапии людей с нарушением интеграции - также достаточно директивные и поддерживающие, включают в себя однозначные инструкции, доступную аргументацию, и чаще всего медикаменты.

Реальностная Ориентация

 

Включает в себя две функции - отношение к реальности и проверка реальности.

Отношение к реальности обозначает обычный опыт взрослого человека в понимании происходящего в мире вокруг. Ножи используются для того, чтобы резать пищу, а не есть их. Автомобиль - механизм, а не животное. Люди в норме не нуждаются в том, чтобы проверять эти убеждения, пытаясь съесть нож или поговорить с автомобилем.

Проверка реальности - обозначает именно это: мы проверяем окружающую обстановку неким образом, что подтвердить её действительность. Если сильно помешанный пациент сомневается в том, что автомобиль это точно не человек, он может попытаться вступить с ним в беседу, чтобы посмотреть на реакцию. 

Аллан Фрош (1946) прояснил этот момент - некоторые люди испытывают трудности в отношении к реальности, но всё ещё могут проверять её; как раз такое положение мы наблюдаем при психотическом характере. При выраженном психозе повреждены обе функции. 

Как ещё один пример - если человек начинает сеанс, спрашивая у терапевта "Почему Вы такой злой сегодня?", и терапевт считает, что у этого пациента отходят контакты с реальностью, он может использовать "проверку реальности" (поддерживающая техника), сказав "Я совсем не злой". 
Если это помогает, пациент обнадёживающе откликнется с пояснением реальности, что-то вроде "Слава Богу, а то я забеспокоился".

Характеристика большинства больных шизофренией - неравномерность в нарушении реальностной ориентации. Так, они могут не воспринимать реальность в одном отношении ("я мёртв, хотя двигаюсь и дышу"), полностью признавая её в других ("если положу руку на плиту, обожгусь, будет больно").

Самосохранение

В отличие от более общего понятия самообслуживания (ухода за собой), самосохранение означает одну конкретную функцию - которая предотвращает любое причинение себе действительного вреда, независимо от того, насколько несчастными или обозлёнными мы себя ощущаем.

Есть огромная разница между теми, кто просто фантазирует о суициде и испытывает периодические позывы к этому - и теми, кто реально воплощает эти идеи в жизнь. Очень полезно рассматривать самосохранение как единую психическую функцию (не в качестве "инстинкта", как это делал, например, Фрейд в 1909 году).

Когда люди в действительности причиняют себе вред (пусть даже небольшой), мы расцениваем такое поведение как срыв функции самосохранения, по крайней мере на момент попытки самоповреждения. Этот срыв может быть обусловлен оглушительным аффектом, дефицитом толерантности к аффекту или и тем и другим.

Дефицит в самосохранении, часто ассоциированный с дефицитом в прочих функциях, предполагает диагноз по крайней мере транзиторного психотического состояния.


Другие значимые автономные функции

Набор ключевых функций можно расширить - так как наличие действующих абстракции, интеграции, реальностной ориентации и самосохранения ещё не позволяет судить о том, показана ли пациенту аналитическая или любая иная не-поддерживающая терапия.

Также стоит обращать внимание на:

Самонаблюдение (Рефлексия) - способность отчётливо замечать, представлять и внимательно изучать собственный внутренний мир (прежде всего различные чувства и импульсы, а также связанные с ними мысли). Эта способность может быть, как и другие функции - угнетена механизмами защиты, либо действительно быть недостаточной, и тогда требуются интенсивные поддерживающие вмешательства.

Сосредоточение, концентрация внимания. Рассеянность и слабый контроль внимания - могут иметь как биологические, так и психогенные причины. Но в любом случае значительное нарушение в этой функции - не позволяет проводить эффективную исследующую психотерапию, и также требует поддерживающих методов работы.

Ясное ("чистое") поле восприятия. Имеется в виду, что человек не испытывает заметных затруднений со слухом (звон в ушах, частичная/полная глухота и т.п.), зрением и, возможно, другими органами чувств, а также характерных когнитивных сбоев. Чаще всего преходящие нарушения в этой функции - признак либо экстремального тревожного возбуждения, либо интоксикации; если они хронические - то, скорее всего, можно говорить об органической патологии.

Общая аббревиатура для "полного" диагностического перечня - "AORTICS": Abstraction, Observation, Reality-testing, Integration, Concentration, Self-preservation/Sensorium clear.


Литература:

  1. J. S. Blackman "101 Defense: How the Mind Shields Itself". 2004, Brunner-Routledge
  2. J.S. Blackman "Get the Diagnosis Right: Assessment and Treatment Selection for Mental Disorders". 2010, Brunner-Routledge.


Просмотров: 338
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Функции привязанности, общее между ГТР и депрессией, а также "Не могу его бросить"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Я тебя люблю..." Что люди "прячут" за этой фразой!?
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Разница между "прилагать усилия" и "заставлять себя"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • Как НАСЛАДИТЬСЯ формирует "иметь" и "быть сытым". Пятое движение любви.
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Люди с ментальным "ядом", у которых "нет проблем."
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь