|
Ключевые Эго-Функции (по Д. Блэкмену)Автор статьи: Макс Ильин
Они включают в себя Абстракцию, Интеграцию, Реальностную ориентацию и Самосохранение (АИРС). Выделяется ещё около 27 прочих, но эти 4 - самые важные и поэтому ключевые. Они являются критическими для адаптивного функционирования любого человека. Люди, у которых данные функции в дефиците - скорее всего, страдают от психотической или парапсихотической патологии. Напротив, если у человека эти четыре функции нетронуты и достаточно развиты - с максимальной вероятностью он не психотичен. АбстракцияЭто набор когнитивных операций, позволяющий "читать между строк", понимать символизм и пользоваться метафорами. Люди с дефицитом абстрактной функции могут иметь следующие трудности:
Чем более недостаёт человеку функции абстрагирования, тем больше они приближаются к уровню психоза, и тем больше им требуются поддерживающие (синтетические, дидактические) вмешательства. В случае выраженно "конкретных" пациентов (т.е. со значительным дефицитом в абстракции) - поддерживающие техники включают в себя прояснение мотивации окружающих и объяснение абстрактных понятий. Как пример из практики: в начале консультации с 35-летней женщиной в больничном кабинете Блэкмен спросил у неё: "Что Вас привело в больницу?" На что она ответила - "Автобус". Доктору пришлось пояснить, что он интересуется, какие у неё сейчас проблемы, а не способом перемещения. ИнтеграцияЭтим термином названы когнитивные операции, которые позволяют связно организовывать элементы (понятия, образы, речь и т.д.). Когда присутствует дефицит интегративной функции, люди часто:
Когда данная функция сильно нарушена, мы почти без вариантов имеем дело с психозом. Если же дефицит менее выражен - мы можем говорить о пограничной организации, парапсихозе или психотическом характере. Техники терапии людей с нарушением интеграции - также достаточно директивные и поддерживающие, включают в себя однозначные инструкции, доступную аргументацию, и чаще всего медикаменты. Реальностная Ориентация
Включает в себя две функции - отношение к реальности и проверка реальности. Отношение к реальности обозначает обычный опыт взрослого человека в понимании происходящего в мире вокруг. Ножи используются для того, чтобы резать пищу, а не есть их. Автомобиль - механизм, а не животное. Люди в норме не нуждаются в том, чтобы проверять эти убеждения, пытаясь съесть нож или поговорить с автомобилем. Проверка реальности - обозначает именно это: мы проверяем окружающую обстановку неким образом, что подтвердить её действительность. Если сильно помешанный пациент сомневается в том, что автомобиль это точно не человек, он может попытаться вступить с ним в беседу, чтобы посмотреть на реакцию. Аллан Фрош (1946) прояснил этот момент - некоторые люди испытывают трудности в отношении к реальности, но всё ещё могут проверять её; как раз такое положение мы наблюдаем при психотическом характере. При выраженном психозе повреждены обе функции. Как ещё один пример - если человек начинает сеанс, спрашивая у терапевта "Почему Вы такой злой сегодня?", и терапевт считает, что у этого пациента отходят контакты с реальностью, он может использовать "проверку реальности" (поддерживающая техника), сказав "Я совсем не злой". Если это помогает, пациент обнадёживающе откликнется с пояснением реальности, что-то вроде "Слава Богу, а то я забеспокоился". Характеристика большинства больных шизофренией - неравномерность в нарушении реальностной ориентации. Так, они могут не воспринимать реальность в одном отношении ("я мёртв, хотя двигаюсь и дышу"), полностью признавая её в других ("если положу руку на плиту, обожгусь, будет больно"). СамосохранениеВ отличие от более общего понятия самообслуживания (ухода за собой), самосохранение означает одну конкретную функцию - которая предотвращает любое причинение себе действительного вреда, независимо от того, насколько несчастными или обозлёнными мы себя ощущаем. Есть огромная разница между теми, кто просто фантазирует о суициде и испытывает периодические позывы к этому - и теми, кто реально воплощает эти идеи в жизнь. Очень полезно рассматривать самосохранение как единую психическую функцию (не в качестве "инстинкта", как это делал, например, Фрейд в 1909 году). Когда люди в действительности причиняют себе вред (пусть даже небольшой), мы расцениваем такое поведение как срыв функции самосохранения, по крайней мере на момент попытки самоповреждения. Этот срыв может быть обусловлен оглушительным аффектом, дефицитом толерантности к аффекту или и тем и другим. Дефицит в самосохранении, часто ассоциированный с дефицитом в прочих функциях, предполагает диагноз по крайней мере транзиторного психотического состояния.
|
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей. На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.
|