|
Механизм формирования лидерства.Автор статьи: Кожевников Тимур Серафимович
Спонтанная самоорганизация существует в обществе на всех его уровнях, начиная с общества в целом и заканчивая первичными социальными группами. Каждый человек обязательно включен в какую-то формальную организацию. Он записан в конкретный класс школы, группу в институте, работает на предприятии в конкретном цехе, в учреждении на должности в отделе и т. д. Везде в социальной структуре существуют официальные руководители: старосты групп, начальники цеха, начальники отдела.
Никакая формальная организация не способна охватить все стороны, все интересы человека. Она лишь направляет его функциональные возможности в конкретной имеющей «отношение к делу» социальной среде. Оказывается, что возможностей человека всегда больше, чем возможностей, которые оставляет ему любая формальная организация для самовыражения. Причиной тому являются интересы самой организации, ее руководителей и их руководителей. Но личность нельзя формализовать полностью. Каждый человек привносит в организацию свои ожидания, мотивы, прошлый опыт, к которым организация равнодушна: они ей не интересны, зачастую даже являются вредными, помехой для дела. По этим причинам любую формальную организацию дополняет неформальная, которая может, вполне вероятно, реализовать некоторые ожидания человека. Наконец, дружеские связи, которые возникают внутри формальной организации, как правило, ей не нужны. Но они сплачивают коллектив и в конечном итоге могут помочь при решении формальных, производственных задач. Таким образом, неформальная активность членов организации способствует эффективности ее деятельности. Поэтому неформальные организации могут совершенствовать эффективность деятельности формальной. И здесь возникает роль лидера. «Лидер – это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической и, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной, коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели»[1]. Парыгин Б. Д. выделяет следующие моменты: лидер не выдвигается группой на соответствующий пост, а спонтанно занимает лидерскую позицию с открытого или скрытого согласия группы; лидер выдвигается на роль неофициального руководителя, а, следовательно, с его личностью идентифицируется специфическая система групповых норм и ценностей; лидер выдвигается на соответствующую роль в условиях специфической и всегда значимой для жизнедеятельности группы ситуации. В структуре межгрупповых и межличностных связей осужденных лидерство целесообразно охарактеризовать отношениями доминирования и подчинения, обусловленными как действием общечеловеческих социально-психологических закономерностей, так и спецификой условий мест лишения свободы, существованием там неформальных норм и правил. Немаловажно, что неудовлетворенность в обеспечении справедливости со стороны сотрудников учреждения ведет осужденных к поиску справедливости у «неофициальных» авторитетов. Первостепенное значение имеют при этом психологические и индивидуальные качества осужденного-лидера, его соответствие этой роли. Поэтому лидера в среде осужденных можно представить как члена группы определенной направленности поведения, за которым группа признает право на руководство и принятие окончательного решения в значимых для нее ситуациях.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|