Механизм формирования лидерства.

Спонтанная самоорганизация существует в обществе на всех его уровнях, начиная с общества в целом и заканчивая первичными социальными группами. Каждый человек обязательно включен в какую-то формальную организацию. Он записан в конкретный класс школы, группу в институте, работает на предприятии в конкретном цехе, в учреждении на должности в отделе и т. д. Везде в социальной структуре существуют официальные руководители: старосты групп, начальники цеха, начальники отдела.

Никакая формальная организация не способна охватить все стороны, все интересы человека. Она лишь направляет его функциональные возможности в конкретной имеющей «отношение к делу» социальной среде. Оказывается, что возможностей человека всегда больше, чем возможностей, которые оставляет ему любая формальная организация для самовыражения. Причиной тому являются интересы самой организации, ее руководителей и их руководителей. Но личность нельзя формализовать полностью. Каждый человек привносит в организацию свои ожидания, мотивы, прошлый опыт, к которым организация равнодушна: они ей не интересны, зачастую даже являются вредными, помехой для дела. По этим причинам любую формальную организацию дополняет неформальная, которая может, вполне вероятно, реализовать некоторые ожидания человека.

Наконец, дружеские связи, которые возникают внутри формальной организации, как правило, ей не нужны. Но они сплачивают коллектив и в конечном итоге могут помочь при решении формальных, производственных задач. Таким образом, неформальная активность членов организации способствует эффективности ее деятельности. Поэтому неформальные организации могут совершенствовать эффективность деятельности формальной. И здесь возникает роль лидера.

«Лидер – это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической и, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной, коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели»[1]. Парыгин Б. Д. выделяет следующие моменты: лидер не выдвигается группой на соответствующий пост, а спонтанно занимает лидерскую позицию с открытого или скрытого согласия группы; лидер выдвигается на роль неофициального руководителя, а, следовательно, с его личностью идентифицируется специфическая система групповых норм и ценностей; лидер выдвигается на соответствующую роль в условиях специфической и всегда значимой для жизнедеятельности группы ситуации.

В структуре межгрупповых и межличностных связей осужденных лидерство целесообразно охарактеризовать отношениями  доминирования и подчинения, обусловленными как действием общечеловеческих социально-психологических закономерностей, так и спецификой условий мест лишения свободы, существованием там неформальных норм и правил. Немаловажно, что неудовлетворенность в обеспечении справедливости со стороны сотрудников учреждения ведет осужденных к поиску справедливости у «неофициальных» авторитетов. Первостепенное значение имеют при этом психологические и индивидуальные качества осужденного-лидера, его соответствие этой роли. Поэтому лидера в среде осужденных можно представить как члена группы определенной направленности поведения, за которым группа признает право на руководство и принятие окончательного решения в значимых для нее ситуациях.


[1] Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971, с. 302-303.





Просмотров: 436
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Развитие навыков лидера для оптимизации работы организации
  • Интегративная супервизия. Организация группы.
  • Организация групп взаимопомощи для зависимых в структуре центров социальных служб
  • ПОЧЕМУ каждый здоровый человек должен пройти группы?
  • Психология в бизнесе. Процессуальный взгляд на организацию.
  • Роль антиципационной состоятельности в структуре девиантного поведения
  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Алгоритм социальной работы с алкоголизированными семьями в условиях учреждения социальной защиты
  • Первая любовь… Роль, значение и смысл в жизни человека.
  • Проблема сепарации от родителей – абсолютный лидер среди всех других психологических проблем
  • Два человека, которые не имеют ничего общего: могут ли они быть вместе?
  • Психологическая поддержка безработных в среде тренинговой группы.
  • Групповой анализ: терапия группы самой группой
  • Жизнь группы и принятие групповых решений
  • Функции лидера в местах лишения свободы
  • Организация как вторичный процесс руководителя
  • Чем полезна работа психотерапевтических групп или, почему такие группы существуют?
  • О вопросах социально-психологической готовности подростков к профессиональной деятельности
  • Лидер + правильные эмоции = эффективность
  • Лекция 1: Лидер, группа и успех
  • Факторы эффективности деятельности работника типа профессии «Человек-Человек».
  • Психолог в организации: задачи, ожидания, ошибки
  • Постижение тёмной стороны личности в условиях благополучия цивилизованного бытия современного человека
  • Психологические основы организации групповой работы на уроках русского языка и литературы
  • Социальная поддержка пациентов. Роль семьи в обеспечении качества жизни психически больных
  • Роль руководителя в формировании благоприятного СПК в коллективе
  • Формирование малых групп осужденных.
  • Развитие лидерства в компаниях. Роль НЛП и коучинга в этом
  • Каждый человек психолог, но почему это не всегда работает?
  • Группы раннего развития или группы тоддлеров



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь