|
Правильные ответы на все времена или отсутствие абсолютной истиныАвтор статьи: Козлов Вячеслав Валерьевич
Правильные ответы на все времена или отсутствие абсолютной истины.
Помните две Заповеди любви «Нового Завета»? Они прозвучали в Нагорной проповеди Христа: «Возлюби Господа бога твоего всем сердцем твоим, и всею душой твоею, и всей крепостью, и всем разумением твоим» и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». И это наталкивает на мысли об интересном и неожиданном совпадении с основными направлениями, в которых ведется терапия: «Отношения с окружающим миром и людьми» и «Отношения с самим собой». Получается, что и психотерапия в своем интегративном подходе и Заповеди Нового Завета ведут человека в одном и том же направлении. А именно в направлении осознания своего собственного отношения к миру: природе, другим людям, окружающим вещам и событиям и пр. А также в направлении осознания своего собственного отношения к самому себе: своему телу, мыслям, чувствам, качествам личности и пр. Речь идет о двух пространствах, в которых одновременно живет человек: внутренний мир (психический мир, мир переживаний, мыслей, фантазий, чувств и ощущений) и мир внешний (взаимодействие с другими людьми и объектами материального, столкновение с законами физики и химии). Граница между этими мирами условна и проницаема (как границы яйца Р. Ассаджиоли) и миры проникают друг в друга и взаимоопределяют друг друга. События, происходящие во внешнем мире, зачастую определяют настроения человека, а психоэмоциональное состояние во многом определяет способность человека влиять на окружающий мир. И получается, что человек переживает свободу одновременно в двух мирах: свободу во внешнем мире (связанную с отношением к экономическим, юридическим, политическим и физическим границам своего существования) и свободе во внутреннем мире (связанную с отношением к личным интеллектуальным, моральным, эмоциональным потребностям и границам). Часто мы видим как человек экономически состоятельный и юридически свободный, сам заявляет о собственной внутренней связанности и скованности, о своем внутреннем «непозволении самому себе». Такой человек живет в семье, где ему нет места, работает на работе, где он несчастен, испытывает чувство вины и долга в отношениях с людьми, которые его используют и манипулируют им. Такой человек может ходить в церковь, верить в бога и выстраивать свою жизнь в соответствии с Заповедями. Он может принимать на веру и руководствоваться родительскими установками и опираться на мудрость старшего поколения. Брать на вооружение культурные традиции общества, привлекать экспертное мнение и опираться на научные факты и теории. При этом он постоянно будет сталкиваться с тем, что нет истины или закона абсолютно правильного во всех ситуациях, с тем, что в мире все относительно. И то, что было эффективно и казалось правильным минуту назад, уже сейчас (или через пол часа) будет уже неуместным и ненужным для человека. Народная мудрость хорошо отражает этот жизненный парадокс и выражает его противоречащими друг другу подсказками: «противоположности притягиваются» - «голубь к голубю, ворон к ворону», «под лежачий камень вода не течет» - «работа не волк, в лес не убежит» и т.д., предоставляя человеку широкий выбор и оставляя свободу этого выбора за ним. Тогда как наука, религия, геополитические и экономические интересы, уголовный кодекс часто отправляют человека «на костер», заявляя, что «он был не прав». Они стремятся подчинить его, иногда вопреки его желаниям помещая в систему координат «хорошо – плохо», «правильно – не правильно», «добро-зло». С самого детства человек находится под влиянием этих внешних ориентиров и научается, как радио, настраиваться на них, соотносить свою внешнюю и внутреннюю жизнь с ними, испытывая страх и чувство вины в случае несоответствия, а по мере взросления и транслировать их дальше возбуждая страх и чувство вины у других. И получается, что вокруг человека зачастую формируется целый кокон условностей, правил, норм и предписаний, уверовав в которые человек приносит свою свободу на алтарь этой веры. Он сам себя лишает права выбора, делегировав это право некоему условному «внешнему центру оценки». А уж чего именно будет требовать «этот внешний центр оценки», того что «по утрам надо делать зарядку», «на работу нельзя опаздывать» или «евреев надо сжигать в концлагерях» это уже, как будто, не зависит от самого человека. Благодаря техническому прогрессу мы уже давно живем в информационно – коммуникативном веке. Каждый из нас испытывает огромное влияние противоречащих друг другу «внешних центров оценок». Их великое множество, нас воздействуют национальные, экономические, религиозные, профессиональные, корпоративные, семейные, политические, юридические и многие другие. Нам вешают всевозможные ярлыки, которые могут нам нравиться или нет, но они приходят из вне и, зачастую, становятся частью нас, мы идентифицируемся с ними, делаем их реальными, опираемся на них как на асфальт под ногами. Как зернышки, попавшие на благодатную почву, они прорастают, занимают много нашего внутреннего пространства, питаются нашей жизненной силой. И вот, мы уже с трудом можем отличить «чего хотим мы», от «чего хотят от нас». Во главу угла встает застывшая «схема», в которой содержаться правильные ответы на все случаи жизни, а живой, постоянно меняющийся, стремящийся к развитию Человек уходит на второй план. Мы перестаем жить своей собственной жизнью, перестаем принадлежать сами себе. Как в шутку сказал один мой знакомый: «Когда не живешь своей собственной жизнью, за секунду до смерти перед глазами пролетает чужая». И, с одной стороны, можно отключить телевидение и интернет, уехать в глушь и жить вдалеке от людей, с другой стороны побег не является решением. Для развития и воплощения внутреннего потенциала человеку необходимо находится в отношениях с другими людьми, переживать их, и поэтому влияние извне будет оказываться постоянно. Вместе с тем, в человеческой природе заложен механизм, позволяющий сначала почувствовать, а потом осознать собственную захваченность этим внешним влиянием. Иногда мы признаемся сами себе, что чувствуем внутренний дискомфорт, смятение, раздражение, стыд или тревогу. И это может быть сигналом того, что мы делаем не то, что хотим, а то, что хотят от нас, что говорим не свои собственные слова, а чужие, что делаем какие-то вещи, в которые не верим, от этого нарастает ощущение опустошения… В тот момент, когда приходят такие ощущения и мы сами себе признаемся в этом, полезно взять паузу, остановиться и провести сверку того «что есть по факту», с тем, «чего хотелось бы». И скорее всего, будут найдены огромные несоответствия. Тогда возникает вопрос: «Что с этим можно сделать, чтобы жить в социуме, строить отношения с другими людьми, то есть находиться в системе и оставаться самим собой, жить своей жизнью?». И тут мы опять обращаемся к идеям двухтысячелетней давности и можем принять за отправную точку то, что мы не сможем «полюбить ближнего своего» и выстроить с ним отношения, пока не «полюбим самого себя». А перед тем как полюбить себя, полезно было бы принять себя таким, какой есть. А перед тем как принять, полезно было бы познакомиться с самим собой, со своими особенностями, осознать то, какими мы пришли в сегодняшний день и как мы себя чувствуем в сложившейся ситуации. Познакомиться со своими собственными системами координат: «хочу – не хочу», «нравиться – не нравиться», «верю – не верю», «вижу смысл – не вижу смысла» и пр. Научиться признаваться самому себе в том, как я на самом деле отношусь к происходящему, признаю ли я это как «свое» или «чужое», готов ли я на самом деле нести ответственность за происходящее, хочу ли я этого, какой смысл в этом я вижу для себя. Признаться также в том, что окружающие меня люди (политики, учителя, руководители, члены моей семьи, юристы и пр.) знают «как надо», и только я сам знаю и чувствую «как хочется». А дальше позволить себе начать проявляться в отношениях с другими соответствующим образом, открыто заявляя о своих переживаниях, чувствах и желаниях, отстаивая их и признавая право другого человека заявлять и отстаивать свои собственные. Жизнь не станет от этого легче или проще, она станет свободнее. Для того, чтобы это получилось, полезно приобрести опыт выстраивания отношений, в которых доминируют не формальные нормы, правила, догмы и установки, а есть возможность для спонтанности, открытости, эмпатии, безусловного принятия. На мой взгляд, в церкви (несмотря на заявленные Заповеди), современной школе (несмотря на заявленные Принципы), в государственных институтах (несмотря на то, что декларируется в Конституции) и прочих «корпорациях», очень редко встречаются сформированные условия для приобретения такого опыта. И, к сожалению, не редко, в семье, в которой, казалось бы, личность и развитие внутреннего потенциала должны иметь приоритетное значение, когда ее члены долгое время оказываются захваченными многими «внешними центрами оценок», происходят похожие вещи, и живые люди перестают видеть друг в друге живых людей. И конечно психотерапия не является в этом смысле панацеей и решением всех проблем. Как не стали на протяжении тысячелетий панацеями многочисленные религии, разнообразные системы образования и государственные институты, которые все вместе, вроде как, отстаивали человеческую свободу и декларировали ценность и уникальность личности. При этом именно в формате терапии, сделав внутренний выбор «Быть», можно получить тот опыт построения таких исцеляющих отношений, которые позволяют познакомиться с самим собой и принять самого себя. Принять без купюр, без оценок в координатах «плохое – хорошее», «правильное – неправильное», принять как есть, «по факту». И на основе этого принятия начать выстраивать отношения с внешним миром, оставляя за ним и за собой право быть таким, каким хочется, и проявляться так, как хочется. Придти к признанию того, что единственное внешнее, чем ограничена моя свобода, это не правила, не «схема», не запреты, а свобода другого человека. А затем перенести этот опыт в семью, на рабочее место, во все остальные отношения. Для развития и становления подобного мироощущения «внутренней свободы» необходима вера в фундаментальные добродетельность и жизнеутверждение самой человеческой природы, так как в истории было бесчисленное множество примеров, когда человек падал в пропасть хаоса, войны и самоуничтожения. Часто то, что начиналось с поиска свободы и лозунга внутреннего освобождения, заканчивалось еще большим порабощением и противостоянием. При этом, в противовес этим бесчисленным примерам, на чашу весов в пользу веры в человеческую природу и Человека, будет положено то, что мы до сих пор живы, и по-прежнему, прямо сейчас, хотим Жить. А также нам может помочь сомнение. Сомнение в тех идеях, которые прямо сейчас являются популярными, декларируемыми в СМИ, широко распространенными. Сомнения в тех идеях, которые толкают нас к чему-то, ждут от нас каких-то проявлений и поступков, агитируют нас в чем-то. И благодаря сомнению и желанию жить мы можем развернуться к самим себе, заглянуть внутрь, увидеть собственные желания, прикоснуться к собственными переживаниям, стать самими собой. Помня при этом - что нет абсолютной истины, что правда - это не жесткая и сухая «схема» с правильными ответами на все случаи жизни и во все времена, что истина/правда меняется и течет, растет и эволюционирует вместе с человеком. После этого, может быть, даже принять и полюбить себя самого. И затем принять, и, может даже, полюбить окружающих людей со всеми их недостатками и окружающий мир со всеми его катаклизмами и неурядицами. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|