Правильные ответы на все времена или отсутствие абсолютной истины

Правильные ответы на все времена или отсутствие абсолютной истины.

Правильные ответы на все времена или отсутствие абсолютной истины

Помните две Заповеди любви «Нового Завета»? Они прозвучали в Нагорной проповеди Христа: «Возлюби Господа бога твоего всем сердцем твоим, и всею душой твоею, и всей крепостью, и всем разумением твоим» и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». И это наталкивает на мысли об интересном и неожиданном совпадении с основными направлениями, в которых ведется терапия: «Отношения с окружающим миром и людьми» и  «Отношения с самим собой».  

Получается, что и психотерапия в своем интегративном подходе и Заповеди Нового Завета ведут человека в одном и том же направлении. А именно в направлении осознания своего собственного отношения к миру: природе, другим людям, окружающим вещам и событиям и пр. А также в направлении осознания своего собственного отношения к самому себе: своему телу, мыслям, чувствам, качествам личности и пр. Речь идет о двух пространствах, в которых одновременно живет человек: внутренний мир (психический мир, мир переживаний, мыслей, фантазий, чувств и ощущений) и мир внешний (взаимодействие с другими людьми и объектами материального, столкновение с законами физики и химии). Граница между этими мирами условна и проницаема (как границы яйца Р. Ассаджиоли) и миры проникают друг в друга и взаимоопределяют друг друга. События, происходящие во внешнем мире, зачастую определяют настроения человека, а психоэмоциональное состояние во многом определяет способность человека влиять на окружающий мир. И получается, что человек переживает свободу одновременно в двух мирах: свободу во внешнем мире (связанную с отношением к экономическим, юридическим, политическим и физическим границам своего существования) и свободе во внутреннем мире (связанную с отношением к личным интеллектуальным, моральным, эмоциональным потребностям и границам).

Часто мы видим как человек экономически состоятельный и юридически свободный, сам заявляет о собственной внутренней связанности и скованности, о своем внутреннем «непозволении самому себе». Такой человек живет в семье, где ему нет места, работает на работе, где он несчастен, испытывает чувство вины и долга в отношениях с людьми, которые его используют и манипулируют им. Такой человек может ходить в церковь, верить в бога и выстраивать свою жизнь в соответствии с Заповедями. Он может принимать на веру и руководствоваться родительскими установками и опираться на мудрость старшего поколения. Брать на вооружение культурные  традиции общества, привлекать экспертное мнение и опираться на научные факты и теории. При этом он постоянно будет сталкиваться с тем, что нет истины или закона абсолютно правильного во всех ситуациях, с тем, что в мире все относительно. И то, что было эффективно и казалось правильным  минуту назад, уже сейчас (или через пол часа) будет уже неуместным и ненужным для человека. Народная мудрость хорошо отражает этот жизненный парадокс и выражает его противоречащими друг другу подсказками: «противоположности притягиваются» - «голубь к голубю, ворон к ворону», «под лежачий камень вода не течет» - «работа не волк, в лес не убежит» и т.д., предоставляя человеку широкий выбор и оставляя свободу этого выбора за ним. Тогда как наука, религия, геополитические и экономические интересы, уголовный кодекс часто отправляют человека «на костер», заявляя, что «он был не прав». Они стремятся подчинить его, иногда вопреки его желаниям помещая в систему координат «хорошо – плохо», «правильно – не правильно»,  «добро-зло». С самого детства человек находится под влиянием этих внешних ориентиров и научается, как радио, настраиваться на них, соотносить свою внешнюю и внутреннюю жизнь с ними, испытывая страх и чувство вины в случае несоответствия, а по мере взросления и транслировать их дальше возбуждая страх и чувство вины у других.

И получается, что вокруг человека зачастую формируется целый кокон условностей, правил, норм и предписаний, уверовав в которые человек приносит свою свободу на алтарь этой веры. Он сам себя лишает права выбора, делегировав это право некоему условному «внешнему центру оценки». А уж чего именно будет требовать «этот внешний центр оценки», того что «по утрам надо делать зарядку», «на работу нельзя опаздывать» или «евреев надо сжигать в концлагерях» это уже, как будто, не зависит от самого человека.

Благодаря техническому прогрессу мы уже давно живем в информационно – коммуникативном веке. Каждый из нас испытывает огромное влияние противоречащих друг другу «внешних центров оценок». Их великое множество, нас воздействуют национальные, экономические, религиозные, профессиональные, корпоративные, семейные, политические, юридические и многие другие. Нам вешают всевозможные ярлыки, которые могут нам нравиться или нет, но они приходят из вне и, зачастую, становятся частью нас, мы идентифицируемся с ними, делаем их реальными, опираемся на них как на асфальт под ногами. Как зернышки, попавшие на благодатную почву, они прорастают, занимают много нашего внутреннего пространства, питаются нашей жизненной силой. И вот, мы уже с трудом можем отличить «чего хотим мы», от «чего хотят от нас». Во главу угла встает застывшая «схема», в которой содержаться правильные ответы на все случаи жизни, а живой, постоянно меняющийся, стремящийся к развитию Человек уходит на второй план. Мы перестаем жить своей собственной жизнью, перестаем принадлежать сами себе. Как в шутку сказал один мой знакомый: «Когда не живешь своей собственной жизнью, за секунду до смерти перед глазами пролетает чужая». И, с одной стороны, можно отключить телевидение и интернет, уехать в глушь и жить вдалеке от людей, с другой стороны побег не является решением. Для развития и воплощения внутреннего потенциала человеку необходимо находится в отношениях с другими людьми, переживать их, и поэтому влияние извне будет оказываться постоянно.

Вместе с тем, в человеческой природе заложен механизм, позволяющий сначала почувствовать, а потом осознать собственную захваченность этим внешним влиянием. Иногда мы признаемся сами себе, что чувствуем внутренний дискомфорт, смятение, раздражение, стыд или тревогу. И это может быть сигналом того, что мы делаем не то, что хотим, а то, что хотят от нас, что говорим не свои собственные слова, а чужие, что делаем какие-то вещи, в которые не верим, от этого нарастает ощущение опустошения… В тот момент, когда приходят такие ощущения и мы сами себе признаемся в этом, полезно взять паузу, остановиться и провести сверку того «что есть по факту», с тем, «чего хотелось бы». И скорее всего, будут найдены огромные несоответствия.

Тогда возникает вопрос: «Что с этим можно сделать, чтобы жить в социуме, строить отношения с другими людьми, то есть находиться в системе и оставаться самим собой, жить своей жизнью?». И тут мы опять обращаемся к идеям двухтысячелетней давности и можем принять за отправную точку то, что мы не сможем «полюбить ближнего своего» и выстроить с ним отношения,  пока не «полюбим самого себя». А перед тем как полюбить себя, полезно было бы принять себя таким, какой есть. А перед тем как принять, полезно было бы познакомиться с самим собой, со своими особенностями, осознать то, какими мы пришли в сегодняшний день и как мы себя чувствуем в сложившейся ситуации. Познакомиться со своими собственными системами координат: «хочу – не хочу», «нравиться – не нравиться», «верю – не верю», «вижу смысл – не вижу смысла» и пр. Научиться признаваться самому себе в том, как я на самом деле отношусь к происходящему, признаю ли я это как «свое» или «чужое», готов ли я на самом деле нести ответственность за происходящее, хочу ли я этого, какой смысл в этом я вижу для себя. Признаться также в том, что окружающие меня люди (политики, учителя, руководители, члены моей семьи, юристы и пр.) знают «как надо», и только я сам знаю и чувствую «как хочется». А дальше позволить себе начать проявляться в отношениях с другими соответствующим образом, открыто заявляя о своих переживаниях, чувствах и желаниях, отстаивая их и признавая право другого человека заявлять и отстаивать свои собственные. Жизнь не станет от этого легче или проще, она станет свободнее.

Для того, чтобы это получилось, полезно приобрести опыт выстраивания отношений, в которых доминируют не формальные нормы, правила, догмы и установки, а есть возможность для спонтанности, открытости, эмпатии, безусловного принятия. На мой взгляд, в церкви (несмотря на заявленные Заповеди), современной школе (несмотря на заявленные Принципы), в государственных институтах (несмотря на то, что декларируется в Конституции) и прочих «корпорациях», очень редко встречаются сформированные условия для приобретения такого опыта.  И, к сожалению, не редко, в семье, в которой, казалось бы, личность и развитие внутреннего потенциала должны иметь приоритетное значение, когда ее члены долгое время оказываются захваченными многими «внешними центрами оценок», происходят похожие вещи, и живые люди перестают видеть друг в друге живых людей.   

И конечно психотерапия не является в этом смысле панацеей и решением всех проблем. Как не стали на протяжении тысячелетий панацеями многочисленные религии, разнообразные системы образования и государственные институты, которые все вместе, вроде как, отстаивали человеческую свободу и декларировали ценность и уникальность личности. При этом именно в формате терапии, сделав внутренний выбор «Быть», можно получить тот опыт построения таких исцеляющих отношений, которые позволяют познакомиться с самим собой и принять самого себя. Принять без купюр, без оценок в координатах «плохое – хорошее», «правильное – неправильное», принять как есть, «по факту». И на основе этого принятия начать выстраивать отношения с внешним миром, оставляя за ним и за собой право быть таким, каким хочется, и проявляться так, как хочется. Придти к признанию того, что единственное внешнее, чем ограничена моя свобода, это не правила, не «схема», не запреты, а свобода другого человека. А затем перенести этот опыт в семью, на рабочее место, во все остальные отношения.

Для развития и становления подобного мироощущения «внутренней свободы» необходима вера в фундаментальные добродетельность и жизнеутверждение самой человеческой природы, так как в истории было бесчисленное множество примеров, когда человек падал в пропасть хаоса, войны и самоуничтожения. Часто то, что начиналось с поиска свободы и лозунга внутреннего освобождения, заканчивалось еще большим порабощением и противостоянием. При этом, в противовес этим бесчисленным примерам, на чашу весов в пользу веры в человеческую природу и Человека, будет положено то, что мы до сих пор живы, и по-прежнему, прямо сейчас, хотим Жить. А также нам может помочь сомнение. Сомнение в тех идеях, которые прямо сейчас являются популярными, декларируемыми в СМИ, широко распространенными. Сомнения в тех идеях, которые толкают нас к чему-то, ждут от нас каких-то проявлений и поступков, агитируют нас в чем-то. И благодаря сомнению и желанию жить мы можем развернуться к самим себе, заглянуть внутрь, увидеть собственные желания, прикоснуться к собственными переживаниям, стать самими собой. Помня при этом - что нет абсолютной истины, что правда - это не жесткая и сухая «схема» с правильными ответами на все случаи жизни и во все времена, что истина/правда меняется и течет, растет и эволюционирует вместе с человеком. После этого, может быть, даже принять и полюбить себя самого. И затем принять, и, может даже, полюбить окружающих людей со всеми их недостатками и окружающий мир со всеми его катаклизмами и неурядицами.  



Просмотров: 438
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Принять себя во всём несовершенстве и полноценно быть самим собой – чистый кайф. Часть 2.
  • Принять себя во всём несовершенстве и полноценно быть самим собой – чистый кайф. Часть 1
  • Встреча с самим собой. Как принять себя?
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Можно ли полюбить человека таким, какой он есть?
  • Возлюби ближнего своего как самого себя
  • Что мотивирует полюбить себя такой какая есть и стать такой, какой хочу быть?
  • Как перестать сравнивать себя с другими и начать жить своей жизнью
  • Что делать с людьми, которые не хотят учитывать наши интересы и ведут себя эгоистично?
  • Изменяться или принять себя таким, какой есть?
  • «У меня есть тараканы» или комплекс неполноценности: как принять и полюбить себя.
  • Возлюби ближнего твоего, как самого себя
  • Возлюби ближнего твоего как самого себя.
  • Не жить свою жизнь: 300 способов убежать от самого себя
  • 7 проблем человека, которые зачастую ведут его к психологу
  • Принять себя | О режиме дня не идеального, но счастливого человека
  • 15 способов принять самого себя
  • Как принять себя, когда видишь в себе столько изъянов?
  • Почему отношения с самим собой определяют возможность быть счастливым?
  • Принять себя такого, какой ты есть
  • Телесность человека как язык его взаимоотношений с Небом и Землей, миром и самим собой.
  • Как человек отказывается от самого себя?
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Что может быть важнее собственного отношения к себе?
  • Два человека, которые не имеют ничего общего: могут ли они быть вместе?
  • Гипноз и чувство вины перед ушедшими: простить себя и жить дальше
  • О себе или как запреты мешают быть самим собой.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь