Источники тревожности в разных возрастных группах

Источники тревожности в разных возрастных группах  

Т. П. Каминская

Жизнь современного человека характеризуется возрастанием частоты и интенсивности эмоциональных нагрузок, чему способствует ряд современных условий: стремительное изменение социальной и физической среды, повышение темпов жизни и ее стоимости, разрушение традиционных семейных структур, различные социальные и экологические катаклизмы. Человек реагирует на эти особенности современного бытия переживаниями страха, тревоги, беспомощности, тоски и отчаянья. Тревога и страх становятся основными эмоциями, переживаемыми человечеством [2. с. 72].  

Тревожность – очень широко распространенный психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также входит в сондромологию других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. Значение тревоги как социально-обусловленного фактора было отмечено на одном из первых,  ежегодных симпозиумов, проводящихся Американской ассоциацией психологов и психопатологов [1. с. 3]. Опираясь на выше изложенное, необходимо отметить, что важно проследить источники тревожности, актуальные на разных этапах онтогенетического развития человека.  

Цель исследования: изучение тревожности в разных возрастных группах и выявление основных её источников. Для диагностики источников тревожности была использована методика незаконченных предложений А.М. Прихожан. В исследовании принимали участие 207 респондентов. В результате психодиагностического исследования были установлены в разных возрастных группах источники тревожности, которые можно подразделить на категории:   

1) индивидуальные (связаны с какими-то личными переживаниями и волнениями);  

2) социальные (связаны с взаимоотношениями с окружающими, с социальной обстановкой);  

3) материальные (связаны с финансовым благополучием испытуе­мых).  

Во всех возрастных исследуемых группах, где ведущей деятельностью является учебная, основные источники тревожности связаны с ней.  

В младшем и среднем подростковых возрастах (7-8 класс) наблюдаются такие источники тревожности, как написание контрольных работ, отрицательные оценки, ответы у доски. Но у семиклассников в большем процентном соотношении (91,7%; 75% и 29,2% соответственно). Также в младшем подростковом возрасте (12-13 лет) 50% испытуемых указывали на страх наказания родителями, проявления родителями гнева, раздражения.  

В возрастной группе 13-14 лет (8 класс) появляются источники тревожности, относящиеся к социальной категории, такие как: отвернуться друзья (18,2%), боязнь за близких (13,6%), боязнь животных и явлений природы (11,4%), когда кто-то умирает (6,8%), одиночество (4,5%).  

У 14-15 летних подростков источники тревожности связаны с их сферой жизнедеятельности, а так же социальными взаимоотношениями – непонимание (41%),  взаимоотношения с противоположным полом (27,2%), боязнь быть ненужным (9%), беспокойство о будущем (18,2%), несбыточность мечтаний (18%), что является вполне закономерным.  

В 11-ом классе наступает переломный период: стоит задача выбора жизненного и профессионального самоопределения, поэтому наблюдается еще большее беспокойство о будущем (55,5%), несбыточность мечтаний (51,8%). Также остается беспокойство и из-за выпускных, а затем и вступительных экзаменов в ВУЗ (77,7%) и боязнь чего-то плохого (40,7%).  

Основным источником тревожности у первокурсников являются  экзамены (46,7%) и беспокойство о будущем (36,7%). Достаточно значительными являются боязнь исключения из учебного заведения (10%), друзья (23,3%), одиночество (20%). В этой исследуемой группе появляется новый источник тревожности –  нехватка денег (20%), что является не удивительным явлением, так как, оторвавшись от дома юношам и девушкам необходимо рассчитывать свой бюджет.   

На онтогенетическом этапе ранней взрослости (35-40лет) большая часть источников тревожности находится в социальной категории. Респондентов этого возраста беспокоят их дети и всё, что с ними связано: боязнь ухода детей из семьи (43%), боязнь за здоровье детей (78,6%), беспокойство за будущее детей (85,7%).  

Испытуемых в периоде средней взрослости (40-60лет) так же в основном заботят их дети, их будущее благоустройство в жизни (41,4%), их здоровье (34,5%), что в принципе связано с закономерным онтогенетическим развитием.  

Перечисленные выше исследуемые группы беспокоит то, что связано с их возрастом и опытом, с их стадией онтогенетического развития, что является естественным, поэтому и источники тревожности отражают эту закономерность.  

Хотелось бы обратить внимание на самую старшую исследуемую группу, а это респонденты в периоде поздней взрослости (от 60 и старше). По результатам исследования мы можем сказать, что в этой возрастной группе глобально изменились источники тревожности. Они в большей части сосредоточены в социальной категории. Только в этой возрастной группе прослеживается явное беспокойство о происходящем в обществе – бандитизм и терроризм (55%), алкоголизм и наркомания молодёжи (73%), удорожание продуктов (91%).   

                                                           Диаграмма 1

   Источники тревожности в разных возрастных группах

              

Важно подчеркнуть, что почти все респонденты указали на беспокойство о будущем как на один из видов источников тревожности. На представленной диаграмме мы можем пронаблюдать динамику этого источника тревожности в разных возрастных группах. Тот факт, что значительное количество испытуемых указали на этот источник тревожности, доказывает влияние современной социальной обстановки, её неопределенности на источники тревожности.  

Таким образом, результаты нашего исследования, позволяют сказать, что источники тревожности связаны как с этапами онтогенетического развития, так и с социально-культурными условиями жизни человека. Различные сферы и сам процесс человеческой жизнедеятельности влияют на источники тревожности.  

Данные о том, что почти все испытуемые в разных возрастных группах указали на беспокойство о будущем как на источник тревожности, свидетельствует о том, что на состав и значимость источников тревожности влияют особенности жизни современного человека, неопределённость жизненных условий.  

Источники тревожности меняются в течение жизни, с накоплением социального опыта, происходит смена окружающей обстановки, сильно изменяется жизнь. Именно поэтому в разных возрастных группах, отличаются источники тревожности, а так же они отражают в себе влияние не только закономерностей онтогенетического развития человека, но и влияние современной цивилизации.   

Литература  

1.Астапов В. Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. // Тревога и тревожность. // Под редакцией В. М. Астапова. – Спб.: Питер, 2001. – 256 с.  

2.Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г. Культура, эмоции и психическое здоровье. // Вопросы психологии. 1999. №2, с. 61-90.



Просмотров: 511
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Матрица Социальной тревожности (часть 3)
  • Матрица Социальной тревожности (часть 4)
  • Матрица Социальной тревожности (часть 2)
  • Матрица Социальной тревожности (часть 1)
  • Стратегии преодоления социальной тревожности
  • Маски тревожности или под что рядится тревожность у детей
  • Особенности проявления тревожности в юношеском возрасте
  • Изучение некоторых когнитивных параметров страха и тревожности у детей при посещении стоматолога
  • Чем тревога отличается от тревожности и тревожного расстройства.
  • Развею все твои тревоги…О нетипичных проявлениях детской тревожности.
  • Влияние занятий спортивными единоборствами на уровень личностной тревожности
  • Психокоррекция тревожности и страхов у детей дошкольного возраста с использованием сказкотерапии
  • Особенности стыда и тревожности в созависимых отношениях
  • Панические Атаки, Клаустрофобия и другие друзья Общей Тревожности
  • Страх и беспокойство. Причины и источники.
  • О тревожности
  • Век тревожности
  • О тревожности...
  • Сказка о потерянном времени и тревожности
  • Научная статья 3. Диагностика и коррекция школьной тревожности учащихся в периоде подросткового кризиса
  • Научная статья 5. Коррекция школьной тревожности методом социально-психологического тренинга
  • Особенности самооценки и тревожности у студентов гуманитарных и технических специальностей
  • Гипноз эффективен в лечении хронических болей в животе, тревожности и СРК у детей
  • О тревоге и тревожности
  • Профилактика тревожности
  • Как избавиться от тревожности
  • средство от тревожности
  • Причины тревожности
  • Противоядие от тревожности
  • Самопомощь при тревожности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь