|
Поразительная сила образов - эйдетика и эйдетические способностиАвтор статьи: Дворецкая Светлана Викторовна
Поразительная сила образов (или ЭЙДОСОВ, как их называли древние греки) была известна человечеству с древнейших времён и всегда широко использовалась в религиозных мистериях и системах целительства.
Эйдетические способности отмечали у себя целый ряд учёных, художников, писателей: И.В. Гёте, Д. Лондон, В. Вундт, Э. Мах, К. Циолковский, а также А. Белый, Б. Пильняк, А. Толстой, К. Федин, О. Форш и другие. Так К. Федин сообщает: “Я прежде всего слышу, что пишу”, а А. Толстой говорил о своих образах: “Я их физически видел”[1]. По мнению ряда исследователей, эйдетической способностью в разной мере обладают все люди. Более того, эйдетизм - закономерная стадия развития ребёнка, пик этой способности приходится на 11-16 лет. Считается, что у взрослых она менее выражена и лишь у немногих сохраняется на всю жизнь. Эйдетические способности можно восстанавливать и развивать. В настоящее время мы используем 27 методов по развитию внимания и памяти, многочисленные упражнения к ним. Эксперименты, соревнования (в т. ч. международные - в Минске, Москве, Киеве, Виннице, Осаке, Риге и др.), отчёты талантливых учеников и инструкторов позволили нам либо открыть заново хорошо известные специалистам приёмы улучшения памяти, либо придумать новые (например “изменённые модальности”, “графические импровизации”). Иногда методы, отвергаемые другими авторами как не очень эффективные, на деле оказались очень полезными (такие, как “метод избыточности”). ВОТ ЭТИ МЕТОДЫ: М н е м о т е х н и к а 1. Логические закономерности. 2. Последовательные ассоциации. 3. Связанные ассоциации. 4. Фонетические ассоциации 5. Автобиографические ассоциации. 6. Цифро-буквенный код. 7. ОГПУ. 8. Рациональное повторение. Э й д о т е х н и к а 9. Оживление. 10. Вхождение. 11. Трансформация. 12. Образные крючки 13. Соощущения. 14. Графические импровизации. 15. Трансформации. 16. Регрессия. 17. Избыточность. 18. Метод Цицерона. 19. Марка Твена. 20. Изменённые модальности. 21. Динамическое соответствие. 22. Линкольна. 23. Комбинированные методы. 24. Забывание ненужного. 25. Фотографическая память. 26. Развитие памяти во сне. 27.Актера Филозова. До появления в свет книги акад. Лурия А.Р. “Маленькая книжка о большой памяти”[2] все приёмы укрепления памяти назывались “мнемотехникой”. Лурия впервые ввёл разделение на мнемотехнику (методы, основанные на вербально-логическом мышлении) и эйдотехнику (от слова “эйдос”, с греч. - образ; методы, основанные на конкретно-образном мышлении). В этой книге он приводит пример феноменальной эйдетической памяти. Многочисленные эксперименты показали, что резервы памяти человека связаны с развитием эйдетической памяти. Во многих зарубежных школах учат, как правильно запоминать. Наш опыт убеждает, что и воспроизводить. Вот один пример, который мы повторяли сотни раз на наших уроках. Ученикам 9-15 лет на первом занятии давали запомнить большую таблицу символов. Времени для этого было достаточно, от 3-х до 5-ти минут. При ответе они воспроизвели таблицу на 40-60%. Это средний результат. Что делают в обычной школе учителя? Показывают таблицу до тех пор, пока ученики не воспроизведут её полностью. А что делаем мы? Откладываем её в сторону - и проводим наш курс. На последнем занятии спрашиваем учеников: “Вспомните, пожалуйста, ту, первую таблицу”. И они вспоминают её на 80-95%. О чём это говорит? О том, что таблица была в голове, но они её не могли вспомнить. Итак, эксперимент показал, куда надо было направить наши исследования. Развивая воображение, делая работу своего мозга более пластичным, ученики научились легко припоминать, быстрее и полнее восстанавливаться после напряжённой умственной работы, обрели новую уверенность в своих силах. Научное изучение способностей человека переживать яркие образы началось относительно недавно - в начале ХХ века. В 1907 году венский врач В. Урбанчич обратил внимание на способность плохо слышащих детей удерживать в памяти образы предметов в течение нескольких дней. Они описывали на следующий день содержание предъявленной им картинки настолько подробно, как будто продолжали видеть картинку перед собой. В. Урбанчич не связал это с резервными возможностями памяти, а счёл патологией, поскольку наблюдал этот феномен у больных детей. Поэтому данное открытие не заинтересовало тогда психологов. В 1911 г. изучением этого явления занялся немецкий проф. Эрик Йенш (1883-1940). Он создал в Марбургском психологическом институте группу единомышленников, которая провела целый ряд исследований по указанной теме. Йенш ввёл и своё название данного явления - эйдетизм, а для обладателя этой способности - эйдетик. В настоящее время эйдетизм рассматривается как разновидность образной памяти, выраженная в сохранении ярких, наглядных образов предметов по прекращению их воздействия на органы чувств. Обладающий эйдетизмом человек не воспроизводит в памяти воспринимавшиеся им предметы, а продолжает как бы видеть их. Э. Йенш описал зрительный, слуховой и тактильный эйдетизм, т.е. было показано, что эйдетические образы имеют полимодальную природу. В Школе Эйдетики изучается и применяется при работе с памятью также хорошо знакомый гурманам вкусовой эйдетизм, разработана методика по использованию и развитию обонятельного эйдетизма (для некоторых профессий - дегустатор и т.д. это просто необходимо). Э.Йеншем и его сотрудниками была разработана классификация степени выраженности эйдетизма.
Первоначально теория эйдетизма не признавалась рядом психологов, поскольку не укладывалась в общепризнанную тогда схему Карла Ясперса (Восприятие - реально, носит объективный характер; Представление - образно, имеет субъективный характер)[3]. С другой стороны, большой интерес к работам Марбургской школы проявил Л.С. Выготский, высоко ценивший Э. Йенша как исследователя-эксперимен-татора. По его мнению, “изучение Э. Йеншем памяти может служить образцом ... экспериментальной философии, проникающей в психологические исследования”[i]. В своей лаборатории в Психологическом институте в Москве он повторил эксперименты Э. Йенша. Л.С. Выготский идёт значительно дальше и рассматривает эйдетизм как закономерную стадию нормального детского развития. Он считает, что “... эйдетические наглядные образы характерны для детского возраста, в частности есть основания полагать, что они наиболее свойственны самому раннему детству”[ii]; “в эйдетических образах”, по Л.С. Выготскому, “в нерасчленённом виде заключены начатки трёх будущих самостоятельный функций: памяти, воображения и мышления,- и ...нельзя провести точной границы между тремя процессами”[iii]. Л.С. Выготский согласен с Э. Йеншем, что “образные представления являются ... как бы переходной ступенью от восприятия к представлениям. Они обычно исчезают с окончанием детского возраста, но исчезают не бесследно, а превращаясь, с одной стороны, в наглядную основу представлений, а с другой - входя составными элементами в восприятие”[iv]. С наступлением переходного возраста в 15-16 лет наглядные образы начинают исчезать. В этом Л.С. Выготский видел влияние развития речи, когда понятия начинают занимать место прежних образов[v]. [1] Цит. по : Фейман Г. Эйдетизм и школьный возраст. - М., 1935. [2] Первое издание - М., МГУ, 1966. Впоследствии неоднократно переиздавалась в издательстве “Эйдос” Школы Эйдетики и др. издательствах. [3] Jaspers K-, Allgemaine Psychopatоlоgie. 2 Aufl. Berlin, 1920 [i] Выготский Л.С. Собрание сочинений. - М., 1984, - Т. 6, с. 13. [ii] Там же, с. 204. [iii] Там же, с. 123. [iv] Там же, с. 204 [v] Там же, с. 206. Тренинг Центр Эколэнд Матюгин Игорь Юрьевич Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|