|
В день памяти Владимира Николаевича МясищеваАвтор статьи: Ольга Тузова
4 октября 1973 года умер выдающийся отечественный психолог, психиатр Владимир Николаевич Мясищев. Все лето я изучала его труды. И сегодня я хочу поделиться тем, чем он поделился со мной. Проблема самоотношения личности в теории отношений В.Н. Мясищева Интерес к исследованию проблемы самоотношения личности неуклонно растет. Расхожая фраза современных психологов о том, что человек не может относиться к другим лучше, чем к себе, являясь отголоском библейской заповеди «Возлюби ближнего своего как самого себя», возвращает наше внимание к первоисточнику всех изменений – к личности человека с ее самоощущением, самовосприятием, самопознанием, самоотношением и самосознанием. Мысль «Хочешь изменить мир – измени себя» кажется нам уже не столь утопичной. Хотя долгое время в нашей стране под натиском идеологии любые мысли человека о себе, о собственных потребностях подвергались жесткой критике, а люди клеймились «позорным» словом эгоист. Быть эгоистом во времена построения коммунизма было неприлично и безнравственно, но до сих пор отсутствует единое понимание данного термин как на научном, так и на житейском уровнях. Это во многом определяет проблему формирования самоотношения личности в нашей стране. Однако социально-исторический контекст меняется и выдвигает иные требования к человеку. В процессе психологической практики приходится сталкиваться с потребностью современных людей в формировании позитивного самоотношения. Поиск баланса между ориентацией на потребности других и собственными желаниями, а так же развитие умения быть в контакте с самим собой и выстраивать эффективное взаимодействие с другими являются необходимыми детерминантами здоровья личности в современном обществе. Актуальность изучения проблемы самоотношения личности в трудах классиков отечественной психологии обусловлена необходимостью создания холистической картины исследуемого феномена. Очевидно, что понятие «самоотношение» базируется на понятии «отношения». Данный феномен раскрывается в теории отношений. Основателем психологической теории отношений стал А.Ф. Лазурский, а его ученик В.Н. Мясищев продолжил разработку данной концепции. В настоящей статье мы обратились к научным положениям психологии отношений человека, разработанным В.Н. Мясищевым, которые легли в теоретическую основу исследования самоотношения личности в современном контексте. В этой связи целью нашей работы является рассмотрение понятия самоотношения с позиций теории отношений В.Н. Мясищева. Объектом исследования явилась категория «отношение», предметом – самоотношение личности в контексте психологии отношений В.Н. Мясищева. В ходе теоретического анализа работ В.Н. Мясищева решались следующие задачи:
В первую очередь, следует отметить, что психология отношений, как писал сам В.Н. Мясищев, основывалась на идеях марксизма-ленинизма. Идеологическим приоритетом того времени являлось формирование коллектива, а коллективизм являлся востребованной чертой личности. Соответственно, главной задачей было исследование личности в коллективе, а так же в процессе деятельности. В этой связи важно было понимать особенности формирования отношений личности к предметам и объектам окружающей действительности. Проблема отношения личности к себе рассматривалась с позиций самовоспитания, самокритики, развития коллективизма и волевых качеств. Понятие «самоотношение» в своей концепции В.Н. Мясищев не использует. В его научной публикации «Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека» (1960) можно встретить фразы, где указывается на такое отношение к себе, как «критика себя», «требовательное отношение к окружающим и к самому себе», «система требований к взаимоотношениям людей, к отношению к труду, к себе, к своим обязанностям», «требовательное отношение …, которые он предъявляет сам себе». [3, С. 22, 23] Центральным понятием в концепции В.Н. Мясищева является категория «отношение». Владимир Николаевич отмечал, что психологические отношения человека представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами действительности. [3, C.15]. Правда, он не делает акцента на важности установления отношений личности с самой собой. В своей работе 1966 года «Понятие личности в аспектах нормы и патологии» Владимир Николаевич, формулируя мысль, что есть личность, отмечает, что прежде всего она характеризуется как система отношений человека к окружающей действительности [4, С. 50], что вполне соответствует историческому контексту, в котором создавалась данная теория. С его позиций, определяющим для личности является ее отношение к людям, а формируются эти отношения в деятельности. В свою очередь, отношения выступают как движущая сила личности, источник развития. [4, C. 51] В этой же работе В.Н. Мясищев указывает, что отношения человека имеют систему, обусловленную особенностями развития, воспитания и самовоспитания. Таким образом, отношения человека можно представить в виде некоторой иерархией от наиболее важных для человека отношений до второстепенных. Как отмечает автор, данная иерархия весьма динамична и изменчива вследствие развития личности. Однако главное место в этой системе Владимир Николаевич отдает межличностным отношениям, которые определяют общественно-историческую обусловленность личности. Здесь автор вводит понятие «доминирующие отношения». В качестве полярных характеристик личности, которые определяются доминирующими отношениями, он отмечает, с одной стороны, общественные интересы и, с другой – личные интересы. С точки зрения автора, доминирующие отношения влияют на формирование личностных смыслов: общественного процветания или личного преуспевания. Важно, что В.Н. Мясищев подчеркивает значимость холистического принципа и принципа системности в изучении личности и ее отношений, так как «система вытекает из всей истории развития человека» и отношение обусловлено «не совокупностью раздражителей, а их системным единством». [3, C.15] В работе «Личность и отношения человека» (1969) В.Н. Мясищев пишет, что «отношение целостно, как и сама личность» [2, С.386]. Дополняя сказанное заметим, что личность может осознавать свою целостность только с учетом наличия знания о себе, позитивного самоотношения, адекватной самооценки, самопринятия и пр. Раскрывая понятие «отношения» В.Н. Мясищев говорит о том, что данный феномен возникает, где есть субъект и объект отношения. [3, С.14] Соответственно, если говорить о самоотношении, то человек вполне может являть в себе и субъект, и объект отношений, например «Как я отношусь сам к себе». В данном случае самоотношение тесно связано с процессом самопознания. Важным в понимании феномена «отношения» являются его категории или стороны. В Н. Мясищев выделяет следующие стороны отношения: потребности, эмоциональное отношение, интерес, оценочные отношения, убеждения. Потребности, согласно, В.Н. Мясищеву, представляют конативную сторону основного отношения. [3, С.18] С позиций Владимира Николаевича, потребности необходимо рассматривать в системе отношений к действительности. Он пишет, что «потребность как активно-положительное отношение человека к объекту его потребности является одновременно отражением в сознании человека как этого объекта, так и связи человека и состояния «тяготения» его к этому объекту». Автор теории, признавая определенный физиологический аспект потребностей, тем не менее, подчеркивает наличие у человека общественных потребностей таких как: потребность в труде и в общении. [1, С.156] Необходимо дополнить его теоретические положения фактом, что потребность в самопознании, в самоотношении так же являются значимыми для личности и составляют источник ее саморазвития. Эмоциональная сторона отношения, по мнению автора теории отношений, может быть представлена такими чувствами как любовь и вражда. Однако отмечает, что сфера чувств отражает три разнородных группы явлений: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения. По мнению В.Н. Мясищева, именно эмоциональные отношения можно назвать чувствами.[3, С.19] Интересы, оценки и убеждения В.Н. Мясищев относит к относительно самостоятельным образованиям. С позиций ученого, «интерес можно характеризовать как активное, т. е. доминирующее отношение, выражающееся тенденцией к познавательному овладению важным или значимым предметом». [1, С.155] Интерес представляет особый вид отношения и тесно связан с мотивацией поведения. Оценочное отношение формируется на базе требований к личности, положительных примеров и на сопоставлении своих действий и поступков с этими образцами. [3, С.22] В работе «Личность и неврозы» В.Н. Мясищев отмечает, что «в оценках, генетически тесно связанных с эмоциями, отношение выступает как сложное психическое образование, в котором неразрывно сливается отражение объективного предмета и общественных объективных критериев оценки с оценочным отношением и эмоциональной реакцией самого субъекта». [1, С.155] Самоотношение как внутреннее требование к себе обусловлено общественными требованиями. Если личностью принимаются этические и эстетические оценки социума, то, по мнению автора, формируется ответственное отношение к общественным требованиям и своим обязанностям. В свою очередь хотим отметить, что оценочное отношение в рамках самоотношения формирует самооценку. Убеждения же, согласно автору концепции, формируются в результате сочетания системы требований со знанием общественной действительности. Несмотря на то, что основной акцент делается на формирование системы отношений к внешним объектам, таким как взаимоотношения людей, отношение к труду, к обязанностям, Владимир Николаевич Мясищев указывает, что вышеперечисленные компоненты так же формируют систему отношений личности к себе. Существенно важным в концепции В.Н. Мясищева является анализ связи понятий отношение и отражение. [1, С.150] Автор обращает внимание как на наличие связи между этими понятиями, так и на расхождения. Связь феноменов отражения с отношением обусловлена сознанием личности. Мясищев В.Н. пишет, что сознательное отношение к чему-либо невозможно без сознательного отражения. Расхождения же могут быть, когда человек отражает объективную действительность, но при этом у него не возникает к отражаемому никакого отношения. С другой стороны, к отражаемым фактам, как замечает В.Н. Мясищев, можно относиться страстно и пристрастно. [1, С.152] Способность личности быть объективной заключается в умении отражать действительность такой, как она есть, несмотря на свое отношение к ней. В случае избыточного проявления субъективного отношения личности к каким-либо объектам неизбежно искажение отражения. Как считает В.Н. Мясищев, активно избирательный характер отношения в своей чрезмерности препятствует объективно правильному отражению. Однако глубокое отражение окружающей действительности затруднительно без проявления таких сторон отражения как потребность в познании этой действительности и интереса к ней. Человек как субъект отражает не только объективную противостоящую ему и вне его находящуюся действительность, но и свое состояние и свое отношение к ней. Процесс отражения всегда будет характеризоваться наличием субъективного образа объективной действительности. [1, С.152] В.Н. Мясищев так же отмечает, что волевое отношение личности характеризуется осознанием и активным воздействием как на окружающую действительность, так и на саму себя. Процессы регуляции и саморегуляции являются видами активного преобразующего отношения человека к различным сторонам объективной действительности и к себе самому. Обобщая вышесказанное, можно констатировать, что основные положения теории отношений В.Н. Мясищева раскрывают особенности отношения личности к окружающей действительности. Главным образом, Владимир Николаевич считал, что отношения носят субъект-объектный характер, а человек выступает как активный деятель. Данное утверждение справедливо для описания отношения личности к труду, к познанию, к собственному здоровью и т.п. Но при рассмотрении взаимоотношений между людьми подобное мнение, на наш взгляд, не вполне корректно, так как каждый участник межличностного отношения является субъектом. В этой связи необходимо дополнить определение, данное В.Н. Мясищевым и указать, что понятие отношения возникает как в системе субъект-объект, так и в системе субъект-субъект. Личность в отношении себя так же выступает в качестве активного деятеля. Если рассматривать понятие самоотношение с позиций психологической теории отношений, то справедливо будет сказать, что отношение к себе – это активная позиция человека в отношении себя, представляющая сознательную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь с различными сторонами психической жизни личности. Позитивное самоотношение выступает первоисточником здорового развития личности.
Теоретический анализ работ выдающегося отечественного психолога В.Н. Мясищева, опубликованных с 1948 по 1969 годы, позволил проследить развитие взглядов автора в понимании такого феномена как отношение. Обобщая изученный материал, можно констатировать, что понятие самоотношение входит в категориальный аппарат данной психологической концепции и согласуется с основными положениями автора, несмотря на отсутствие его детального рассмотрения. Анализ научных положений психологии отношений В.Н. Мясищева позволяет сформулировать ряд выводов:
В заключении хотим подчеркнуть, что проблема самоотношения личности в рамках психологии отношений нуждается в дальнейшем осмыслении и теоретико-эмпирическом подкреплении. В качестве перспективы дальнейшего исследования мы намерены представить модель самоотношения личности с учетом концептуальных положений теории В.Н. Мясищева. Литература:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|