|
Детско-родительские отношения и профессиональный тип личности у старшеклассниковАвтор статьи: Комолов Олег Евгеньевич
Одним из аспектов формирования профессионального самоопределения старшеклассников является их профессиональный тип личности. Направление исследований, посвященных формированию «профессионального типа личности» в контексте концепции идентификации личности с профессией, существует только в зарубежной психологии, и самого определение данного феномена там не дается. По мнению Е.М. Борисовой, выявление главных законов формирования профессионального типа личности дало бы возможность спланировать сознательное научное управление им [1]. Мы предположили, что существует взаимосвязь между профессиональным типом личности старшеклассников и их восприятием эмоционального аспекта детско-родительских отношений. Данный аспект проблемы профессионального самоопределения изучался нами в рамках диссертационного магистерского исследования «Взаимосвязь профессионального самоопределения и детско-родительских отношений у старшеклассников». В исследовании приняли участие 80 старшеклассников в возрасте 15-17 лет, посещающие Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы. Были использованы тест Дж.Холланда на определение профессионального типа личности [3] и опросник О.А. Карабановой и П. Трояновской «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП). В данной статье представлены данные по эмоциональному блоку методики ДРОП. Результаты изучения взаимосвязи между восприятием старшеклассниками эмоциональных характеристик детско-родительских отношений и их профессиональным типом личности представлены в табл. 1. Анализ выявил статистически значимые взаимосвязи на уровне значимости p < 0,01 существуют между показателями принятия матерей, социального (r=0,314), артистичного (r=-0,340) и предприимчивого (r=-0,324) типов личности. В первом случае корреляция прямая, в остальных - обратная. Это означает, что чем сильнее выражены демонстрация матерью любви и внимания по отношению к своему ребенку, тем больше у него выражен социальный тип, но меньше - артистичный и предприимчивый тип. Также, эмпатия матерей имеет обратную корреляцию с артистичным (r=-0,340, p < 0,01) и предприимчивым (r=-0,261, p < 0,05) типами, а также прямую корреляцию с социальным типом (r=0,227, p < 0,05). Иными словами, чем эмпатия матери по отношению к ребенку больше, тем меньше выражены артистичный и предприимчивый типы. Эмоциональная дистанция у матерей имеет обратную корреляцию с предприимчивым типом (r=-0,423, p < 0,01). Иными словами, чем эмоциональная дистанция больше, тем больше выражен предприимчивый тип, связанный с предпочтением руководящих должностей. В блоке шкал, описывающем особенности эмоциональных отношений отца и старшеклассника, статистически значимые взаимосвязи на уровне значимости p < 0,05 существуют между показателями принятия и реалистического типа (r=-0,225), а также эмпатии и реалистического типа (r=-0,279). Обе корреляции являются отрицательными. Полученные результаты исследования могут свидетельствовать о том, что отношения ребенка с матерью более важны для формирования профессионального типа личности, чем отношения с отцом, поскольку корреляции в блоке шкал, описывающем особенности эмоциональных отношений матери и старшеклассника, имеют большую силу, чем в блоке шкал отцов. Кроме того, отцы показывают корелляции их эмоциональных отношений с ребенком лишь с одним профессиональным типом - реалистическим. Данный результат противоречит общепринятым представлениям о роли отца в семье. Основные характеристики реалистического типа личности - дела вместо слов, настойчивость и уверенность в себе, предпочтение четких и конкретных указаний, традиционных ценностей - традиционно считаются типично маскулинными качествами. Однако, по всей видимости, развитие настойчивости и уверенности в ребенке все же не определяется отцовским вкладом, несмотря на то, что именно отец предоставляет для ребенка маскулинную ролевую модель. Результат, полученный нами при изучении взаимосвязи между эмоциональными характеристиками детско-родительских отношений у старшеклассников и их профессиональным типом личности, может быть связан с тем, что социальный тип профессионала в большей степени связан с эмпатией, гуманизмом, эмоциями и чувствами - качествами, формируемыми в ходе межличностного общения с матерью. В то же время, предприимчивый тип демонстрирует энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность - качества, формирование которых не связано с материнской любовью. Этот результат закономерен с точки зрения особенностей нашего социума, в котором эмоциональная и духовная функции семьи чаще всего являются неформальной сферой ответственности матерей. Артистичный тип также связан с проявлением эмоций, интуиции и воображения, поэтому приятие также коррелирует с ним. Также мы выяснили, что эмоциональная дистанция у матерей имеет обратную корреляцию с предприимчивым типом. Этот результат свидетельствует о тех же тенденциях, которые были выявлены выше: чем меньше эмоционального контакта матери с ребенком, тем больше у последнего формируются качества, не связанные с межличностной коммуникацией: энергия, энтузиазм, доминантность. В целом, можно сказать, что профессиональный тип личности старшеклассника, как и особенности его эмоциональных отношений с родителями, лежат в основе его профессионального самоопределения. Профессия является важнейшей составной частью социального окружения человека, наряду с семьей. По мнению американского психолога Э. Ро (A.Roe), любая деятельность, которой человек посвятил большую часть жизни, имеет черты профессии [2]. Таким образом, дальнейшее изучение данного вопроса позволит раскрыть новые практические аспекты профессионального и личностного самоопределения старшеклассников. Источники и литература
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|