Психотерапия детско-родительских отношений

Психотерапия в контексте детско-родительских отношений для меня актуальна как для мамы двоих детей с довольно большой разницей в возрасте, так и как для специалиста.

Когда родители отмечают у своих детей появление проблем психологического характера, они, как правило, обращаются к психологу с просьбой поработать с ребенком, помочь ему в том или ином вопросе: «У нас все хорошо, просто нужно с ребенком позаниматься». В то время, как в большинстве случаев психологическая помощь более важна для них самих. В первую очередь работа психолога заключается в сборе анамнеза не ребенка, а семейной системы, которая, в свою очередь, вызвала изменения в емоционально-поведенческой сфере ребенка и в коррекции которой состоит помощь психолога. И это больше – для родителей. Ведь когда мы имеем дело с агрессией, нам важно понимать, как между собой общаются взрослые. Если ребенок начал обманывать, как часто вы, родители, говорите друг другу неправду. У ребенка повысился уровень тревожности, а как обстоят дела с Вашей тревогой?

Семейная иерархия схематично выглядит так: мать и отец вверху, ребенок – внизу. И если эта схема по каким бы то ни было причинам нарушается либо трансформируется, это влечет к эмоционально-поведенческим изменениям как у ребенка, так и у других членов семьи.

Начиная терапевтическую работу с родителями, я, в первую очередь, выясняю для себя то, каким образом и кто укладывает ребенка спать. Кто и какие книги ему читает. Кто их выбирает. О чем идет разговор. Ответ на эти нехитрые вопрос демонстрирует степень эмоциональной связи, безопасности и принятия в семье. Это время, когда нет места критике. И как вечерний город отдает свое тепло, накопившееся за день, так дети готовы делиться с нами откровениями. Очень важно каждый вечер, перед сном задавать им следующие четыре вопроса:

- Что тебя удивило, обрадовало?

- Что расстроило?

- Чему ты научился?

- О чем подумал, задумался? (М.Розенблюм).

Именно такое «систематическое внимание» к эмоциональной, поведенческой, когнитивной сфере ребенка позволяет мягко, экологично строить невидимые связи проинформированности о жизни наших детей, чего так часто не хватает родителям, чьи дети вошли в подростковый возраст.

Приблизительный месседж родителей подростка, которые пришли за помощью к психологу таков: «Мы все перепробовали и не знаем, что делать дальше». Действительно, в этот период между подростками и родителями теряется доверие, возрастает непонимание и кажется, что об одном и том же идет разговор на разных языках. Именно поэтому, у родителей опускаются руки, и они готовы пустить все на самотек.

В данном случае на первый план выступает поддерживающая терапия самих родителей. Ее основными заданиями являются следующие: продемонстрировать, что они не одиноки в своих проблемах, которые носят временный характер. Сконцентрировать внимание на сильных сторонах своего ребенка и сформулировать зоны его ближайшего развития. Проинформировать родителей о биохимии подростка. Снабдить их ресурсом и верой в то, что у них хватит сил для того, чтобы и дальше развивать ребенка. Вернуть ответственность за него.

Работая с родителями над проблемой взаимоотношений, часто использую арт-терапевтические техники, которые, на мой взгляд, являются более мягкими и не вызывают сопротивления со стороны клиентов. Одной из них хочу поделиться с Вами.

Предложите родителю создать некую картину настоящих отношений с ребенком. Ее можно нарисовать, выложить из ткани, представить в виде скульптуры. Обязательным условием является только то, что в ней должно быть два элемента – родитель и ребенок. Далее, по такой же схеме, изобразите картину идеальных отношений.

Анализируем по следующей схеме:

- Как чувствует себя каждый элемент на первой картине?

- Как чувствует себя каждый элемент на второй картине?

- Каких эмоций много, каких не достает на первой картине?

- Как с эмоциями на второй?

- Как можно прийти из того что есть в то, что хочу?

- Кто должен сделать первый шаг? Правильный ответ – «Я»: это об ответственности

- Что нужно позволить себе, чтобы перейти из реальных в идеальные отношения?

- Что нужно разрешить/запретить ребенку?

- Что мешает, что останавливает?

- Какие ресурсы есть уже сейчас?

- Какие простые действия можно запланировать, чтобы начать движение?

Дорогие родители, берегите детей, и, конечно же, любите себя. Ведь только счастливый родитель и только собственным примером сможет научить своих детей быть счастливыми.

 

 



Просмотров: 436
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Любите своих детей, НО! В первую очередь себя!
  • Заболевания ребенка являются проекцией отношений родителей.
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Для чего родители «замораживают» своих детей? Сложности сепарации родителей.
  • А есть А. Или почему в первую очередь нужно слушать себя.
  • 8 советов для родителей, которые столкнулись с ярким проявлением негативных эмоций своего ребенка.
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Программа подготовки детей и родителей к возвращению ребенка в кровную семью «Преобразование»
  • Психологическая реакция родителей на появление в семье особого ребенка
  • К чему могут быть не готовы родители, приводя ребенка в песочную терапию.
  • Как снизить тревогу у ребенка и создать доверие между родителями и детьми
  • Как заставить ребенка уважать своих родителей.
  • Что делать, чтобы ребенка (да и родителей) не переполняли лишние эмоции?
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Что делать, чтобы ребенок читал книги? Самый банальный ответ для родителей.
  • Конфликт между желаниями ребенка и мамы – основная проблема, с которой обращаются к психологу
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Для родителей, которые хотят взять ребенка в семью.
  • Дети часто копируют своих родителей
  • Психотерапия – школа приемных родителей для своего внутреннего ребенка
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Воспитание наших детей. Как НЕ сделать своего ребенка невротиком.
  • Что еще нужно понимать, чтобы… понимать своих детей
  • Как лучше понимать своего ребенка? (для родителей)
  • Вопрос к психологу. Как научить ребенка постоять за себя?
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Ошибки родителей в воспитании детей. Что нужно прекратить делать прямо сейчас.
  • Когда развивать речь ребенка? Как только он родился!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь