|
Как травма влияет на развитие личности: теория объектных отношенийАвтор статьи: Татьяна Леонидовна Черных
Согласно британской теории объектных отношений личность формируется в результате отношений со значимыми объектами. Разумеется, на нее влияют все отношения в течение жизни, но наиболее значимыми являются самые ранние эмоциональные связи. При отсутствии поддерживающего окружения взрослый не только остается безразличен к потребностям ребенка, но и пытается контролировать его эмоционально и физически в достаточно жесткой форме. В результате она разрушает его границы, не позволяет ему выстраивать внутренние объекты (отдельные части своей психики) и провоцирует расщепление его самости (идентичности). Отдельные расщепленные части личности утрачивают способность к нормальному развитию. Дети, пережившие травматическое и жестокое обращение, с трудом противостоят насилию. Тяжелые переживания часто инкапсулируются, образуя своего рода «пробелы» в воспоминания, иногда чувства отделяются от воспоминания и возникает ощущение «как будто это было не со мной/в другой жизни». Клиенты, пережившие травму, часто могут выражать ее только на языке тела, не находя подходящих слов для выражения своих чувств. Симптомами выражения страданий может быть кашель, мышечные боли, чувство сдавленности в груди или в горле. Иногда они также могут совершать некие компульсивные действия, символически как бы «уничтожающие» страдания: например, мытье рук. Это может быть также зацикленность на каких-то бытовых действиях. Типичные последствия психической травмы:
Особенности проявления последствий травматизации Важно понимать, что все эти явления являются защитными, помогают человеку просто быть, справляться с какими-то повседневными жизненными задачами. Хотя травматический опыт продолжает оказывать разрушающее воздействие и причиняет боль и логично работать с ним, защитные механизмы должны восприниматься с уважением. Терапия строится с учетом баланса между поддержкой способа клиента «продолжать быть», его адаптационных механизмов и проработкой травмы. Постепенно происходит накопление позитивного опыта отношений, исцеляющие образы и темы включаются в психическую картину мира. Это позволяет человеку заново открыть свою самость, которую он учится исследовать, понимать и принимать. Особенностью проявления травмы также является то, что она постоянно входит в резонанс с событиями настоящего и человек снова и снова сталкивается со своими прошлыми страданиями уже сейчас, невольно воспроизводя этот паттерн в любой ситуации. В отличие от потери родителя, например, взрослые дети часто не ощущают себя вправе говорить о своей боли, о ранних переживаниям разлуки, стресса, отверженности, пренебрежения. Под травмой в данной случае понимается не только одно-единственное событие, но и кумулятивное переживание, которое накапливается и является протяженным во времени. Неосознанная травма влияет на всех членов семьи. Даже если выросшие дети по-другому обращаются со своими детьми, они все равно бессознательно передают им свои травматические страхи и тревоги. Немного о терапии травмы Если говорить об основных принципах работы с травмой с точки зрения британской теории объектных отношений, то можно выделить следующее:
Способность аналитика предоставлять себя как объект для фантазий и желаний клиента, а также как объект для выстраивания отношений Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|