Как травма влияет на развитие личности: теория объектных отношений

Согласно британской теории объектных отношений личность формируется в результате отношений со значимыми объектами. Разумеется, на нее влияют все отношения в течение жизни, но наиболее значимыми являются самые ранние эмоциональные связи.

При отсутствии поддерживающего окружения взрослый не только остается безразличен к потребностям ребенка, но и пытается контролировать его эмоционально и физически в достаточно жесткой форме. В результате она разрушает его границы, не позволяет ему выстраивать внутренние объекты (отдельные части своей психики) и провоцирует расщепление его самости (идентичности). Отдельные расщепленные части личности утрачивают способность к нормальному развитию.

Дети, пережившие травматическое и жестокое обращение, с трудом противостоят насилию. Тяжелые переживания часто инкапсулируются, образуя своего рода «пробелы» в воспоминания, иногда чувства отделяются от воспоминания и возникает ощущение «как будто это было не со мной/в другой жизни».

Клиенты, пережившие травму, часто могут выражать ее только на языке тела, не находя подходящих слов для выражения своих чувств. Симптомами выражения страданий может быть кашель, мышечные боли, чувство сдавленности в груди или в горле. Иногда они также могут совершать некие компульсивные действия,  символически как бы «уничтожающие» страдания: например, мытье рук. Это может быть также зацикленность на каких-то бытовых действиях.

Как травма влияет на развитие личности теория объектных отношений

Типичные последствия психической травмы:

  • Внутренняя инкапсуляция переживаний (ядро травмы).
  • Возникновение пробелов в психике (провалы в памяти, безэмоциональные или вытесненные воспоминания).
  • Разрывы между сознанием и чувствами.
  • Возможное расщепление на отдельные личности, «прорывы» «неподконтрольных» травмированных частей из бессознательного.
  • Ослабление способности к символизации, воображению, фантазированию.
  • Буквальное «механистическое» мышление, неспособность воспринимать метафоры.
  • Зацикленность на бытовых мелочах или других людях с целью защиты от внутренних переживаний.
  • Фиксация на телесных симптомах (ипохондрия).

Особенности проявления последствий травматизации

Важно понимать, что все эти явления являются защитными, помогают человеку просто быть, справляться с какими-то повседневными жизненными задачами. Хотя травматический опыт продолжает оказывать разрушающее воздействие и причиняет боль и логично работать с ним, защитные механизмы должны восприниматься с уважением.

Терапия строится с учетом баланса между поддержкой способа клиента «продолжать быть», его адаптационных механизмов и проработкой травмы. Постепенно происходит накопление позитивного опыта отношений, исцеляющие образы и темы включаются в психическую картину мира. Это позволяет человеку заново открыть свою самость, которую он учится исследовать, понимать и принимать.

Особенностью проявления травмы также является то, что она постоянно входит в резонанс с событиями настоящего и человек снова и снова сталкивается со своими прошлыми страданиями уже сейчас, невольно воспроизводя этот паттерн в любой ситуации.

В отличие от потери родителя, например, взрослые дети часто не ощущают себя вправе говорить о своей боли, о ранних переживаниям разлуки, стресса, отверженности, пренебрежения. Под травмой в данной случае понимается не только одно-единственное событие, но и кумулятивное переживание, которое накапливается и является протяженным во времени.

Неосознанная травма влияет на всех членов семьи. Даже если выросшие дети по-другому обращаются со своими детьми, они все равно бессознательно передают им свои травматические страхи и тревоги.

Немного о терапии травмы

Если говорить об основных принципах работы с травмой с точки зрения британской теории объектных отношений, то можно выделить следующее:

  • Уважительное отношение к защитам клиента, его способам «продолжать быть».
  • Акцентирование внимания на пробелах в психике.
  • Создание переходного пространства для фантазирования, символизации.
  • Формирование поддерживающего безопасного пространства.
  • Расшифровка языка тела.
  • Воссоздание образов значимых людей прошлого в переносе и контр-переносе.
  • Интерпретация, установление связей между событиями и чувствами, между действиями и мыслями, между причинами и следствиями.
  • Открытие и исследование самости клиента.

Способность аналитика предоставлять себя как объект для фантазий и желаний клиента, а также как объект для выстраивания отношений



Просмотров: 630
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Теория объектных отношений между матерью и ребенком
  • Супружеская измена с точки зрения теории теории объектных отношений
  • Формирование созависимых отношений в семье. Передача чувств между членами семьи .
  • Мелани Кляйн о теории объектных отношений
  • Какими должны быть отношения между супругами в браке. Часть 1.
  • Какими должны быть отношения между супругами в браке. Часть 2
  • Только у счастливой мамы могут быть счастливые дети!
  • Теория Объектных Отношений и Психотерапия
  • Опыт общения клиента с психологами (а также психиатрами, неврологами и одним кинезиологом).
  • Назальный эротизм и теория объектных отношений
  • Между мной и тобой: что бывает, когда дети встают между родителями
  • Механизм работы отношений между мужчиной и женщиной
  • Краткосрочная супружеская терапия объектных отношений
  • "Человек - швейцарский нож" и теория объектных отношений Мелани Кляйн.
  • Первое сентября. Размышления на тему отношений между родителями, детьми и учителями.
  • Влияние семейных отношений на развитие личности и формирование модели создаваемой семьи.
  • Терапия травмы отношений
  • Отношения – это поиск баланса между своими интересами и потребностями других.
  • Меня не слышат. Отношения между мужчиной и женщиной. Психология отношений.
  • Как женщине после 30 пережить разрыв отношений и снова любить и быть любимой
  • Читая клиента между строк, или особенности письменного консультирования
  • Как не быть навязчивой в начале отношений: 10 вещей, которые не стоит говорить мужчине
  • Функции привязанности, общее между ГТР и депрессией, а также "Не могу его бросить"
  • Психология отношений между молодоженами
  • Дети и уборка, или как быть в бытовых отношениях.
  • Стадии отношений между мужчиной и женщиной
  • 6 типов отношений между мужчиной и женщиной
  • Сценарии отношений между мужчиной и женщиной
  • Признаки нездоровых отношений между супругами
  • Стадии развития отношений между мужчиной и женщиной



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь