Теория Объектных Отношений и Психотерапия

Человек рождается, растёт и развивается, взаимодействуя с другими людьми.Теория объектных отношений в первую очередь исходит из необходимости человека находиться в той или иной связи с другими субъектами. Попробуем взглянуть, как теория объектных отношений видит психологического роста человека.

В объектной модели Фэйрберна психика младенца изначально представляет собой единоего целостное (начальное)  Эго,  беспомощно зависящее от материнской фигуры - единственного  объекта младенческой привязанности. Так как ни один живой человек в мире не может быть абсолютно идеальным объектом для зависимости - мать не становится исключением - и рано или поздно ребёнок оказывается лицом к лицу с ощущением фрустрации, переживая своё абсолютное бессилие.

Чтобы подавить тревогу, которая возникает в этой угрожающей ему ситуации, Эго младенца защищает себя с помощью «расщепления» матери на два объекта: либидинального  - части, которая генерирует потребности, и антилибидинального  - части, которая его потребностями принебрегает.

Отношения этих частей можно охарактеризовать как фрустрацию и агрессию. Эти структуры отщепляются от осознанного опыта при помощи механизма вытеснения. В итоге остаются только сознательная часть психики младенца - представленная ​​«центральным Эго» - и надежная, заботливая, не слишком фрустрирующая или возбуждающая часть материнской фигуры - «идеальный объект».

Фэйрберн связывает центральное Эго с более сознательными (взрослыми) функциями. При этом под влиянием действия механизма вытеснения «отщепленные» (или вытесненные) интроецированые объекты практически не меняются с течением времени. Они сохраняют свои инфантильные примитивные качества независимо от опыта человека, получаемого в течение жизни.

Существование в объектном мире человека этих отщеплённых систем приводит к тому, что в случае нарушения или фрустрации, которые могут возникать в близких отношениях, у человека сильно меняется эмоциональное восприятие себя и других. И это происходит независимо от жизненного опыта с «реальным» другим, взаимодействие с которым отличается от интернализованных ранних объектных отношений.

На рисунке 1.1 показано, как либидинальное и антилибидинальное Эго непрерывно давят на центральное Эго, истощая его.
 Теория Объектных Отношений и Психотерапия

Рис.1.1. Модель организации психики по Фэйрберну

Либидинальний объект в фантазиях генерирует неудовлетворенную потребность и компенсирует страсть за счет попустительства, что, естественно,  не приносит удовольствия.  А либидинальное Эго поддерживает такое поведение. 

При взаимодействии либидинальных и антилибидинальных структур в модели Фейрберна гнев, порождаемый фрустрацией, усиливает иррациональность либидинального Эго объекта.

Переживания ограничений заставляют ребенка рационализировать ситуацию и чувствовать свое право на владение возбуждающим (либидинальным) объектом и одновременно усиливать свои защиты  от боли  осознавания неудовлетворенной потребности.

В результате либидинальная система может оказаться скрытой и труднодоступной для анализапсихотерапии - вот почему, например, жажда любви в супружеской паре нередко скрывается под ненавистью и возражениями.


В индивидуальной работе с клиентом (рис.1.2) терапевт и клиент ставят общую задачу - исследовать внутренний мир клиента и его влияние на текущие жизненные отношения, исходя из того, как  клиент описывает это сам  или же проявляет в отношении к терапевту.

 



.
Рисунок 2.1. Индивидуальная терапия.

Переживания человеком постоянного внутреннего конфликта создают трансферентные явления в психотерапии.

Клиенты в ходе работы относятся к терапевтам как к компетентным и работающим на их благо помощникам, но в то же самое время воспринимают их или как родительские фигуры, возбуждающие неприятные желания, или как фрустрирующую (не понимающую их) родительскую часть, которую они ненавидят.

Эти трансферентные элементы  представляют собой мощную силу, воздействующую на развитие самого человека и на его семейную жизнь.

Вместе с тем  внутренний мир растущего ребенка влияет на его актуальную внешнюю действительность и при этом сам изменяется под действием нового опыта.

В рамках поддерживающих отношений клиент и терапевт исследуют внутренние объектные отношения клиента и их влияние на его поведение.

В сфокусированном переносе эти внутренние объектные отношения проецируются на терапевта, где меняются при взаимодействии с менее жестким расщеплением и вытеснением внутренних объектных отношений самого терапевта, а затем в измененной форме возвращаются клиенту.

Таким образом терапевтические отношения являются фактором изменения внутренних объектов клиента, которого невозможно достичь вне искусственного психотерапевтического пространства.

 



Просмотров: 397
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Речевое развитие младенцев, как функции Эго в ранних объектных отношениях
  • Как травма влияет на развитие личности: теория объектных отношений
  • Зарисовки на тему: Теория объектных отношений или как превратить точку невстречи в точку встречи
  • Эго или Я человека
  • Внешний мир человека, как отражение его внутреннего пространства.
  • Назальный эротизм и теория объектных отношений
  • "Человек - швейцарский нож" и теория объектных отношений Мелани Кляйн.
  • Теория объектных отношений между матерью и ребенком
  • О природе эго и его устройстве
  • Плохому продавцу ЕГО ЭГО мешает!
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Загадки отношений человека и его жилища. Системный аспект анализа
  • Внутренний «взрослый» – где потерялась важнейшая часть ЭГО
  • Что значит «принести в жертву своё Эго»? Или: хочешь что-то получить – откажись от этого..
  • Модель отношений и семейный бюджет: как Деньги сближают или портят отношения?
  • Эго-состояния при биполярном расстройстве
  • Современные подходы к теории развития эго и оптимизации межличностных отношений в группах
  • Чтобы удержать или вернуть человека, нужно его отпустить
  • ГЛАВА 6 "Как РАСПОЗНАТЬ в себе ЭГО-СОСТОЯНИЯ Родителя, Взрослого или Ребёнка"
  • Эго и отношения
  • Какова ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА или как строится теория личности
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Жить от эго или чувствовать? Но чувствовать же больно и небезопасно...
  • Как усмирить своё эго
  • Непререкаемая власть Супер-Эго, или Обреченные быть нравственными
  • Что блокирует воздействие феромонов на человека и как это влияет на отношения
  • Телесность человека как язык его взаимоотношений с Небом и Землей, миром и самим собой.
  • Принцип удовольствия, или как я провела лето, точнее его часть…
  • Эго или сердце (притча)
  • Современные модели отношений - как выбрать модель, которая подходит именно Вам



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь