|
Теория Объектных Отношений и ПсихотерапияАвтор статьи: Главацкая Ирина Викторовна
Человек рождается, растёт и развивается, взаимодействуя с другими людьми.Теория объектных отношений в первую очередь исходит из необходимости человека находиться в той или иной связи с другими субъектами. Попробуем взглянуть, как теория объектных отношений видит психологического роста человека. В объектной модели Фэйрберна психика младенца изначально представляет собой единоего целостное (начальное) Эго, беспомощно зависящее от материнской фигуры - единственного объекта младенческой привязанности. Так как ни один живой человек в мире не может быть абсолютно идеальным объектом для зависимости - мать не становится исключением - и рано или поздно ребёнок оказывается лицом к лицу с ощущением фрустрации, переживая своё абсолютное бессилие. Чтобы подавить тревогу, которая возникает в этой угрожающей ему ситуации, Эго младенца защищает себя с помощью «расщепления» матери на два объекта: либидинального - части, которая генерирует потребности, и антилибидинального - части, которая его потребностями принебрегает. Отношения этих частей можно охарактеризовать как фрустрацию и агрессию. Эти структуры отщепляются от осознанного опыта при помощи механизма вытеснения. В итоге остаются только сознательная часть психики младенца - представленная «центральным Эго» - и надежная, заботливая, не слишком фрустрирующая или возбуждающая часть материнской фигуры - «идеальный объект». Фэйрберн связывает центральное Эго с более сознательными (взрослыми) функциями. При этом под влиянием действия механизма вытеснения «отщепленные» (или вытесненные) интроецированые объекты практически не меняются с течением времени. Они сохраняют свои инфантильные примитивные качества независимо от опыта человека, получаемого в течение жизни. Существование в объектном мире человека этих отщеплённых систем приводит к тому, что в случае нарушения или фрустрации, которые могут возникать в близких отношениях, у человека сильно меняется эмоциональное восприятие себя и других. И это происходит независимо от жизненного опыта с «реальным» другим, взаимодействие с которым отличается от интернализованных ранних объектных отношений. На рисунке 1.1 показано, как либидинальное и антилибидинальное Эго непрерывно давят на центральное Эго, истощая его. При взаимодействии либидинальных и антилибидинальных структур в модели Фейрберна гнев, порождаемый фрустрацией, усиливает иррациональность либидинального Эго объекта. Переживания ограничений заставляют ребенка рационализировать ситуацию и чувствовать свое право на владение возбуждающим (либидинальным) объектом и одновременно усиливать свои защиты от боли осознавания неудовлетворенной потребности. В результате либидинальная система может оказаться скрытой и труднодоступной для анализапсихотерапии - вот почему, например, жажда любви в супружеской паре нередко скрывается под ненавистью и возражениями.
Клиенты в ходе работы относятся к терапевтам как к компетентным и работающим на их благо помощникам, но в то же самое время воспринимают их или как родительские фигуры, возбуждающие неприятные желания, или как фрустрирующую (не понимающую их) родительскую часть, которую они ненавидят. Эти трансферентные элементы представляют собой мощную силу, воздействующую на развитие самого человека и на его семейную жизнь. Вместе с тем внутренний мир растущего ребенка влияет на его актуальную внешнюю действительность и при этом сам изменяется под действием нового опыта. В рамках поддерживающих отношений клиент и терапевт исследуют внутренние объектные отношения клиента и их влияние на его поведение. В сфокусированном переносе эти внутренние объектные отношения проецируются на терапевта, где меняются при взаимодействии с менее жестким расщеплением и вытеснением внутренних объектных отношений самого терапевта, а затем в измененной форме возвращаются клиенту. Таким образом терапевтические отношения являются фактором изменения внутренних объектов клиента, которого невозможно достичь вне искусственного психотерапевтического пространства.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|