Психология кожи в ранних объектных отношениях

Автор статьи: Елена Боровик

Физиологические функции кожи разнообразны: она участвует в отдаче тепла и жидкости, это орган осязания, восприятия тепла, холода и боли, также кожа выполняет защитную, рецепторную и иммунную функцию.

Кроме физиологического значения, кожа является важным органом для выражения эмоций. Этот факт иллюстрируют такие явления, как покраснение от стыда или определённые рефлекторные изменения: бледность, румянец, потение при эмоциональных состояниях гнева и страха.

Кожа лица и тела исполняет для окружающих функцию выражения и представления, так как по состоянию кожи можно представить внутреннее состояние другого человека и составить визуальное впечатление о нём.

Немаловажной функцией кожи является функция границы и точки пересечения и взаимодействия с другими людьми: нежное или болезненное прикосновение, сексуальное возбуждение, жестокое обращение в первую очередь испытывает кожа человека.

Комплексная чувствительность эпидермы (тактильная, термическая, болевая) у младенца долго остаётся расплывчатой и недифференцированной. Она превращает организм в единую чувствительную систему, которая способна испытывать разные типы ощущений и приводить их во взаимосвязь с кожными ощущениями или выделять как отдельные элементы на глобальной поверхности кожи.

С первых дней жизни человек переживает специфический опыт слияния, который вызывает фантазию о том, что у двоих людей – матери и младенца – одно тело и одна психика, и что эта пара являет собой единое неразрывное целое. Хотя физически жизнь ребёнка уже представляет собой отдельную форму существования, младенец не осознаёт своей автономности. Для ребёнка мать и он сам – это один человек, а если быть точнее, мать – это вся его окружающая среда, вселенная, частью которой он сам и является.

Закономерно, что фантазии об общем теле матери и ребёнка имеют под собой биологический фундамент и исходят из переживания внутриутробного опыта, когда тело матери действительно служит потребностям двоих людей.

Воссоздание этого опыта в качестве иллюзии играет важную роль в развитии младенца. Всё, что ставит сохранение этой иллюзии под угрозу служит для ребёнка стимулом пытаться вновь обрести это утраченное пространство. Это имеет и обратную связь, ведь плач младенца или его реакции, указывающие на стресс, стимулируют мать к поиску ответа на требование младенца. Она практически интуитивно находит способы воссоздания иллюзии единства, пользуясь своим голосом, теплотой, ритмом и близостью своего тела, что вызывает у ребёнка ощущение близкого к внутриутробному спокойствия и защищённости.

Обволакивающая материнская среда является, по сути, первым переживанием поверхности, которая обеспечивает безопасность и защищённость по отношению к внешнему и внутреннему миру. Таким образом, эта среда является и первой метафорой кожи.

Кожа, которую младенец начинает «узнавать» на протяжении первых месяцев жизни – это кожа рук и груди матери. Совершенно ясно, что младенец не имеет представления о коже, как об отдельном частичном объекте. Но опыт восприятия своей кожи, как поверхности, младенец приобретает благодаря опыту контакта своего тела с телом матери, в рамках надёжных отношений привязанности к ней. Именно таким путём он приходит к понятию границы между внешним и внутренним.

Поверхность своего тела и тела матери для младенца является объектом важных опытов. Забота матери приводит к невольным стимуляциям эпидермы во время купания, мытья, растирания, ношения, обнимания. К тому же матери хорошо знают о существовании кожных удовольствий у младенца и своими ласками, играми, их сознательно провоцируют. Малыш принимает материнские жесты вначале в виде возбуждения, затем в виде коммуникации. Прикосновения становятся сообщением. Обучение речи требует, в частности, предварительного установления таких ранних довербальных коммуникаций.

То, что с развитием ребёнка происходит эротизация кожи, бесспорный факт: кожные удовольствия в форме прелюдий включены во взрослую сексуальную жизнь человека и именно они сохраняют роль первого плана в женской гомосексуальности, а также при доминировании мазохистических тенденций.

Таким образом, мы видим, что кожа играет важную роль в ранних отношениях матери и ребёнка. Кожный контакт является, по сути, первым «языком» с помощью которого мать общается с младенцем, а также первым опытом границ собственного Я и базовым опытом различия внутренних и внешних стимулов и реакций.

 



Просмотров: 364
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • ТИПЫ ГРАНИЦ. [ФИЗИЧЕСКИЕ].П1 «Всё, что отделяет одного человека от другого – это всего лишь кожа...»
  • Обжигающий взор матери или как рак кожи может быть связан с нарциссическим расщеплением личности…часть2
  • Обжигающий взор матери или как рак кожи может быть связан с нарциссическим расщеплением личности…часть1
  • Кожа как у младенца
  • Контакт с телом матери, как возможность для ребёнка - наполниться ресурсом
  • Утрата матери. Печаль младенца.
  • Что является самым важным для любого человека?
  • О взаимосвязи матери и младенца и партнерских родах
  • Когда мать (не)выполняет функции Эго для своего ребёнка. Начало пути индивидуации.
  • Зарождение привязанности в отношениях матери и ребёнка
  • Влияние перинатального периода на психику человека. Часть 2- Психоэмоциональная связь матери и ребёнка
  • Что для Вас является важным в жизни?
  • Что является для вас действительно важным и ценным? Тест на приоритеты.
  • Что именно является лечебным элексиром для души клиента?
  • Я ужасная мать...Так ли это.. Комплекс идеальной матери,
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Что мешает матери любить свою дочь и как это изменить?
  • Психологическая связь матери и ребёнка.
  • Женщина, которая сначала лезет с кожи, а потом еще и ждет благодарности за это
  • Я хочу убить своего отца, и жениться на своей матери. Помогите, что мне делать?
  • О роли матери в воспитании ребёнка
  • Созависимость матери от успешности обучения её ребёнка
  • Фильм “Гаттака” - отношения матери и ребёнка
  • Свекровь. Кем является Мать для вашего Мужа?
  • Дочки-матери. Как понять, что вы живете не своей жизнью
  • История одного ребёнка. Пропуск учёбы. Пощёчина матери.
  • Бить своего ребёнка. Что в этом для родителя?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Архетипы отца и матери: что вы для ребенка?
  • Что делать, если наша мама не является для нас опорой и поддержкой?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь