Оценка эффективности коррекционных мероприятий у лиц, страдающих аутизмом

Оценка эффективности коррекционных мероприятий у лиц, страдающих

заболеваниями аутистического спектра

Натарова К. А.*

Цель исследования: оценить эффективность реабилитационных мероприятий у лиц с диагнозами аутистического спектра. Обследован 101 человек. Из них 57 несовершеннолетних и 44 взрослых, имевших до 18-летнего возраста диагноз аутистического спектра. Коррекционная работа наиболее эффективна при возрасте её начала от 3 до 5 лет, не реже 2—3 раз в неделю, длительностью не менее 5 лет. Участие родителей в коррекционном процессе существенно улучшает динамику. Ключевые слова: коррекция, аутистические нарушения, динамика.

Estimation of rehabilitation Efficiency in patients with Autistic Disorders. Natarova K. A. Consultative-diagnostic Primary Care Unit N 2. 630058, Novosibirsk, Ruskaya street, 37. The goal of this work is to investigate efficacy of rehabilitation of patients with autistic disorders (AD). 101 patients with AD aged 3 40 were examined. Rehabilitative work is more effective at age of its beginning from three to five years. It must be 2 or 3 times a week, not less than five years. The parents’ participation in rehabilitative process improves the dynamics. Key words: autistic disorders, rehabilitation, dynamics.

 

По данным литературы, за последние 20 лет произошел значительный сдвиг в психическом здоровье детской и подростковой популяций РФ в сторону роста расстройств аутистического спектра [1]. Подобные изменения отмечены в  структуре психической заболеваемости детей и подростков в ряде других стран, таких как Великобритания, США, Канада, Швеция [2]. В настоящее время в литературе все чаще можно встретить данные эпидемиологических исследований, указывающие на частоту проявлений детского аутизма – 21—26 случаев на 10 тысяч детского населения. Тогда как по данным исследований, проведенных до 1990 г., эта цифра составляла 3—-6 случаев на 10 тысяч детей [3, 4].

Согласно проведенным исследованиям, одним из важных проявлений дизонтогенеза при аутистических расстройствах является нарушение социальной адаптации в связи с нарушением коммуникативных навыков, следствием чего являются социальная изолированность, наличие крайне узкого круга общения ограниченного, как правило, рамками ядерной семьи, снижение качества жизни [3]. К усугублению социальной дезадаптации предрасполагают следующие факторы: отсутствие психокоррекционных мероприятий, неблагоприятная моральная обстановка в семьях, отсутствие общения со здоровыми сверстниками, отягощенность неврологической патологией, отставание в интеллектуальном развитии [4].

С учетом роста заболеваний аутистического спектра необходимо совершенствование организации комплексной психокоррекционной и медико-социальной помощи пациентам с аутистическими нарушениями. Коррекционная работа должна проводиться с учетом особенностей клинических форм данной группы заболеваний, быть направлена на развитие коммуникативных навыков, расширение адаптивных способностей личности [5, 6]. Положительно на коррекционный процесс подействует преемственность между специалистами, наблюдающими ребенка: психиатрами, психологами, психотерепевтами, педагогами и врачами других специальностей [7, 8]. Для большей эффективности необходимо вовлечение родителей в  процесс коррекции.

Целью исследования являлась оценка эффективности коррекционных мероприятий у  лиц с аутистическими нарушениями.

Материалы и методы. Работа проводилась с 2007 по 2009 г. в психоневрологическом отделении МБУЗ КДП № 2 г. Новосибирска. В исследование включен 101 человек с диагнозами аутистического спектра. Их них 57 несовершеннолетних в возрасте от 3 до 17 лет и 44 взрослых с последствиями аутизма в возрасте от 18 до 39 лет.

В качестве основных методов исследования использовали клинический, экспериментально-психологический и статистический.

Динамика оценивалась по тяжести клинических проявлений, таких как формирование олигофреноподобного дефекта, нарастание аутизации, отсутствие речи, выраженные двигательно-речевые стереотипии. Оценка социальной адаптации проводилась по способности посещать и закончить образовательное учреждение, по типу образовательного учреждения, которое посещает пациент (общеобразовательная школа, коррекционная школа, техникум, вуз), по форме обучения (на общих условиях, индивидуально, на дому), по способности применить полученные знания по окончании образовательного учреждения (продолжает обучение, работает по специальности, занимается неквалифицированным трудом, работает на одном месте и длительно, не удерживается на работе, не учится и не работает).

Диагноз устанавливался в соответствии с диагностическими критериями МКБ-10. Для статистического анализа полученных данных использовали критерии Стьюдента и углового преобразования Фишера.

Результаты. Из 101 больного, вошедшего в исследование, коррекционная работа проводилась с 41 человеком (40,5 %). Коррекция была направлена на повышение адаптивных способностей, улучшение коммуникативных навыков, развитие речи и тонкой моторики. Из числа больных, с которыми проводилась коррекция, положительная динамика наблюдалась у 25 чел. (60,9 %), отрицательная – у 16 (39,0 %). У  больных, с которыми коррекционная работа не проводилась, положительная динамика наблюдалась у 6 (10,0 %) человек, отрицательная – у 54 (90,0 %).

Очевидно, что у пациентов, с которыми проводились коррекционные мероприятия, положительная динамика была зарегистрирована достоверно чаще, чем среди больных, не принимавших участия в коррекции (p<0,001).

В интересах исследования пациенты, с которыми проводились коррекционные мероприятия, были разделены на две группы. Первая группа состояла из пациентов, с которыми коррекция проводилась регулярно, не реже 2—3 раз в неделю и длилась не менее 5 лет. Данная группа включала в себя следующие возрастные подгруппы. Пациенты, принимавшие участие в коррекционных мероприятиях с 3—5-летнего возраста. Численность данной подгруппы составила 14 человек, из которых положительная динамика отмечена у 13 (90,0 %), отрицательная – у 1 (10,0 %). Во вторую подгруппу были включены лица, у которых коррекция осуществлялась с 5—7-летнего возраста. Она составила 5 человек, из которых положительная динамика была отмечена у 4 (90,0 %), отрицательная – у 1 (10,0%); в указанном случае коррекция осуществлялась нетрадиционными методами. Статистически значимого отличия между этими двумя подгруппами не получено. Третья подгруппа включала пациентов, задействованных в коррекционный процесс с 7—12-летнего возраста. Численность составила 6 человек, положительная динамика при этом наблюдалась у 3 (50,0 %) человек, отрицательная – у 3 (50,0 %). В четвертую подгруппу вошли 5 человек, с которыми коррекция проводилась с 12—16-летнего возраста. Положительная динамика зафиксирована в 2 случаях (40,0 %), отрицательная – в 3 (60,0 %). Между этими двумя подгруппами также не получено статистически значимых результатов, но достоверно установлена разница между подгруппами больных с началом коррекционных мероприятий в 3—7 и 7—16 лет. Положительная динамика наблюдалась в этом случае в 84,4 % случаев против 45,4 % (p<0,001).

Вторая группа состояла из больных, у которых коррекция была нерегулярной, продолжительностью менее 5 лет. Возрастная подгруппа лиц, у которых коррекция осуществлялась с 3—5-летнего возраста, составляла 7 человек. Положительная динамика была отмечена у 2 (28,5  %), отрицательная – у 5 (71,4 %). В подгруппу, в  которой коррекционные мероприятия проводились с 5—7-летнего возраста, вошел 1 человек с отрицательной динамикой. С 7—12-летнего возраста нерегулярная коррекция проводилась у 3 больных, из которых положительная динамика наблюдалась у 1 (33,0 %), отрицательная – у 2 (66,0 %). Статистически установленной разницы между подгруппами настоящей группы не выявлено.

Таким образом, из общего числа обследованных, принимавших участие в коррекционных мероприятиях, отмечено 25 человек с положительной динамикой, из них 22 (88,0 %) входили в состав группы, где коррекция осуществлялась не реже 2—3 раз в неделю и продолжалась не менее 5 лет. У 13 (52,0 %) из этих больных коррекционные мероприятия начинались в возрасте от 3 до 5 лет. Количество пациентов с положительной динамикой было выше в группе лиц с регулярной и длительной коррекцией (p<0,01).

Очевидно, что ранний возраст начала коррекции является значимым фактором для формирования положительной динамики, существенное значение также имеют регулярность и  продолжительность коррекции. Непродолжительная и бессистемная коррекция даже при раннем возрасте её начала не способствует формированию положительной динамики. Оптимальный возраст начала коррекционной работы – не позднее 7 лет.

В рамках исследования была изучена вовлеченность родителей лиц с аутистическими расстройствами в коррекционный процесс. Из 41 семьи, в которых с больными проводилась коррекционная работа, оба родителя регулярно принимали участие в коррекционных занятиях в  16 (39,0 %) семьях. При этом положительная динамика наблюдалась у 14 (34,1 %), отрицательная – у 2 (4,8 %). Один из родителей регулярно принимал участие в коррекционных занятиях в 22 (53,6 %) семьях. Положительная динамика зафиксирована у 11 (26,8 %) исследуемых, отрицательная – у 11 (26,8 %). При сравнении двух групп можно сделать вывод, что в семьях, где участие в коррекции принимал только один из родителей, пациентов с положительной динамикой заболевания было на 37,5 % меньше, чем при вовлечении обоих родителей в процесс коррекции (p<0,01). В остальных 3 семьях (7,3 %) родители не были вовлечены в  процесс коррекции. Положительная динамика не отмечена ни в одном из данных случаев, отрицательная – в 3 (7,3 %). В сравнении с группой, где один из родителей был вовлечен в коррекционный процесс, и с группой, в которой оба родители вовлекались в коррекцию, очевидно, что в настоящих группах больных с положительной динамикой на 87,5 и 50,0 % больше, чем при отказе родителей от участия в коррекции (p<0,01).

Отмечен факт формирования отрицательной динамики после отмены коррекции у 9 больных из 25 с положительной динамикой на фоне коррекционной работы. Происходило нарастание положительной динамики после возобновления коррекционных мероприятий. По всей вероятности, для части больных необходимым является постоянное психокоррекционное сопровождение. На основании приведенных данных роль родителей в коррекционном процессе представляется важной. Вовлеченность родителей в мероприятия по коррекции аутистических нарушений может положительно влиять на динамику заболевания, особенно если оба родителя принимают активное участие в коррекционной работе.

Для исследования представляла интерес информированность родителей о заболевании и возможностях коррекции. Из вошедших в исследование 202 родителей была выделена группа, обладающая достаточной информацией о заболевании ребенка и возможностях коррекции, которая составила 49 человек (24,2 %). Группа родителей, обладающая неполной информацией, включала 12 человек (5,9 %). Число родителей, не владеющих практически никакой информацией о заболеваниях аутистического спектра и методах коррекции, составило 141 человек (69,8 %). Большинство отметили неудовлетворенность объемом полученной информации от врачей психиатров, неврологов и других специалистов, работающих с ребенком, малодоступность литературы по данному вопросу. Очевидно, что достаточной информацией о заболевании и возможностях коррекции владеет лишь небольшой процент родителей. Отмечено, что ни один из родителей не участвовал в обучающих, информационных, коррекционных и других группах для родителей детей, страдающих аутистическими нарушениями. Причиной послужило отсутствие доступных специализированных учреждений, центров, групп по работе с родителями детей с аутизмом. Совершенно ясна необходимость создания таких центров и групп, а также необходимо обучение врачей и психологов, работающих с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра, информационной работе с родителями.

Выводы. Таким образом, становится очевидно, что возраст начала коррекции, её регулярность и длительность существенно влияют на формирование положительной динамики и  прогноз заболевания. Вовлеченность родителей в коррекционный процесс положительно сказывается на динамике заболевания. Информированность родителей о заболевании и возможностях коррекции представляется важной.

Литература

  1. Башина В. М. Аутизм в детстве. – М. : Медицина, 1999.

  2. Croen L., Grether J., Hoogstrate J., Selvin S. The changing prevalence of autism in California // J. Autism Dev. Disord. – 2002. – V. 32. – P. 207—215.

  3. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М., Костин И. А. Дети и подростки с аутизмом. – М. : Теревинф, 2005.

  4. Wing L. Social, Behavioral and Cognitive Characteristics: An Epidemiological Approach / in M. Rutter, E. Schopler (Eds.) Autism: A reappraisal of Concepts and Treatment. – N.Y.; L. : Plenum Press, 1978. – P. 47—62.

  5. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М. : Теревинф,1997.

  6. Никольская О. С. Особенности психического развития и психологическая коррекция детей, страдающих ранним детским аутизмом: автореф. … дис. к.м.н. – М., 1985.

  7. Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма. – М. : Просвещение, 1991.

  8. Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М. : Теревинф, 2004. – 136 с

  9. .*Натарова Кира Александровна, к.м.н., Новосибирск, ГБУЗ КДП № 2, врач психиатр, психотерапевт. е-mail: kira[email protected]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Просмотров: 423
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Применение метода сенсорной интеграции для коррекции расстройства аутистического спектра
  • Нозологические проявления у больных с расстройствами аутистического спектра( клинический случай)
  • Клиническая характеристика больных с расстройствами аутистического спектра.
  • Детско-родительская группа для детей с расстройствами аутистического спектра. Взгляд гештальт-терапевта
  • Психологические особенности лиц с расстройствами аутистического спектра
  • Роль родителей в нейропсихологической коррекции детских проблем
  • Роль родителей в нейропсихологической коррекции детских проблем
  • Применение метода прикладного анализа поведения при коррекции детского аутизма
  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • Кризисы развития от 0 до 3-х лет для детей и родителей
  • 10 подсказок для родителей 3-летнего ребенка
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Книги для родителей детей до 3-х лет (рекомендует психолог)
  • памятка для родителей по развитию детей раннего возраста.
  • Шпаргалка для родителей имеющих детей раннего возраста
  • Формирование учебного процесса у детей с расстройствами аутистического спектра.
  • Инструменты для коучинга: понятия «рабочий процесс» и «групповая динамика»
  • Через 15 лет после выпуска: динамика отношений выпускников
  • Символдрама в терапии пациентов аутистического спектра.
  • Что такое группа поддержки для родителей, имеющих маленьких детей?
  • Что такое группа поддержки для родителей, имеющих маленьких детей?
  • Коррекция созависимого состояния личности членов семьи больных химической зависимостью
  • В Контакте с ребенком до 5 лет. Курс для родителей. Вводные занятия
  • Коррекция страхов у детей от 4-10 лет
  • Первичная консультация для родителей с детьми от 2 до 7 лет
  • Психологические особенности семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
  • Холодинамический процесс коррекции психотравмирующих переживаний
  • ПравИло и динамика психологического возраста
  • Творческий процесс: феноменология и динамика
  • Кризис 7 лет. Памятка для родителей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь