Эффективные коммуникации в детско-родительских отношениях

Макарова С.А.

 

В современном мире все больше растет понимание семьи как системы определяющей не только развитие ребенка, но и общества в целом. Взаимодействие ребенка с родителями является первым, важнейшим опытом взаимодействия с окружающим миром. Именно этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, и передается из поколения в поколение. В каждом обществе складывается  своя, определенная культура взаимоотношений между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, установки на воспитание ребенка в семье. И, по мнению И. М. Марковской, сама цивилизованность общества «определяется не только отношением к женщинам, но и отношениям к детям».

В последнее время не только в западной, но и в отечественной психологии происходит значительный рост интереса к проблемам воспитания и развития ребенка в семье. Среди причин обращения к этой теме можно назвать развитие демократических отношений в обществе и проникновение идей равноправия в систему семейных отношений. В свою очередь, изменение традиционных ценностей, идеологических ориентиров, а порой, и полное их отсутствие создают трудности, с которыми могут, сталкиваются современные родители.

Традиционно психологическая помощь семье оказывается в рамках индивидуальной психологической консультации. Однако в последнее время все большую популярность завоевывают групповые методы работы с родителями и детьми. Эти методы можно рассматривать как модель групповой консультативной работы с родителями, часто более эффективной, чем индивидуальное консультирование. По мнению Л. А. Петровской, такие формы работы « стали подлинным знамением времени как в силу экономичности, так и в силу эффективности, в ряде случаев более высокой по сравнению с индивидуальной работой».

В зарубежной психологии и педагогике родительские группы зарекомендовали себя как весьма эффективная форма обучения и решения психологических проблем родителей. Наибольшее распространение групповые занятия с родителями получили в США, где программы помощи семье осуществляются на федеральном уровне, активно поддерживаются общественными и религиозными организациями. В качестве примера хочется привести программу Томаса Гордона «Тренинг эффективного родителя», получившую широкую известность. Данная программа реализуется с помощью самых различных организаций: консультативными центрами, школами, церквями, агентствами социальной службы, муниципальными центрами психического здоровья и т.д.

Радует, что в настоящее время групповые методы работы с семьей получают распространение и поддержку на государственном уровне, как в России, так и в Башкортостане.В течение 2013 года силами преподавательского состава БГПУ им. М. Акмуллы реализовывалась «Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей», разработаная на основании Постановления Правительства Республики Башкортостан от 14 декабря  2012г. № 448 «Об утверждении Порядка подготовки лиц, желающих принять на воспитание  в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. В рамках данной программы нами были проведен тренинг «Эффективные коммуникации в детско-родительских отношениях ».

 Поскольку концепциейданного тренинга является идея сотрудничества взрослого и ребенка, в программе были использованы теории таких зарубежных авторов, как Т. Гордона, К. Роджерса, А. Адлера, Р. Дрейкурса, а так же отечественных психологов: Е.В. Сидоренко, И.М. Марковской, Е.И. Середы, Е.К. Лютовой-Робертс и др. В качестве основной цели можно выделить содействие установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителей с детьми, посредством реализации  следующих задач:

 - расширение возможностей понимания своего ребенка;

- улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком;

- формирование и развитие навыков эмпатического «активного» слушания (эмпатического принятия);

- знакомство и овладение техниками разрешения конфликтных ситуаций;

- выработка новых навыков взаимодействия с ребенком, активизация коммуникаций в семье.

В системе детско-родительских отношений родитель является ведущим звеном поэтому, прежде всего от него зависит, как складываются эти взаимоотношения. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье. Исследования влияния различных стилей воспитания на развитие лич­ности ребенка и формирование детско-родительских отношений показали, что наиболее благоприятное воздействие оказы­вает авторитетный и демократический стиль взаимодействия, в то время как остальные стили приводят к нарушениям личностного развития и дисгармо­нии межличностных отношений родителей и детей. Последний предполагает равноправный диалог, в котором оба партнера - и родитель, и ребенок – проходят определенный путь личностного роста. Метод конгруэнтной коммуникации как инстру­мент демократического общения в системе отношений и взаимодействия ребенок—взрослый, основан на идеях и принципах гуманистической пси­хологии К. Роджерса, А. Маслоу, А. Адлера, Р. Дрейкурса, Т. Гордона. Ее главная цель — обеспечение пси­хологических условий для позитивного личностного развития ребенка реализуется через установление взаимопонимания между ребенком и взрослым, формирование отношений доверия и сотрудничества, уважения и равенства на основе безусловного эмпатического принятия ребенка. Р. Дрейкурс и В. Зольц  указывают, что равенство между взрослыми и детьми не предполагает их «уравнивания» по знаниям, умениям и жиз­ненному опыту, но означает равные права на уважение и собственное до­стоинство. Равноправная форма общения открывает путь к формированию позитивной Я-концепции ребенка, характеризующейся высоким самопри­нятием и признанием самоценности Я, основанной на адекватном пред­ставлении о своих качествах и способностях.Метод конгруэнтной коммуникации основан на следующих принци­пах организации эффективного общения:

 - любой акт коммуникации должен быть направлен на укрепление самопринятия ребенка, поддержание позитивного образа его Я. Высказывания и поведе­ние взрослого не должны задевать личное достоинство и самоуважение ре­бенка;

 - коммуни­кация должна быть безоценочной, что означает запрет на прямые оценки личности и характера ребенка, постановку диагноза, негативные прогнозы на будущее развитие ребенка. Даже похвала не должна содержать прямых оценок личности ребенка, а представлять собой описание его действий и поступков;

 - основной акцент в конгруэнтной коммуника­ции падает на отражение эмоциональных компонентов активности и дея­тельности ребенка;

   - взрослый должен поощрятьсамостоятельность и инициативу ребенка, но в то же время гарантировать ему помощь в разрешении трудных ситуаций. В сотрудничестве родитель должен стимулировать активность ребенка, из­бегать советов, готовых рецептов и рекомендаций.

Реализация намеченных принципов и овладение родителями методом конгруэнтной коммуникации требуют усвоения ряда коммуникативных техник: эмпатического «активного» слушания, эффективной похвалы, ис­пользования «Ты-высказываний» и «Я-высказываний», техники разре­шения конфликтных ситуаций, на что и был направлен наш тренинг «Эффективные коммуникации в детско-родительских отношениях». Его содержание  включает диагностический, информационный и развивающий блоки. Диагностический блок заключается в первоначальной диагностике родителей перед проведением тренинга, последующей диагностике во время проведения тренинговых занятий посредством экспресс-методик.  Содержание информационного блока включает  теоретические знания представленные в виде мини-лекций, которые необходимо донести до участников тренинга для лучшего усвоения ими практических навыков. Развивающий блок направлен на формирование и закрепление эффективных навыков взаимодействия с ребенком, развитие эмпатического принятия, рефлексии, возможность активного самопознания и познание своего ребенка.

После ряда проведения тренинговых занятий хотелось бы отметить, что эффективность участия в тренинге во многом зависит от установок родителей на групповую работу, от готовности и умения слышать различные позиции людей и извлекать из этого опыт. Большинство участников отметили, что работа в группе действительно дает возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяет получить обратную связь, взглянуть на свою семью с иной точки зрения. И, самое важное, вселяет уверенность, что в будущем родители смогут самостоятельно решать проблемы, возникающие в отношениях с детьми.



Просмотров: 626
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Развитие отношений в семье после рождения ребенка
  • Стили воспитания в семье и их влияние на формирование личности ребенка.
  • Эмоциональное благополучие ребенка в семье (размышления над опытом работы с детьми)
  • Программа подготовки детей и родителей к возвращению ребенка в кровную семью «Преобразование»
  • Как снизить тревогу у ребенка и создать доверие между родителями и детьми
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • Я+ТЫ развитие дружеских отношений ребенка
  • Заболевания ребенка являются проекцией отношений родителей.
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • Влияние отношений мамы и ребенка на формирование характера
  • Психологическая реакция родителей на появление в семье особого ребенка
  • Профилактика трудностей детско-родительских отношений посредством работы с литературными сказками
  • Влияние отношений к ребенку в семье на готовность ребенка к школе.
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Как школьные оценки влияют на самоценность ребенка и развитие его личностного потенциала...
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Развитие детско-родительских отношений на районном мероприятии
  • Для родителей, которые хотят взять ребенка в семью.
  • Как ссоры между родителями влияют на ребенка?
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Развитие личности ребенка и красота: где помощь, где вред?
  • Стили семейного воспитания. Как они влияют на развитие ребенка.
  • Развитие, воспитание, обучение ребенка. В чем различие?
  • Воспитывать ребенка. Как? (Стили воспитания в семье)
  • Скорая Помощь для Родителей или несколько шагов к близости: диалог в детско-родительских отношениях
  • Воспитание ребенка с СДВГ: общие рекомендации для родителей
  • Воспитание ребенка в неполной семье
  • Воспитание ребенка в неполной семье
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь