|
Эффективные коммуникации в детско-родительских отношенияхАвтор статьи: Макарова Светлана Аркадьевна
Макарова С.А.
В современном мире все больше растет понимание семьи как системы определяющей не только развитие ребенка, но и общества в целом. Взаимодействие ребенка с родителями является первым, важнейшим опытом взаимодействия с окружающим миром. Именно этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, и передается из поколения в поколение. В каждом обществе складывается своя, определенная культура взаимоотношений между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, установки на воспитание ребенка в семье. И, по мнению И. М. Марковской, сама цивилизованность общества «определяется не только отношением к женщинам, но и отношениям к детям». В последнее время не только в западной, но и в отечественной психологии происходит значительный рост интереса к проблемам воспитания и развития ребенка в семье. Среди причин обращения к этой теме можно назвать развитие демократических отношений в обществе и проникновение идей равноправия в систему семейных отношений. В свою очередь, изменение традиционных ценностей, идеологических ориентиров, а порой, и полное их отсутствие создают трудности, с которыми могут, сталкиваются современные родители. Традиционно психологическая помощь семье оказывается в рамках индивидуальной психологической консультации. Однако в последнее время все большую популярность завоевывают групповые методы работы с родителями и детьми. Эти методы можно рассматривать как модель групповой консультативной работы с родителями, часто более эффективной, чем индивидуальное консультирование. По мнению Л. А. Петровской, такие формы работы « стали подлинным знамением времени как в силу экономичности, так и в силу эффективности, в ряде случаев более высокой по сравнению с индивидуальной работой». В зарубежной психологии и педагогике родительские группы зарекомендовали себя как весьма эффективная форма обучения и решения психологических проблем родителей. Наибольшее распространение групповые занятия с родителями получили в США, где программы помощи семье осуществляются на федеральном уровне, активно поддерживаются общественными и религиозными организациями. В качестве примера хочется привести программу Томаса Гордона «Тренинг эффективного родителя», получившую широкую известность. Данная программа реализуется с помощью самых различных организаций: консультативными центрами, школами, церквями, агентствами социальной службы, муниципальными центрами психического здоровья и т.д. Радует, что в настоящее время групповые методы работы с семьей получают распространение и поддержку на государственном уровне, как в России, так и в Башкортостане.В течение 2013 года силами преподавательского состава БГПУ им. М. Акмуллы реализовывалась «Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей», разработаная на основании Постановления Правительства Республики Башкортостан от 14 декабря 2012г. № 448 «Об утверждении Порядка подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. В рамках данной программы нами были проведен тренинг «Эффективные коммуникации в детско-родительских отношениях ». Поскольку концепциейданного тренинга является идея сотрудничества взрослого и ребенка, в программе были использованы теории таких зарубежных авторов, как Т. Гордона, К. Роджерса, А. Адлера, Р. Дрейкурса, а так же отечественных психологов: Е.В. Сидоренко, И.М. Марковской, Е.И. Середы, Е.К. Лютовой-Робертс и др. В качестве основной цели можно выделить содействие установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителей с детьми, посредством реализации следующих задач: - расширение возможностей понимания своего ребенка; - улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком; - формирование и развитие навыков эмпатического «активного» слушания (эмпатического принятия); - знакомство и овладение техниками разрешения конфликтных ситуаций; - выработка новых навыков взаимодействия с ребенком, активизация коммуникаций в семье. В системе детско-родительских отношений родитель является ведущим звеном поэтому, прежде всего от него зависит, как складываются эти взаимоотношения. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье. Исследования влияния различных стилей воспитания на развитие личности ребенка и формирование детско-родительских отношений показали, что наиболее благоприятное воздействие оказывает авторитетный и демократический стиль взаимодействия, в то время как остальные стили приводят к нарушениям личностного развития и дисгармонии межличностных отношений родителей и детей. Последний предполагает равноправный диалог, в котором оба партнера - и родитель, и ребенок – проходят определенный путь личностного роста. Метод конгруэнтной коммуникации как инструмент демократического общения в системе отношений и взаимодействия ребенок—взрослый, основан на идеях и принципах гуманистической психологии К. Роджерса, А. Маслоу, А. Адлера, Р. Дрейкурса, Т. Гордона. Ее главная цель — обеспечение психологических условий для позитивного личностного развития ребенка реализуется через установление взаимопонимания между ребенком и взрослым, формирование отношений доверия и сотрудничества, уважения и равенства на основе безусловного эмпатического принятия ребенка. Р. Дрейкурс и В. Зольц указывают, что равенство между взрослыми и детьми не предполагает их «уравнивания» по знаниям, умениям и жизненному опыту, но означает равные права на уважение и собственное достоинство. Равноправная форма общения открывает путь к формированию позитивной Я-концепции ребенка, характеризующейся высоким самопринятием и признанием самоценности Я, основанной на адекватном представлении о своих качествах и способностях.Метод конгруэнтной коммуникации основан на следующих принципах организации эффективного общения: - любой акт коммуникации должен быть направлен на укрепление самопринятия ребенка, поддержание позитивного образа его Я. Высказывания и поведение взрослого не должны задевать личное достоинство и самоуважение ребенка; - коммуникация должна быть безоценочной, что означает запрет на прямые оценки личности и характера ребенка, постановку диагноза, негативные прогнозы на будущее развитие ребенка. Даже похвала не должна содержать прямых оценок личности ребенка, а представлять собой описание его действий и поступков; - основной акцент в конгруэнтной коммуникации падает на отражение эмоциональных компонентов активности и деятельности ребенка; - взрослый должен поощрятьсамостоятельность и инициативу ребенка, но в то же время гарантировать ему помощь в разрешении трудных ситуаций. В сотрудничестве родитель должен стимулировать активность ребенка, избегать советов, готовых рецептов и рекомендаций. Реализация намеченных принципов и овладение родителями методом конгруэнтной коммуникации требуют усвоения ряда коммуникативных техник: эмпатического «активного» слушания, эффективной похвалы, использования «Ты-высказываний» и «Я-высказываний», техники разрешения конфликтных ситуаций, на что и был направлен наш тренинг «Эффективные коммуникации в детско-родительских отношениях». Его содержание включает диагностический, информационный и развивающий блоки. Диагностический блок заключается в первоначальной диагностике родителей перед проведением тренинга, последующей диагностике во время проведения тренинговых занятий посредством экспресс-методик. Содержание информационного блока включает теоретические знания представленные в виде мини-лекций, которые необходимо донести до участников тренинга для лучшего усвоения ими практических навыков. Развивающий блок направлен на формирование и закрепление эффективных навыков взаимодействия с ребенком, развитие эмпатического принятия, рефлексии, возможность активного самопознания и познание своего ребенка. После ряда проведения тренинговых занятий хотелось бы отметить, что эффективность участия в тренинге во многом зависит от установок родителей на групповую работу, от готовности и умения слышать различные позиции людей и извлекать из этого опыт. Большинство участников отметили, что работа в группе действительно дает возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяет получить обратную связь, взглянуть на свою семью с иной точки зрения. И, самое важное, вселяет уверенность, что в будущем родители смогут самостоятельно решать проблемы, возникающие в отношениях с детьми. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|