|
Психологический КонтрактАвтор статьи: Юрий Анатольевич Ионов
Контракт на психологическую помощь (консультирование) Общие понятия: Клиент – гражданин(ка), семья, субсистема семьи (дети, супруги, родитель и дети), обратившийся к психологическому консультированию, за психологической помощью с целью разрешения своих затруднений психологического характера. Цель консультирования конкретизируется вначале и уточняется по ходу работы, с нею участники психологического процесса сверяются в ходе работы и с нею в завершении сопоставляют достигнутый(е) результат(ы), оценивают прогресс работы. Цель в ходе работы может уточняться и изменяться на более отвечающую актуальным интересам Клиента и этическим ценностям обеих сторон. Возможные неспецифические (общие) результаты: более глубокое понимание себя, своих отношений, прояснение сознания, осмысление и переосмысление жизненного опыта, отреагирование аффекта, развитие самоконтроля и чувства контроля жизни, установление связи, контакта со своими ресурсами, рост психологической и социальной интегрированности, психологической целостности, достижение большей уравновешенности, сбалансированности, уверенности в себе, развитие навыков социально-психологического общения, освоение компинг-стратегий, пересмотр и выработка полезных убеждений, увеличение степени психологической свободы, открытие перспектив, личностное развитие, социальная адаптированность... Консультант – специалист по выстраиванию особых целительных отношений, в которых Клиент может соприкоснуться с любыми своими чувствами, исследовать тайники своей души и получить доступ к личностным ресурсам и неисчерпаемым резервам психики, источнику жизненных сил и внутренней мудрости для разрешения конкретной ситуации, актуальных проблем или личностного развития. Это квалифицированный психолог, специалист в области психологического консультирования, тот, кто обеспечивает психологическое сопровождение Клиента в процессе его поискового движения, исследования, оказывает психологическую помощь Клиенту в достижении им своих целей. Психологическая помощь – это наука и искусство содействия личности, группе, семье в 4-х сферах психологической реальности Клиента: – эмоционально-волевая: эмоции, чувства, состояния, желания, стремления, воля, намерения; – ментальность: фантазии, мечты, идеи, мысли, планы, убеждения, самооценка, образ Я, картина мира; – способности и поведение: действия, поступки, деятельность, творчество; – ценности: система оценок и отношений к себе, людям, миру, жизни, вера, духовность, миссия. Оказание психологической помощи – содействие свободному исследованию Клиентом своего внутреннего душевного мира – своего миропонимания и ощущения, своих переживаний и отношений, опыта успехов и неудач, способностей и возможностей и экспериментированию со всей полнотой переживания опыта в безопасной обстановке конфиденциальности и поддержки. В процессе этой работы происходит переработка эмоционально значимого опыта, переосмысление и формирование новых смыслов и отношений к себе и окружающему миру, примеривание новых моделей поведения и выбор путей самореализации. Основные формы психологической помощи – психологическая диалогическая беседа, допускается использование научных психологических методов исследования личностных особенностей, свойств и состояний, индивидуального самосознания, системы отношений личности, другие психологические практики, релевантные задачам исследования и разрешению психологической проблематики Клиента по согласованию. Каждая консультативная встреча называется Психологическая Сессия (ПС). Продолжительность ПС – 60 минут с начала согласованного времени для индивидуального консультирования. При групповом консультировании, например, семьи, время увеличивается по необходимости, соответственно количеству участников ПС. Супервизор – специалист, обеспечивающий поддержание качества оказания психологической помощи Консультантом Клиенту. Супервизия – процесс консультирования Консультанта специалистом-психологом по профессиональным затруднениям первого, возникающим в ходе оказания психологической помощи Клиенту. Конфиденциальность – сохранение тайны Клиента. Принцип разделённой ответственности определяет ответственность психолога за понимание особенностей Клиента, в контексте его различных аспектов – возрастных, половых, профессиональных, личностных, психологических, учёт влияния жизненных обстоятельств, социально-культурного контекста, конкретной актуальной ситуации и перспективы, оценку психологического состояния, адекватный подбор методов, средств помощи, профессиональность действий и прогноз. Клиент в консультации – не пассивный объект манипуляций специалиста, а полноправный субъект, участник взаимодействия, который сам выбирает: принимать ли, следовать ли ему рекомендациям психолога, на свою ответственность самостоятельно реализует принятые им решения, осуществляет свои действия, являет себя миру, в целом отвечает за себя. Ответственность за результат взаимодействия лежит на обоих, поэтому взаимодействие Консультанта и Клиента, определяется как партнёрство, сотрудничество с разделённой ответственностью. Условия работы: Отношения в системе Клинет-Консультант строятся на условиях паритетности, взаимного уважения, доверия, интереса и включённости в работу (активности каждой стороны). В первой ПС, в случаях принятия решения Клиентом продолжать работу, Клиент совместно с Консультантом обсуждают предмет работы (как цель Клиента, так и взаимоотношения участников), формулируют цель(и), договариваются о времени ПС, о количестве ПС в неделю, общее количество сессий, условия оплаты и размер гонорара за ПС. Оплата вносится вперёд за следующую ПС в размере 50% от оговорённой суммы. В исключительных случаях, при взаимном согласии, время ПС допускается переносить. Если Клиент отменяет или переносит ПС ввиду возникших обстоятельств, специалист оставляет за собой право распорядиться этим временем в своих интересах. Аналогично и в обратном случае. Если ПС была сорвана в отсутствие причин помешавших уведомить другую сторону о переносе ПС, сумма остается в качестве компенсации ущерба заинтересованной стороне. В случае форс-мажорных обстоятельств, всё остаётся без изменений, согласуется подходящее обеим сторонам время очередной ПС. Обстоятельствами непреодолимой силы может считаться физическая невозможность присутствия на ПС из-за: стихийных бедствий, несчастных случаев, болезни, изменения жизненных обстоятельств, а также других экстраординарных обстоятельств, которые обсуждаются на последующей сессии. Клиент имеет право в любой момент взять перерыв в работе на необходимый срок (отъезд, госпитализация, болезнь…) или окончательно. В этих случаях Клиент уведомляет специалиста об этом лично при встрече или по телефону. В случаях принятия решения прервать работу, участники встречаются в целях обсуждения мотивации завершения, урегулирования взаимных интересов, подведения итогов и психологического завершения работы. В процессе работы допускается обсуждать, согласовывать различные вопросы, возникающие в ходе консультирования, в том числе частоту ПС и условия консультирования (время и оплату). Конфиденциальность и безопасность: Консультант гарантирует конфиденциальность любой полученной от Клиента информации, каких-либо сведений, и самого факта обращения за психологической помощью. Исключение составляют вмешательства правоохранительных органов с санкции Прокурора. Клиент имеет полное право как на сохранение, так и на раскрытие конфиденциальных сведений, и несёт личную ответственность за вольное или невольное раскрытие тайны третьим лицам со своей стороны. В течение всего времени психологической работы, ввиду особой чувствительности, уязвимости при работе с аффектами, с целью безопасности Клиент воздерживается от судьбоносных, критических решений относящихся к своей жизни (типа заключения/расторжения брака, смены места жительства, изменений в карьере и т.п.) и оставляет окончательное принятие решений по подобным вопросам на период после завершения психологической работы или в случае критичных ситуаций (катастрофа, насилие), требующих незамедлительных решений, обсуждает эти вопросы с Консультантом. Обеспечение качества работы Консультанта: В целях обеспечения качества психологической помощи Консультант в затруднительной ситуации обращается к супервизорской помощи при сохранении в тайне деталей жизни, других сведений, могущих идентифицировать Клиента. Перед обращением к Супервизору, Консультант сообщает об этом Клиенту, они обсуждают сложившуюся ситуацию и кандидатуру Супервизора. Клиент дает или не дает свое согласие на обращение Консультанта к конкретному Супервизору. Супервизия является неотъемлемой частью профессиональной работы психолога и предусмотрена для разрешения затруднений в работе Консультанта с Клиентом. Супервизия предполагает соблюдение всех условий конфиденциальности и анонимности. В случае отказа Клиента по конкретной кандидатуре Супервизора, Консультант обращается к другому Супервизору. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|