Оказание психологической помощи клиенту. Юридический аспект.

Введение: В психологической литературе в достаточном объеме прописаны методы, способы и формы работы психолога в том или ином направлении. Но при этом существует незначительное количество книг, которые освещают юридическую сторону профессиональной деятельности психологов. Деятельность психолога является весьма специфичной и отличается от деятельности специалистов других профилей (экономистов, педагогов, инженеров и т. д.). Знание юридических основ профессиональной деятельности психологов является весьма актуальной задачей.

Следовательно, данная статья написана с целью повышения юридической грамотности педагогов-психологов, которые работают в государственных учреждениях образования (дошкольные учреждения, школы, гимназии, лицеи, вузы, СПЦ, коррекционно-развивающие центры и т.д.)

Основная часть:

В Законе «Об оказании психологической помощи» прописаны следующие направления деятельности педагога-психолога [1, c. 3]:

1) Психологическое консультирование;

2) Психологическая коррекция;

3) Психологическая профилактика;

4) Психологическое просвещение;

5) Психологическая диагностика.

Какие направления психологической помощи клиенту без его согласия находятся под запретом?

1) Психологическая диагностика;

2) Психологическая коррекция.

Поскольку данные направления работ психолога предполагают вмешательство в частную жизнь клиента.

Какие законы нарушаются при оказании психологической помощи клиентам без их согласия (по направлениям психокоррекции и психодиагностики)?

Ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах;

Ст. 16 Конвенции ООН о правах ребенка;

Ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод;

Ст. 179 Уголовного Кодекса Республики Беларусь (статья актуальна только для РБ);

Ст. 28 Конституции Республики Беларусь (статья актуальна только для РБ);

Ст. 28 Закона РБ о правах ребенка (статья актуальна только для РБ);

Какие формы психологической работы разрешено проводить в учреждениях образования без согласия законных представителей учащихся и самих учащихся до 14 лет?

1) Психологическое просвещение (информационно-просветительская деятельность);

2) Психологическая профилактика;

3) Работа по защите прав и законных интересов детей;

4) Методическая работа.

Психологическое консультирование имеет не совсем определённый статус. С одной стороны, проводить непосредственно психологическое консультирование возможно, когда сам клиент хочет меняться и у него есть реальный запрос (поэтому о вмешательстве в личную жизнь клиента не может быть и речи). С другой стороны, навязанное со стороны администрации учреждения или управления образования консультативная деятельность психолога приводит к тому, что психологическое консультирование начинает превращаться в информационно-просветительскую деятельность, которая проводится без согласия (клиент остается пассивным). Поэтому на наш взгляд продуктивным психологическое консультирование может быть только в том случае, когда у клиента имеется не просто проблема, а есть запрос к конкретному психологу и желание меняться.

Для психологов, практикующих в частном порядке, дела обстают намного легче. Поскольку сам факт обращения клиента к психологу или психотерапевту уже указывает на согласие клиента. Если в ходе психологической деятельности выясняется, что клиент не желает работать и прислушиваться к рекомендациям психолога, то, следовательно, психолог имеет право отказать в психологической помощи данному клиенту.

Психолог, который работает в государственном учреждении образования, может оказывать помощь учащимся до 14 лет (без их согласия и без согласия законных представителей), а учащимся с 14 лет без их согласия в следующих случаях [1, c. 9]:

1) При установлении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего;

2) В случае признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении, в том числе нуждающимся в государственной защите;

3) В случае принудительного оказания медицинской помощи несовершеннолетним, страдающим психическими и поведенческими расстройствами, в государственных учреждениях здравоохранения;

4) Несовершеннолетним, оказавшимся в чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера;

5) Несовершеннолетним, находящимся в специальных лечебно-воспитательных учреждениях, специальных учебно-воспитательных учреждениях;

6) При обращении несовершеннолетнего за оказанием психологической помощи анонимно.

Выводы: Таким образом, деятельность педагога-психолога в учреждении образования имеет ряд юридических нюансов, про которые молодые специалисты не знают и поэтому часто совершают ошибки в своей работе. Вмешательство психолога в частную жизнь клиента без его согласия может привести к административной, а иногда к уголовной ответственности. При этом главным психологическим недостатком работы психолога с клиентом без его согласия будет являться попадание в классический треугольник С. Карпмана.

Рекомендации:

1) Проводить психодиагностику и психологическую коррекцию с взрослыми людьми, в том случае, когда они дали свое согласие (устное или письменное);

2) Не проводить психодиагностику и психокоррекционную работу с детьми младше 14 лет, без их согласия и без письменного согласия одного из законных представителей ребенка.

Литература:

1) Закон Республики Беларусь № 153-3 от 1 июля 2010 года. – 11 с.



Просмотров: 467
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как повзрослеть без помощи психолога?
  • Альтруистическая деятельность как средство психологической помощи детям и подросткам
  • Форматы психологической помощи. Как и где можно получить помощь психолога
  • Модель профориентационной работы государственного учреждения образования Республики Беларусь
  • Как найти смысл и цель жизни без помощи психолога?
  • Как без помощи психолога узнать о себе много нового
  • Простой способ избавиться от внутренней проблемы без помощи психолога
  • Особенности оказания психологической помощи при ликвидации химических аварий на ОПО
  • Ошибки при выборе психолога или тренинга. Маркетинг впечатлений в психологической практике.
  • Для чего нужен психолог, или несколько слов об особенностях психологической помощи
  • Когда в деньгах согласия нет...
  • Арт-терапия может ли быть самостоятельным и весомым направлением психологической помощи?
  • Что дает танатотерапия как метод психологической помощи при снижении веса?
  • Стратегия психологической помощи при тревожных расстройствах
  • Диагностируем свое психологическое здоровье при помощи детей.
  • Как справиться с серьёзной депрессией без помощи психиатров/психотерапевтов/психологов?
  • Возможности арт-техники коллажа в оказании психологической помощи
  • Объективные закономерности развития: Закон Согласия
  • Как выбрать психолога? Или психологическое консультирование, как способ жить легче
  • Логинова О.И. Как выбрать психолога для работы с психологической травмой?
  • Психологическое консультирование Онлайн, как новый способ помощи населению
  • Оплата психологической помощи, почему нельзя платить только за результат?
  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Оборотни без погон и без совести: 9 «пожирателей душ», умело рядящихся в личину психолога
  • Молчание – знак согласия?
  • Принцип активного согласия
  • Как найти психолога 1. Психологическое консультирование и психотерапия
  • Методы оказания экстренной психологической помощи после трагического события. Часть 1.
  • Методы оказания экстренной психологической помощи после трагического события. Часть 2.
  • Методы оказания экстренной психологической помощи после трагического события. Часть 3.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь