|
Оказание психологической помощи клиенту. Юридический аспект.Автор статьи: Панащик Роман Сергеевич
Введение: В психологической литературе в достаточном объеме прописаны методы, способы и формы работы психолога в том или ином направлении. Но при этом существует незначительное количество книг, которые освещают юридическую сторону профессиональной деятельности психологов. Деятельность психолога является весьма специфичной и отличается от деятельности специалистов других профилей (экономистов, педагогов, инженеров и т. д.). Знание юридических основ профессиональной деятельности психологов является весьма актуальной задачей. Следовательно, данная статья написана с целью повышения юридической грамотности педагогов-психологов, которые работают в государственных учреждениях образования (дошкольные учреждения, школы, гимназии, лицеи, вузы, СПЦ, коррекционно-развивающие центры и т.д.) Основная часть: В Законе «Об оказании психологической помощи» прописаны следующие направления деятельности педагога-психолога [1, c. 3]: 1) Психологическое консультирование; 2) Психологическая коррекция; 3) Психологическая профилактика; 4) Психологическое просвещение; 5) Психологическая диагностика. Какие направления психологической помощи клиенту без его согласия находятся под запретом? 1) Психологическая диагностика; 2) Психологическая коррекция. Поскольку данные направления работ психолога предполагают вмешательство в частную жизнь клиента. Какие законы нарушаются при оказании психологической помощи клиентам без их согласия (по направлениям психокоррекции и психодиагностики)? Ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах; Ст. 16 Конвенции ООН о правах ребенка; Ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод; Ст. 179 Уголовного Кодекса Республики Беларусь (статья актуальна только для РБ); Ст. 28 Конституции Республики Беларусь (статья актуальна только для РБ); Ст. 28 Закона РБ о правах ребенка (статья актуальна только для РБ); Какие формы психологической работы разрешено проводить в учреждениях образования без согласия законных представителей учащихся и самих учащихся до 14 лет? 1) Психологическое просвещение (информационно-просветительская деятельность); 2) Психологическая профилактика; 3) Работа по защите прав и законных интересов детей; 4) Методическая работа. Психологическое консультирование имеет не совсем определённый статус. С одной стороны, проводить непосредственно психологическое консультирование возможно, когда сам клиент хочет меняться и у него есть реальный запрос (поэтому о вмешательстве в личную жизнь клиента не может быть и речи). С другой стороны, навязанное со стороны администрации учреждения или управления образования консультативная деятельность психолога приводит к тому, что психологическое консультирование начинает превращаться в информационно-просветительскую деятельность, которая проводится без согласия (клиент остается пассивным). Поэтому на наш взгляд продуктивным психологическое консультирование может быть только в том случае, когда у клиента имеется не просто проблема, а есть запрос к конкретному психологу и желание меняться. Для психологов, практикующих в частном порядке, дела обстают намного легче. Поскольку сам факт обращения клиента к психологу или психотерапевту уже указывает на согласие клиента. Если в ходе психологической деятельности выясняется, что клиент не желает работать и прислушиваться к рекомендациям психолога, то, следовательно, психолог имеет право отказать в психологической помощи данному клиенту. Психолог, который работает в государственном учреждении образования, может оказывать помощь учащимся до 14 лет (без их согласия и без согласия законных представителей), а учащимся с 14 лет без их согласия в следующих случаях [1, c. 9]: 1) При установлении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего; 2) В случае признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении, в том числе нуждающимся в государственной защите; 3) В случае принудительного оказания медицинской помощи несовершеннолетним, страдающим психическими и поведенческими расстройствами, в государственных учреждениях здравоохранения; 4) Несовершеннолетним, оказавшимся в чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера; 5) Несовершеннолетним, находящимся в специальных лечебно-воспитательных учреждениях, специальных учебно-воспитательных учреждениях; 6) При обращении несовершеннолетнего за оказанием психологической помощи анонимно. Выводы: Таким образом, деятельность педагога-психолога в учреждении образования имеет ряд юридических нюансов, про которые молодые специалисты не знают и поэтому часто совершают ошибки в своей работе. Вмешательство психолога в частную жизнь клиента без его согласия может привести к административной, а иногда к уголовной ответственности. При этом главным психологическим недостатком работы психолога с клиентом без его согласия будет являться попадание в классический треугольник С. Карпмана. Рекомендации: 1) Проводить психодиагностику и психологическую коррекцию с взрослыми людьми, в том случае, когда они дали свое согласие (устное или письменное); 2) Не проводить психодиагностику и психокоррекционную работу с детьми младше 14 лет, без их согласия и без письменного согласия одного из законных представителей ребенка. Литература: 1) Закон Республики Беларусь № 153-3 от 1 июля 2010 года. – 11 с. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|