|
Особенности художественного творчества старших дошкольников с моторной алалиейАвтор статьи: Егорова Ирина Валентиновна
Интерес исследователей к детскому творчеству, в частности к рисунку, отмечается давно. Еще в конце XIX века итальянский исследователь детского творчества Коррадо Риччи установил, что дети рисуют не то что видят, а то, что знают и могут выразить словами, таким образом, развитие рисунка ребенка тесно связано с формированием мышления [3]. Дошкольники используют изобразительный язык как знаковую систему, при помощи которой можно моделировать мир на листе бумаги. С помощью рисунка ребенок выделяет значимые объекты и фиксирует отношения между ними, одновременно приводя в порядок собственную систему представлений о мире. Стадии развития детского рисунка изучали В.Штерн, Г.Роум, К.Бюлер, Л.С.Выготский и др. Л.С.Выготский выделил три этапа формирования детского рисунка [1]. Первый этап — кинестетический рисунок, когда ребенок запечатлевает собственное движение по бумаге. Вторым этапом развития детского рисунка является рисование человека. Данный этап проходит ряд стадий: стадия «головастиков» (человек состоит из головы и ног); полное изображение лица человека с постепенным добавлением частей тела; правильное изображение фигуры человека и первые попытки графической передачи движения. Третий этап – этап структурирования пространства рисунка. В работах зарубежных и отечественных ученых (Ф. Гудинаф, Карен Маховер, Л.С.Выготский, Е.И.Николаева и др.) отмечается, что манера рисования во многом определяется особенностями познавательной сферы ребенка [1, 3]. На основании данных фактов, мы предположили, что рисунки старших дошкольников с моторной алалией могут отражать особенности состояния их речевой системы и познавательной деятельности. Нами был проведен констатирующий эксперимент, в котором приняли участие 25 старших дошкольников с моторной алалией (ОНР III уровня, моторная алалия) и 25 детей с нормой речевого развития. Возраст детей – 6 лет. В методики исследования были включены задания на свободное рисование и сюжетное рисование на тему [2]. В работах дошкольников контрольной и экспериментальной группы были выявлены общие или универсальные признаки:
В рисунках и процессе изобразительной деятельности старших дошкольников с моторной алалией были установлены следующие специфические особенности:
Соотнесение рисунка с его названием проходит ряд ступеней формирования, которые определяются уровнем развития речи и воображения у детей: первоначально название объектов появляется в конце рисования, затем в процессе изображения, и к старшему дошкольному возрасту название опережает рисунок. У дошкольников экспериментальной группы словесное обозначение процесса рисования отсутствовало, они не комментировали свои действия, не «говорили» за своих героев (40%). Часть детей (28 %) сопровождали рисование отдельными звукокомплексами, реже отдельными словами, относящимися к номинативному словарю. Развитие рисунка детей осуществляется в первую очередь по законам искусства, но также оно тесно связано с формированием речевой и познавательной сферы. Поэтому выявленное специфическое своеобразие формирования рисунка детей с моторной алалией обусловлено структурой первичной речевой патологией. Список литературы 1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991 2.ЕгороваИ.В.Особенностиизобразительнойдеятельностидетейстяжелыминарушениямиречи // Специальноеобразование: материалымеждунар. науч. конф., 21-23 апр.2010г. - СПб. :ЛГУим. А.С.Пушкина, 2010. - Т.1. - С. 66-69. 3. Николаева Е.И. Психология детского творчества. – СПБ, 2010. 4. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М., 2002. 5. Якиманская И.С. Развитие пространственных способностей. - М., 1993.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|