Воспитание - великий труд

Воспитывать самая трудная вещь; думаешь: «Ну, все теперь кончилось! - не тут-то было: только что начинается!..» М. Ю. Лермонтов

   Как правильно воспитывать своего ребенка? Как сделать так, чтобы малыш вырос таким, каким его видят родители? Как воспитать его правильно? Эти вопросы возникают у родителей, которые заботятся о том, чтобы их чадо выросло настоящей личностью. Родители ждут конкретного ответа на вопрос: воспитывать строго или снисходительно? Наказывать или не наказывать? Воспитывать авторитетно или по-товарищески? Чувством или разумом? Эти и другие подобные вопросы, конечно, имеют право на существование, однако в настоящее время становится ясно, что вопросы эти не являются главными.         

Воспитание - сторона социализации ребенка, приобретение им жизненного опыта, непосредственно направленное на формирование человека как личности, его отношение к миру, обществу, людям. «Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». (А. С. Макаренко). Воспитание, в широком смысле этого слова, - это не только умышленное воздействие на ребенка в моменты, когда его поучают, делают замечания, поощряют, бранят или наказывают. Часто значительно больше действует на ребенка пример родителей, хотя те свое влияние могут и не осознавать. В жизни далеко не все, что хотят сказать своему ребенку родители, можно выразить словами. Еще в младенческом возрасте ребенок начинает свое обучение умениями и навыками, подражая действиям взрослых. Малыш еще не знает, что такое злость, что доброта, как «выглядит» равнодушие, но он тонко чувствует отношение окружающих к себе и постепенно научается различать мимику родителей, определяя, как к нему относятся. Со временем родители начинают замечать, что их малыш точно копирует их мимику, жесты, и далее, взрослея, он в точности переносит в свою жизнь те манеры и приемы поведения, которые были в его семье. В свою взрослую жизнь, уже в собственную семью, он приносит ту атмосферу и те приемы воспитания, которые были приняты у его родителей.

   Характер семейной атмосферы определяется прежде всего тем, как члены семьи общаются друг с другом. Есть дружные семьи, в которых никто не остается в стороне, где нет тех, кто подавляет инициативу и активность других. В семье царит атмосфера эмоционального тепла, здесь делятся друг с другом мыслями и переживаниями. Здесь царит согласие, противоречия не скрывают, а пытаются их разрешить. Говорить в семье принято открыто: здесь что говорят, то и думают, ничто не скрывается, никому не надо изворачиваться и лгать. Каждый здесь говорит не только о своих собственных переживаниях, но умеет и выслушать другого. В таких семьях любят смех и юмор, нет злого колючего сарказма, не услышать осуждения всего и всех. Родители здесь уважают и поддерживают друг друга - не очерняют друг друга в глазах ребенка, не подрывают авторитет. И что важно - в этих семьях принято правдиво рассказывать о своих переживаниях вне семьи. Семья, таким образом, превращается в мир, в котором отражается вся жизнь и где все трудности преодолеваются с помощью всех членов семьи.

   Само собой разумеется, что семейный климат меняется; на нем отражаются трудности, с которыми люди встречаются, что здесь не все время стоят солнечные дни. Многое меняется по мере того, как дети подрастают, а силы родителей убывают, они стареют. И все-таки можно говорить о существовании определенного климата, характерного для той или иной семьи, он и составляет то главное, что в большей мере определяет эмоциональное, социальное и другие виды развития ребенка.

   Одна из важнейших сторон воспитания ребенка - это различная степень эмоционального участия, авторитетности и контроля за воспитанием детей, и, наконец, - это степень участия родителей в переживаниях детей. Холодное, эмоционально нейтральное отношение к ребенку неблагоприятным образом отражается на его развитии, оно тормозит его, обедняет, ослабляет. В то же время эмоциональное тепло, в котором ребенок нуждается так же, как и в пище, не следует выдавать в избыточном количестве, заваливая малыша массой эмоциональных впечатлений, привязывая его к родителям в такой мере, что он становится неспособным оторваться от семьи и начать жить самостоятельной жизнью. Здесь важен комплексный подход.
   В социальном плане ребенок лучше всего развивается таким образом, что ставит себя на место того, кого он считает авторитетным, мудрым, сильным, нежным и, любящим. Ребенок отождествляет себя с родителями, имеющими эти ценные качества, старается подражать им. Лишь родители, пользующиеся авторитетом у своих детей, могут стать для них таким примером. Важно, правда, чтобы это был естественный авторитет, основанный на большом опыте, мудрости, силе и доброте, чтобы послушание ребенка было добровольным и сознательным. Для малыша, который большую часть времени проводит с матерью, она является естественным и необходимым авторитетом. Ребенок постарше уже понимает структуру семьи и способен понимать дополняющие друг друга роли родителей.   Самое главное в семейных отношениях - отношения между супругами, их взаимодополняемые роли и их единая линия в воспитании ребенка, когда ни один из них не подрывает ни авторитета, ни любви другого. Ребенок учится многое понимать таким образом, что ему ясно дают знать, что является правильным, а что - нет: он нуждается в поощрении, признании, похвале или иной форме одобрения в случае, если он поступает правильно, и в критике, несогласии и наказании в случае неправильных поступков. Дети, которых хвалят за хорошее поведение, но которых не наказывают при неправильных действиях, обычно учатся всему более медленно и с трудом. При этом не следует забывать, что положительные эмоциональные переживания должны преобладать над отрицательными в процессе воспитания детей, поэтому ребенка следует чаще хвалить и поощрять, чем бранить и наказывать. Но если уже наказание последовало за неправильное действие, поступок, то каждый родитель должен быть последователен и четко придерживаться тому, что было им сказано или сделано в момент наказания. Во-первых, если ребенок наказан, он четко должен понимать за что, иначе наказание теряет свой смысл, во-вторых, «родитель сказал, родитель сделал». Если вы пообещали не выпускать ребенка гулять в течение определенного времени, сдержите свое слово! В противном случае, если при каждом наказании вы будете не следовать своему слову, ребенок быстро это поймет, с того времени ваш авторитет начнет уменьшаться в глазах вашего чада. Каким бы ни было наказание, оно не должно вызывать в ребенке чувство, что он потерял родителей, что его личность унижена и отвергнута. «Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство» (Н. Г. Чернышевский). Ребенок должен знать и чувствовать, что его любят. Плохой поступок он совершил или не очень, но мама и папа любят его таким, какой он есть, просто за то, что он есть! Это очень важное условие в воспитании эмоционально здоровой личности.

   Для того, чтобы воспитать ребенка от родителей требуется много эмоциональных и физических сил. Воспитание-это труд, а воспитание достойного человека – это великий труд. В процессе воспитания родителям необходимо учить ребенка с малых лет самостоятельному, творческому мышлению, помогающему находить новые решения в новых ситуациях, учить его критически относиться к чужим взглядам и мнениям, быть терпимым к мнению других, но принципиальным и требовательным к себе самому. Воспитание ребенка должно стать чем-то большим, чем простой передачей готовых знаний, умений, навыков и стиля поведения. Подлинное воспитание сегодня - это постоянный диалог воспитателя с ребенком, в процессе которого ребенок все в большей мере осваивает способность к принятию самостоятельных решений, что поможет ему стать полноправным членом общества, наполнит его жизнь смыслом.

Подводя итог, хочется еще раз выделить те основные моменты, которые могут помочь родителям в воспитании своего малыша как личности:

1. Подражая своим родителям, ребенок научается базовым приемам общения, реагирования на различные ситуации.

2. Позитивная семейная атмосфера- залог здоровой психики малыша.

3. Положительные эмоциональные переживания должны преобладать над отрицательными в процессе воспитания.

4. Каждый родитель должен быть ответственен за данное ребенку слово.

5. В отношениях между супругами важным является взаимодополняемые роли и единая линия в воспитании ребенка, когда ни один из них не подрывает ни авторитета, ни любви другого.

Ребёнок, окружённый критикой – учится обвинять;
Ребёнок, окружённый насмешками – учится быть недоверчивым;
Ребёнок, окружённый враждебностью – учится видеть врагов;
Ребёнок, окружённый злостью – учится причинять боль;
Ребёнок, окружённый непониманием – учится не слышать других;
Ребёнок, окружённый обманом – учится врать;
Ребёнок, окружённый позором – учится чувствовать вину;


Но в то же время:
Ребёнок, окружённый поддержкой – учится защищать;
Ребёнок, окружённый ожиданием – учится быть терпеливым;
Ребёнок, окружённый похвалами – учится быть уверенным;
Ребёнок, окружённый честностью – учится быть справедливым;
Ребёнок, окружённый безопасностью – учится доверию;
Ребёнок, окружённый одобрением – учится уважать себя;
Ребёнок, окружённый любовью – учится любить и дарить любовь;
Ребёнок, окружённый свободой выбора – учится быть ответственным за свои решения.





Просмотров: 319
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребёнок плохо учится в школе. Что делать родителям?
  • Ребёнок учится на двойки
  • Ребёнок плохо учится
  • Детский сад: за (4) и против: в детском саду ребенок учится быть самостоятельным,
  • Если ребенок плохо учится.
  • Если ребенок плохо учится
  • Если ребенок плохо учится
  • Что делать, если ребенок плохо учится.
  • Если ребенок не хочет учится... вдохновенье от учебы
  • Что мне делать, если взрослый ребенок ни учится, ни работает
  • Мама учится или работает. Травма для ребенка?
  • Ребенок не хочет учится.
  • Ребенок не хочет учится
  • Ребенок плохо учится. Что делать?
  • Почему ребенок плохо учится?
  • Топ-4 почему ребенок учится хуже, чем может
  • «Живая и мертвая вода» образования или почему Ваш ребенок плохо учится?
  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • Мой ребенок непоседа! Воспитание гиперактивного ребенка.
  • Родительские установки в воспитании... (или я родитель, он ребенок... я решаю каким он должен быть)
  • Воспитание ребенка с СДВГ: общие рекомендации для родителей
  • Если ребёнок потерялся? Это должен знать каждый! Рекомендации психолога
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Родители не обязаны быть едины в вопросах воспитания ребенка
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Трудный ребёнок. Про родителей и детей.
  • Ребёнок идёт в школу: основные переживания родителей
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • Когда муж не глава семьи, а ещё один ребёнок
  • Душа учится любить любого человека. Без условий



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь