Адаптация первоклассника к школе

Адаптация первоклассника к школе

Адаптация к школе, наступает у ребенка задолго до поступления в учреждения образования. Компетентность родителей в вопросах подготовки ребенка к школьному обучению, влияет на дальнейшее успешное обучение ребенка в школе и возможность благополучного протекания адаптации в первое полугодие школьного процесса. Компетентность выражается  в ответах на вопросы о готовности ребенка к школьному обучению, а именно соответствия развития психических процессов к требованиям школьной программы.

Готовность ребенка к школьному обучению предполагает сформированность навыков взаимодействия с социальным окружением, умением строить контакты со своими сверстниками. Также готовность к школьному обучению предполагает соответствие психического возраста ребенка к предъявляемым требованиям учебного заведения. Это фундамент формирования школьной мотивации.

Родителям необходимо такие познания, которые, помогли бы понять какой возраст является оптимальным для поступления ребенка в школу: 6 или 7 лет.  Диагностика уровня развития ребенка, сформированность познавательных способностей ребенка, эмоциональной зрелости, коммуникативной готовности, диагностика развития таких психических процессов, как памяти, мышления, воображения, обеспечат ребенка к успешному протеканию адаптационного периода в школе.

Далее идет этап поступления ребенка в школу, где наиболее важным по времени является первое полугодия обучения. Происходит адаптация ребенка или иначе приспособление к школьному обучению на нескольких уровнях: психологическом, социальном, физиологическом. Ребенок, который смог адаптироваться к школьному обучению с легкостью выполняет предъявляемые ему требования  в школе, строит взаимоотношения со сверстниками на основе эмпатии, сопереживания, с интересом участвует в школьной жизни.

Хочется отметить, то, что адаптация ребенка в школе является обоюдным процессом как со стороны развития и подготовленности самого ребенка, так и приспособление школьной среды к возможностям ребенка.

Приведу некоторые диагностические критерии, которые позволят определить уровень готовности к школьному обучению:

-уровень сформированности речевого развития ребенка;

-уровень выносливости, здесь я подразумеваю усидчивость, внимательность, волевую готовность к преодолению трудностей;

-уровень освоения ребенком дошкольной программы;

-развитие мелкой моторики руки;

-уровень психолого-эмоциональной зрелости ребенка и иное.

Для успешной подготовки к адаптационному периоду школьного обучения, можно воспользоваться играми. Приведу некоторые из них:

1.Игры направленные на формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью. Цель развитие коммуникативных навыков, развитие способности к рассуждению.

а)«Говорить да или нет нельзя». Ребенку в ходе данного упражнения, задаются вопросы: Ты хочешь идти в школу? Ты любишь учиться? Ты любишь, когда тебе читают сказки? Ты любишь смотреть мультфильмы? Ты любишь гулять? Ты любишь играть? Ты хочешь учиться? Ты любишь болеть?

б)«Наоборот». Цель – способствовать развитию у ребенка сообразительности. Детям предлагается называть слова наоборот. Например: грустный – веселый; тихий – шумный.

в)«Кот и лодыри». Цель данного упражнения – привести ребенка к пониманию важности обучения. Детям зачитывается стихотворение С.Я. Маршака «Кот и лодыри», а затем задаются вопросы: -Кто такой лодырь? Назови иначе такого человека.

-Быть лодырем - это плохо или хорошо?

-Что может случиться с лодырем в будущем, когда он вырастет?

-Можно ли пропускать уроки без уважительной причины и почему?

-Зачем люди учатся?

-Зачем дети ходят в школу?

Литературу которую, можно использовать для ознакомления с данной темой:

1.Бабкина, Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Н.В. Бабкина. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 144 с.

2.Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Е.И. Афанасьева, Т.В. Азарова, Н.Л. Ваильева. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 352 с.

3.Забрамная, С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолога – педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. – М.: Новая школа, 1998. – 144 с.: ил.

4.Мухина, В.С. Шестилетний ребенок в школе: книга для учителя / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1990. – 175 с.

5.Налчаджян, А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / А.А. Налчаджян. – М.: Эксмо, 2010. – 368 с.

 

 

 

 



Просмотров: 385
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • диагностика готовности ребенка к школьному обучению и профилактика школьных трудностей
  • Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
  • Готовность ребенка к школьному обучению
  • Справка о готовности ребенка к обучению в школе
  • Готовим ребенка к обучению в школе. Самооценка
  • Готовим ребенка к обучению в школе. Моторика рук
  • Готовим ребенка к обучению в школе. Интересные факты
  • Готовим ребенка к обучению в школе. Хорошая ли у него память?
  • Зачем нужна диагностика готовности ребенка к школе?
  • Развитие речи ребенка как условие успешного обучения в школе
  • Адаптация ребенка к школе
  • Адаптация ребенка в школе
  • О готовности ребенка к школе
  • Еще раз о готовности ребенка к школе.
  • Готовим ребенка к обучению в школе. Память - это не просто память
  • Как определить готовность ребенка к школе?
  • Психологическая готовность к школе ребенка
  • Адаптация ребенка к внешним изменениям условий: к детскому саду, к школе.
  • Готовность ребенка к школе. Что нужно знать родителям?
  • Готовность ребенка к школе.
  • Готовность ребенка к школе.
  • Влияние отношений к ребенку в семье на готовность ребенка к школе.
  • Готовность ребенка к школе: тест
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Готовность к школьному обучению. А где же сам Ребенок?
  • Готовность ребенка к школе (книги рекомендует психолог)
  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • Ответы детского психолога. Готовность к школьному обучению
  • Взаимосвязь перинатальных факторов и психологической готовности к обучению в школе.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь