Самодисциплина или насилие над собой?

Тема статьи появилась, когда я заметил, что довольно часто мне стали задавать вопросы о соотношении уровня саморегуляции и уровня самоограничения. Мне показалось, что неплохо было было бы осветить эту тему подробнее. Собственно, пример такого вопроса:

«многие психологи пишут, что важно удовлетворять свои потребности и реализовывать желания, а я вот, например, часто хочу просто поваляться на диване или сходить с друзьями в бар, а еще часто не хочу работать, не смотря на то, что проект нужно было сдать еще вчера – так если я все эти желания постоянно буду реализовывать, меня просто уволят и я ничего не добьюсь!» 

Действительно, если обратиться к нашему опыту, серьезные достижения невозможны без упорной и планомерной работы. Понятно, что при этом ради достижения более глобальной и отдаленной цели порой есть смысл отказывать себе в удовлетворении некоторых сиюминутных, которые с глобальной целью не согласуются.

С другой стороны, в таком порыве легко забыть, что «жизнь – это не выстрел из пушки», и что все те мгновения, что вы трудитесь над достижением вашей великой цели, имеют собственную ценность и наполнение. Чем они являются – жизнью или подготовкой к жизни – определяется как раз в наличии или отсутствии реализации чувств и желаний.   

Кроме того, эмоции, не имеющие разрядки, часто приводят к росту напряжения и, в конечном счете, психосоматическим расстройствам.

Таким образом, проблема звучит так: как человек может управлять собой и своими чувствами, не проигрывая в качестве жизни и не страдая от чрезмерных запретов?

Чтобы найти ответ на этот вопрос, давайте разберемся, каким образом вообще мы можем контролировать себя. В психологии этот вопрос называется проблемой волевой регуляции, которая осуществляется посредством волевого действия.

Мы прибегаем к волевому действию в двух случаях – когда мы желаем снизить наше побуждение к чему-либо (самоограничение) и когда это побуждение желаем повысить (самомотивация).

Сам механизм волевого действия (по В.А. Иванникову) заключается в изменении и дополнении смысла совершаемого нами действия, а также соотнесения его с другими нашими убеждениями, целями и ценностями.

Воспользуемся примером из вопроса в начале статьи: допустим, в воскресенье вечером я хотел бы сходить с друзьями в бар. Пока я отношусь к своему желанию просто как к факту, у меня нет никаких оснований его не реализовать.

Но если я рискну спросить себя «а зачем я туда хочу?», вариантом может быть много. Например, я иду, чтобы пообщаться с друзьями. Или я иду туда, чтобы выпить. Или я хочу убежать от семьи и работы. Или я хочу найти место, где могу забыться и хоть ненадолго избавиться от переживаний и тревог. Возможно, мне скучно и просто не знаю, чем себя занять.

Итак, за каждым нашим желанием могут скрываться многие смыслы. Причем далеко не все из них отражают наши собственные желания и потребности. Например, я иду, поскольку позвали, а отказаться мне неудобно.

И вот когда я действительно начинаю понимать смысл, стоящий за моим желанием, я наконец-то могу к нему каким-то образом отнестись:

  • Хочу ли я реализовать свое реальное желание именно в такой форме?
  • А нравится ли мне сам стоящий за желанием скрытый мотив? Как я отношусь к нему?
  • Важно ли мне это желание само по себе или я лишь замещаю этим другое, более подлинное желание (находиться в хороших отношениях с женой или развестись с ней, например)?

Но есть и другой путь. Вместо того, чтобы прислушаться к себе и своим желаниям и смыслам, некоторые люди предпочитают управлять своим поведением за счет обращения к чужим желаниям (жена не хочет, чтобы я шел туда, значит не пойду), формальным представлениям о «хорошо» и «плохо», «можно» и «нельзя» («пить вредно, не пойду», «друг не может отказывать друзьям»), общим, лишь декларируемым, но реально не разделяемым ценностям («здоровье», «саморазвитие», причем в таких случаях не понятно, какое реальное место они занимают в иерархии ценностей).

Так вот, когда волевая регуляция осуществляется посредством присвоенных, чужих ценностей, желаний, установок и убеждений и возникает реальное насилие над собой, причиняющее скорее вред. Это происходит потому, что отказывая себе в реализации своих желаний, человек, по существу, ничего кроме временного снижения уровня тревоги (избежал недовольства жены, поступил «правильно») не получает. А часто не получает и его.

Если же эта регуляция происходит за счет соотнесения желания с собственными убеждениями, ценностями, целями, это скорее самодисциплина.

Она не причиняет вреда, поскольку направлена на реализацию подлинных смыслов человека, и, ограничивая себя в чем-то одном, человек реализуется в другом, более важном.

Но это только уровень отношения к самому желанию. А ведь мы еще и соотносим наши желания с их последствиями, особенно в контексте их возможных противоречий.

Например, я хочу пойти в бар, но завтра рано утром мне нужно на работу. И тут встает вопрос – а что для меня значит моя работа? Я работаю, потому что вынужден? Или это мой способ реализации своих профессиональных интересов? Или это место, где много близких мне людей? Насколько я реально увлечен своей работой и не хочу на нее опоздать, или я скорее отношусь к ней формально и не имею право, не должен на нее опоздать?

Волевая регуляция возможна и с той и с другой позиции, но именно с позиции моего искреннего интереса к работе она не будет насилием. Во втором случае я жертвую своим желанием ради того, что мне реально не близко.

Таким образом, настоящая самодисциплина возможна только при хорошем понимании того, что для меня реально важно, близко и значимо. Наполнять свою жизнь теми людьми и занятиями, что отражают именно личные смыслы и интересы – часть ответственности за свою жизнь.

Если человек живет не равнодушно, а определенным образом относится как к своему окружению, так и к своим порывам, у него намного меньше шансов превратить достижение мечты в крестовый поход против самого себя.

Литература:

    Иванников В.А. – психологические механизмы волевой регуляции.  Учебное пособие. – М., 1998


Просмотров: 189
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • Хочу всего и побольше, и чтобы мне за это ничего не было.
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Жизнь женщины: мне не нравится моя жизнь, но я не хочу предпринимать шаги, чтобы что-то изменить
  • Я не знаю, что хочу или куда исчезают наши личные желания.
  • - После смерти хорошие люди попадут в рай. - Почему это так? - Потому что я хороший и хочу туда попасть.
  • «Мне нужно, чтобы кто-то поверил в меня….» или что включает позитивные изменения
  • Что мне делать, когда я должен, мне надо, я не могу, а порой я боюсь, что...?
  • "Хочу я отношений или все-таки не хочу? И если хочу, то что с этим делать?"
  • Это мне? Тебе! А за что? Просто так!
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Родительская ответственность. Или — как мне «заставить» ребенка делать то, что я хочу?
  • Я хочу чтобы муж меня обнимал, не потому что я этого хочу, а потому что он этого хочет...
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Не в того коня сено. Или что же я опять сделала не так!? (Подходит ли он мне?)
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Почему все так? За что мне это?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • Шопинг-терапия или почему мне так важно сейчас что-то купить...
  • И что мне с этим делать? или еще раз о том, как работает терапия
  • Нездоровые желания или "Так хочу, что умираю!"
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Хочу на ручки, или Регресс. Что делать, когда чувствуешь себя маленьким?
  • Новый год! А что если я не могу, не хочу радоваться? А что если я радуюсь, а кажется, что не должен?
  • «Как мне жить?» и «Что мне теперь делать?» или «В Диких условиях» собственной жизни.
  • «У меня никогда не будет той любви, которая мне нужна», или что такое схема* эмоциональной депривации.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь