Психология (не)свободного времени

Данную статью можно было бы также назвать "психология досуга или психология повседневной жизни", однако, как мне кажется, центральное измерение (шкала) данного вопроса состоит в свободном или несвободном времени повседневной жизни человека. 

Все мы так или иначе мыслим через призму своего эго, своего опыта, в независимости от уровня теоретических знаний в области психологии. Так и мне было не актуально рассматривать вопрос свободного времени, так как свобода казалась абсолютным благом. Однако психотерапевтическая практика и наблюдение за повседневной жизнью людей привела к интересным замечаниям. 

Возьмем для удобства рассмотрения повседневной занятости человека шкалу потребностей Маслоу. Первичные физиологические потребности человека буду касаться всех классов и типов людей, то есть каждый должен будет потратить время на сон, питание, туалет и сексуальную жизнь. Конечно, и здесь могут быть ограничения или запреты. Например, бомж будет искать пищу, воду, место ночлега и это будет для него смыслом жизни, повседневной жизнью. Любому человеку, если он не родился в богатой семье также придется побеспокоиться о том, чтобы найди средства для питания, одежды и жилья, последнее относится ко второму уровню потребностей - потребность в защите. Тогда время человека займется работой. Нравится она ему или нет, в данном случае вторичный вопрос. Если же человек родился в богатой семье или по иной причине имеет полное материальное обеспечение, тогда потребность в защите и в физиологической удовлетворенности может быть закрыта. И тут начинается самое интересное: куда направляется либидо при свободном времени? 

Давайте сначала рассмотрим примеры неврозов, от которых будет легче перейти на обычную психику, так как невроз - это только преувеличенная или извращенная функция психики человека. Невротики, собственно, как и шизофреники, имеют определенную направленность либидо. Обычно это какой-то комплекс или комплексы, на которых зиждется психика, это целая система жизни, в которой есть свои способы удовлетворения либидо и методы приспособления к повседневной жизни. Это может быть, например, страдание от чего-либо, создание проблем, мазохистские мысли или действия, воспитание сотни котов, осознание своего королевского превосходства, навязчивая любовь, различные фобии и многое другое. Но главный признак неврозов и психозов в том, что у них нет проблем со свободным временем - им всегда есть о чем подумать или есть чем заняться. А вот когда уже психотерапевт снимает концентрацию либидо с комплексов, и человек начинает переходить в нормальную жизнь, тогда и появляются проблемы свободного времени. А ради чего теперь жить, чем заниматься, от чего получать удовольствие? Либидо начинает находиться в свободном потоке. И тут человек уже начинает выбирать для себя новые способы самоудовлетворения. 

Первый и самый простой способ - это занять себя повседневной работой официальной или домашней, чтобы быть занятым, значит живущим ради чего-то. Таких бы мы могли еще называть трудоголиками, которые в конечном счете не сильно отличаются от невротиков, хотя в общественном понимании они очень даже правильные люди. Обычно таким людям трудно побыть самим с собой, познать себя. Не далеко от них ушли и те, которые начинают занимать своё время алкоголем, сигаретами, наркотиками и иными вредными формами праздности, обычно такое себе могут позволить как раз-таки те, у кого на это есть материальные возможности. Если мы возьмем обычного "идеального" рабочего человека, то его повседневность состоит в среднем 8 часов сна + 8 часов работы + 3 часа удовлетворения первичных потребностей +2 часа на дорогу + 3 часа досуга, которые он может провести с семьей или отдохнуть, + два дня выходных. Конечно, у каждого отдельно может быть разный распорядок дня. Обычно 3 часа после работы люди тратят на отдых, а не на развитие, так как устают после работы, также и с выходными днями. Современное общество придумала целую кучу вариантов, куда можно направить своё либидо, на что потратить свой досуг. 

Исторические сравнения. 
- Родоплеменное общество. Все люди всегда были чем-то заняты, из-за низкой производительности труда каждый вносил свой вклад в благополучие коллектива. Однако и тогда уже появились первые религии, обряды, искусство и другие способы время провождения, кроме труда для удовлетворения первичных потребностей. 
-Первобытно-общинное общество. Производительные силы стали выше, появился излишек продуктов, а также появилось и лишнее время для досуга. Однако в таком общество свободное время принадлежало только правящему классу. Тогда появляются философы, поэты, певцы, художники, проститутки, религиозные служители и другие представители удовлетворения свободного времени. 
-Феодальное общество. Тоже самое, что и в рабовладельческом с точки зрения владельцев времени и их досуга, однако немного свободного времени появилось у угнетенного класса, у крестьян. Появляется крестьянская культура проведения свободного времени. Конечно, на это также сильно влияла религия. 
-Капиталистическое общество. На первых этапах развития капитализма у рабочих практически не было свободного времени, поэтому они его тратили сразу же на отдых для снятия напряжения от чрезмерного труда. Однако с развитием производительных сил и движений в защиту прав рабочих появляется свободное время и у угнетенного класса. 

Причем в современности это свободное время отличается тем, что теперь человек потерян в свободе выбора своего досуга. Теперь нет обязательной религии или обязательного отдыха, остались только некоторые официальные праздники, однако сейчас всё направленно на индивидуализацию человека, причем в самом себе он находит скорее страх одиночества. Если сравнить с СССР, то там с самого детства и до старости человеку давались возможности для удовлетворения, как первичных потребностей, так и всех высших по пирамиде Маслоу. Это раскрывало больше возможностей для нахождения самости или самоактуализации человека. А при капитализме мы имеем, как рабочего, который может удовлетворить первичные потребности только через работу, так и представителя правящего класса, который потерян в выборе смысла жизни. Каждый человек пытается найти пристанище для психологической энергии (либидо), однако именно свободное время даёт возможность развития. 

Это только краткое изложение данной темы.....



Просмотров: 371
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (2: Субъективное время)
  • Бегущие от свободного времени
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (5: Основные концепции пси-времени)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (3: Теории репрезентации времени)
  • Время- главный ресурс жизни человека
  • Психология времени, гл. 5: Социальная психология времени (1: Понимание социального времени)
  • Время жизни человека
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (5)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (1)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (2)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (4)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (3)
  • Время и наше отношение к времени.
  • Психология времени, гл. 7: Методы исследования субъективного времени (1)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (5: Иллюзии восприятия времени)
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Права свободного человека
  • Психология времени, гл. 2: Проблематика психологии времени (2)
  • Психология времени, гл. 2: Проблематика психологии времени (1)
  • Современное общество, время и коммуникация (часть I)
  • Современное общество, время и коммуникация (часть III)
  • Современное общество, время и коммуникация (часть II)
  • Борьба за время: 3 способа увеличить капитал времени для достижения целей
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология процессов восприятия и оценки времени (3: Ритм и эмоции)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология процессов восприятия и оценки времени (1: Теории)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (2: Закономерности и нарушения)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (4: Временные ускорения)
  • Как влияет современное общество на психику человека?
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (1: Базовые термины)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация времени (4: Пси-возраст, перспектива, таймфреймы и др)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь