|
Современное общество, время и коммуникация (часть III)Автор статьи: Виктор Владимирович Гордеев
Уважаемые коллеги, уважаемые читатели! Для тех, кто по каким либо причинам не знаком с первой частью статьи - вот ссылка: https://www.psyoffice.ru/article/vremya_i_kommunikaciya/ а для тех, кто не знаком со второй частью статьи - вот ссылка: https://www.psyoffice.ru/article/109177/ Если вернуться к трем ранее рассмотренным вариантам коммуникации, то можно констатировать, что опыт реализации всех трех вариантов, есть практически у каждого взрослого человека - противостояние, избегание и приспособление. В жизни подавляющего большинства наверняка есть опыт, когда на партнера приходилось «давить» для реализации задуманного. Опыт, когда в силу обстоятельств приходилось приспосабливаться к партнеру и реализовывать его задачи тоже наверняка имеется. Что касается опыта, связанного с избеганием, без него тоже не обошлось. Вариант, когда партнерам удавалось договориться и обоюдно реализовывать, предмет договоренности носит название «компромисс» или «консенсус». Компромисс. Безусловно реализация такого варианта присутствует в коммуникационном опыте подавляющего большинства людей. Анализ данного варианта будем проводить, как и раньше с позиции «Я» в коммуникационной связке «Я - партнер». (См. Рисунок) Одна из ошибок многих в варианте «компромисс» позиционному раскладу давать оценочный вариант «выиграл — выиграл». На первый взгляд это именно так. Противостояния нет, приспособление отсутствует, об избегании и речи нет. Партнеры нашли компромисс или пришли к консенсусу. Однако это еще не все. Для позиции «Я» чтобы достичь компромисса необходимо сознательно отказаться от части своих устремлений в коммуникации с данным партнером с целью реализации части устремлений партнера. Партнеру необходимо сделать тоже самое. Таким образом обоюдное сознательное решение об отказе от части своих устремлений в коммуникации с партнером с целью реализации цели, устраивающей обе стороны есть не что иное, как компромисс. Поскольку отсутствие возможности реализации части своих устремлений в коммуникации с партнером приводит к отказу от их реализации, позиционный расклад для компромисса нельзя считать однозначно выигрышным для каждого из партнеров. Отсутствие возможности реализовать свои устремления есть не что иное, как проигрыш. Поэтому для связки «Я - партнер» в варианте «компромисс» позиционный расклад выглядит следующим образом: «проиграл/выиграл – проиграл/выиграл», (П/В-П/В). Некая дробь, в которой чем числитель-проигрыш больше, тем знаменатель-выигрыш меньше и как следствие минимальный коммуникационный результат. Например, на одной из пресс-конференций каждая из сторон подтвердила, что в ходе диалога удалось достичь компромисса, поскольку обе стороны признали наличие некой общей проблемы, решение которой они отложили на некоторое время. Данный пример позволяет предположить, что в основе коммуникации в ходе переговоров для каждой из сторон была лишь одна цель – сохранить возможность дальнейшего взаимодействия и именно эту задачу реализовывал каждый из партнеров по коммуникации. У варианта коммуникации под названием «компромисс» есть еще одна особенность. Чтобы ее понять необходимо проанализировать коммуникацию с позиции временного компонента. А как долго способен человек отказываться от реализации части своих собственных устремлений в коммуникации с конкретным партнером? Анализируя коммуникативную перспективу с позиции «Я», возможно несколько вариантов развития событий. Один из вариантов рисует возможность партнерам оказаться в точке «противостояние», где позиция «Я» попытается реализовать свои устремления целиком. Дальнейшая перспектива этого варианта, как показывает ранее проведенный анализ, ведет в точку под названием «избегание». Другой вариант предполагает полный отказ «Я» позиции от части своих устремлений в результате чего оба партнера окажутся в точке «приспособление», а далее, когда все это надоест последует разрыв коммуникации и «избегание». Этот же вариант возможен для «Я» позиции сразу из точки «компромисс» если, например, рассмотренные выше два варианта покажутся малоперспективными. В данном варианте для позиции «Я» характерно с одной стороны, относительное доминирование над партнером с возможностью реализовать часть своих устремлений, совпадающих с устремлениями партнера, с другой частичное приспособление и реализация части устремлений партнера совпадающими с частью собственных устремлений. В коммуникации, где изначально заложен отказ от части своих собственных устремлений для каждого из партнеров контроль коммуникации нельзя считать стопроцентным поскольку каждым из них может быть осуществлен разрыв коммуникации в любой момент. На этом анализ коммуникативной перспективы не заканчивается. Есть возможность реализации еще одного варианта, который и будет анализироваться далее. Реализация этого варианта — это большое искусство и название ему - «сотрудничество». Сотрудничество. Этот вариант коммуникации очень часто путают с вариантом под названием «компромисс». Более того иногда слова «компромисс» и сотрудничество считают словами синонимами, обозначающими один и тот же вариант коммуникации, а это на самом деле не так. Анализируя этот вариант с позиции «Я» следует отметить, что в данном варианте, как и в варианте «противостояние» устремления «Я» реализуются полностью, с той лишь разницей, что, наряду с этим устремления партнера по коммуникации не игнорируются, а реализуются в полном объеме.
На первый взгляд это может показаться невозможным, однако примеров этому масса и вот один из них, например, ситуация в которой клиент находится в коммуникационном контакте с психологом. В самом первом приближении задача клиента, что называется «излить душу», а задача психолога – выслушать. Задача клиента – получить рекомендации, а задача психолога – эти рекомендации на выбор предложить клиенту для реализации. И все эти очевидно разные по своей сути задачи реализуются в рамках сотрудничества обеими сторонами с высокой долей эффективности. Иногда люди даже не понимают, почему в одном случае коммуникация выстраивается конструктивно, а иногда результат носит деструктивный характер. На самом деле все очень просто с одной стороны и не очень просто с другой. Здесь ключевыми моментами являются несколько положений характерных для позиции «Я», а именно:
Если реализовывать в жизни все эти моменты, сделав их фокусом своего внимания, то качество Вашего общения с другими людьми улучшится в разы, но в принципе Вы можете этого и не делать, если для Вас не Важен результат коммуникации. В заключении всего цикла статей хочется привести общий сравнительный анализ возможных вариантов, в отдельной таблице:
Вот пожалуй а все, что я планировал рассказать на тему эффективного общения во времени и использования для достижения новых личных побед,. Делайте комментарии к этой статье! Время еще есть! Действуйте! Улучшайте результативность своего общения! Всем Новых Личных Побед! С уважением ко всем читателям, В. В. Гордеев P.S. Я решил поработать с несколькими специалистами, чтобы помочь преодолеть "День сурка" и получить план изменений в своей жизни на 1 год в рамках одной бесплатной диагностической консультации. Осталось уже 7 мест. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|