|
Помехи и шумы коммуникации, или что нам мешает услышать друг другаАвтор статьи: Савина Елена Николаевна
«Помехой называется стороннее возмущение, действующее в системе передачи и препятствующее правильному приему сигналов» (Из учебника физики) Если провести аналогию с радиосигналами и законами физики, наши мысли, чувства, которые мы хотим передать другому, часто доходят до него в искаженном виде, с помехами. Причин этих коммуникативных шумов множество: недостаток компетенций, разные взгляды и убеждения, эмоциональные барьеры… По данным исследований каждый человек интерпретирует полученную информацию в зависимости от личных убеждений и интересов. Когда мы слушаем другого, мы начинаем анализировать смысл сказанного. А как мы это делаем? Мы пропускаем слова оппонента через свой опыт. Но ведь это наш опыт! Давайте обозначим разницу в смысле слов «слушать» и «слышать». «Слушать» предполагает, что мы внимаем собеседнику, не перебивая его и помогая выражением лица, жестами выразить свою мысль. При этом мы еще можем думать о чем-то своем. «Слышать» это значит вникать в содержание послания, прочувствовать и понять то, о чем говорит партнер по общению, не придумывая своего смысла и не создавая видимость слушания. Все на первый взгляд просто и сложно одновременно. Поговорим о языке, как средстве коммуникаций. Мы осуществляем коммуникации между собой посредством языка. Язык – это коммуникативный код всех людей, независимо от национальности. Слова - передающие средства языка, отражают опыт, сами опытом не являясь. В целом язык – это воспроизведение опыта. Можно провести аналогию с «меню на ужин». Вы точно не наберете лишних килограммов, поглощая слова из меню. При слове «салат» у кого-то в воображении появляется трава, у кого-то фруктовый микс, приправленный взбитыми сливками, а у кого-то популярный «Цезарь». Возможно, вы даже ощутите вкус любимых блюд во рту, но это не будет реальной едой. Меню – это всего лишь описание любимых блюд. То есть язык – это отражение опыта, как меню – отражение обеда, фотография – отражение человека. Язык – это не опыт. Каждый человек наделяет слова смыслом исходя из особенностей своего опыта. Человек не может буквально передать свой опыт другому. Для того чтобы понять собеседника, нужно перейти от слов к смыслу. А для этого мы должны задавать вопросы. Если мы заблудились, мы начинаем спрашивать прохожих, как нам добраться до «пункта В». Теряя понимание и нить в коммуникации, мы очень часто не понимаем, что «заблудились», и не знаем, как найти смысл. Например, когда нам что-то не нравится, мы начинаем активное самокопание или поиск внешних объяснений возникшим обстоятельствам. Парень говорит своей подруге «Я не готов к семейным отношениям». Она уходит, хлопнув дверью, и начинает искать причину в себе: со мной что-то не так, я ему не подхожу, он ищет себе более достойную партию. Она ломает голову, что же ей нужно изменить в себе, для того, что бы сохранить отношения. Парня воспитали с убеждением, что семьей можно обзаводиться, только когда «встанешь на ноги»: квартира, машина и прочее. Да если честно, он и не нуждается пока в семье. Ему и так хорошо живется. И девушка устраивает. А может быть устраивала… Или такой пример: парень говорит девушке: «Мне с тобой хорошо, как ни с кем». Она слышит в его словах: «Я готов прожить с тобой всю жизнь». И уже подыскивает в мечтах свадебное платье. А он просто поделился с ней своим состоянием «здесь и сейчас». Поняв своего молодого человека, девушка тоже могла бы насладиться этим состоянием, но, увы, она предпочла мир иллюзий. Если бы эта пара правильно общалась, несомненно, стала бы счастливее. Ведь доказано, что ощущение счастья коррелируется с присутствием сознания в настоящем. По результатам последних исследований ученые - психологи пришли к выводу, что несчастными нас делают наши грезы, в которых мы проводим 46,9% своего времени, выпадая из настоящего. «Иллюзии привлекают нас тем, что избавляют от боли, а в качестве замены приносят удовольствие. За это мы должны без сетований принимать, когда, вступая в противоречие с частью реальности, иллюзии разбиваются вдребезги» (З. Фрейд). Говоря о коммуникативных шумах нельзя не затронуть эмоциональную сферу. Эмоции относятся к жизненно важному снаряжению, которым снабдила нас эволюция. При умелом обращении с ними, мы имеем возможность в сотые доли секунды оценивать ситуации и людей. Если эмоции полностью овладевают нами, они могут причинить значительный вред. Способность распознавать, контролировать свои и чужие чувства называется эмоциональным интеллектом. Если в детстве, по каким либо причинам человек усвоил, что сообщать о своих чувствах, например, стыдно, или о его чувствах не слышат, они никому не интересны, то велика вероятность, что он принесет этот горький опыт в отношения. В конфликте с таким оппонентом очень сложно найти общий язык. Этот человек не станет сообщать своему партнеру по общению о том, какие его действия вызывают дискомфорт. На подобные действия у него наложен запрет. Люди с низким эмоциональным интеллектом не способны в полной мере к эмпатии, которая является важнейшим компонентом для построения конструктивного диалога. «Эмпатия - осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания». Для того чтобы услышать собеседника, прежде всего, нужны душевные силы, желание и время. И конечно труд. Способность чувствовать другого человека не возникает сама по себе. Это качество можно и нужно развивать. Для этого необходимо сначала организовать встречу с самим собой, понять насколько ты способен чувствовать и слышать другого человека. И тогда все помехи пролетят мимо, уважая ваше стремление к взаимопониманию и гармонии. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|