Первая встреча «психолог-клиент», в своем роде, определяющая встреча. «Иначе говоря, клиент ищет информацию, чтобы ответить на вопрос: «Является ли этот человек добрым; тем, кому я могу доверять; кто поймет меня; тем, с кем я смогу работать и кто сможет мне помочь?»
Терапевт, в свою очередь, ищет ответ на вопрос: «Является ли этот человек тем, кого я могу ценить; кого я могу понять; тем, кто доверяет мне; с кем я могу работать и кому я могу помочь?» Терапевт также задается вопросом: может ли другой быть для него источником личной угрозы?
Иначе говоря, и терапевт, и клиент, до того как они начнут совместную работу над терапевтическими целями, должны весьма быстро достичь некого начального понимания незнакомца, оказавшегося перед ним. Этот по большей части скрытый процесс взаимного познания происходит в значительной степени на уровне считывания невербальных сигналов».
Визуальный контакт, мимика, позы, жесты, смех и юмор, дистанция во взаимодействии, а также паузы и молчание — это те невербальные сигналы, которые влияют на качество контакта и качество отношений при первой встрече. И после нее. Сложность состоит в том, что они спонтанны, и, их трудно контролировать. «Язык тела не только передает то, что мы хотим выразить, но и выдает то, что мы хотели бы утаить».
Еще, немного о паузах. Начинающий психолог может трактовать паузы, как то, что угрожает и подвергает сомнениям его профессиональную компетентность. «В результате появляется желание сказать или спросить хоть что-нибудь, лишь бы прервать молчание. Обычно в таких случаях терапевт задает не самый лучший вопрос, который, как правило, не развивает течение беседы». Стоит обратить внимание, что процесс терапии может превратиться в говорение или избегание/заполнение пауз. «...терапевт может исправить ситуацию, предложив клиенту при очередной паузе помолчать и сосредоточиться на внутренних переживаниях». И в то же время, долгая пауза при первой встрече вызывает раздражение и поднимает напряжение. В этом случае (впрочем, как и в каждую минуту консультации) у психолога задача понять, что за этим стоит (раздражение, задумчивость или страх), на что укажет поза, мимика, расположение в пространстве, жесты.
Невербальные сигналы помогают настроиться на клиента, лучше его понять и установить качественный контакт для развития продуктивных терапевтических отношений.
Подробнее об этом можно прочитать в статье "Невербальные аспекты терапевтической коммуникации" Ягнюк К.В. журнала практической психологии и психоанализа №2,2014. http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=3631&sphrase_id=44135
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.