|
дисфункциональные коммуникации в семьеАвтор статьи: Прилепский Никита Олегович
В парадигме системной семейной терапии любой симптом (мишень терапии) является проявлениями дисфункциональных коммуникаций между членами семьи. Подразумевается, что данные коммуникации возникают в виде квази-реакций на стресс. Вирджиния Сатир выделила 4 формы таких коммуникаций:
а)слова произносятся, соглашаясь, извиняясь, утрированно доброжелательно, никогда требовательно. б)голос: тихий, плаксивый, осторожный, подавленный. в)манера себя держать: большей частью осторожная, тихая, вплоть до робкой, чуткая тактичная. г)тело: плечи опущены, одна рука открыто лежит на колене, дыхание малоамплитудное и тихое. д)синтаксис: частое употребление ограничений (когда, если, только, совсем, как раз) и частое использование сослагательного наклонения (мог бы, стал бы) е)личностные характеристики: личность, облекающая свою коммуникацию преимущественно в примирительную форму, отличается чувством беспомощности и малоценности. Данная личность имеет слабовыраженные личностные границы, потому не представляет себя без кого-либо. Без значимого другого такой человек ощущает себя НИЧЕМ, используя для этого стратегию УГОЖДАТЬ партнёру. Для тех, кто читал про стуктуру личности в транзактном анализе и функциональный анализ личности: уверен, что вы сразу заметили, что у личности с таким стилем коммуникации преобладает состояние адаптивного ребёнка. В таком состоянии характерны часто возникающее чувство ВИНЫ. Такая личность может быть инициатором "игр", находясь в позиции жертвы" и побуждать партнёра помогать, защищать если для него(партнёра) характерна роль СПАСАТЕЛЯ(одна из ролей в треугольнике Карпмана, напишу о нём позже) или наоборот будет вызывать гнев, презрение и требовательность, тогда это будет проявлениями роли ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЯ. Также для такого поведения характерна экзистенциальная позиция: Я-Ты+ 2.Обвиняющая (требовательная, окружающая): а)слова произносятся, не соглашаясь; требуя, обвиняя, прерывая, с превосходством. б)синтаксис: в речи часто встречаются категоричные обобщения ("каждая", "никто", "никогда", "каждый раз"). Используются вопросы с негативной формулировкой: "Почему ещё не сделал?"; "Почему так получается, что не можешь?"). Часто некорректно передаются или связываются временные и ситуативные контексты. в)голос: громкий, чёткий, резкий, твёрдый, даже пронзительный. г)манера поведения: обвиняющий характер поведения. На самом деле ответы на поставленные вопросы совершенно не интересуют. д)тело и дыхание: человек наклоняется вперёд, часто руки скрещены на груди и указывающий палец. Дыхание интенсивное или задерживается. Для тех, кто читал про стуктуру личности в транзактном анализе и функциональный анализ личности: у использующего такой стиль коммуникации преобладает психическая активность в состоянии негативного Контролирующего родителя. Закономерными реакциями на такое поведение будут страх, вина, отгороженность,что описывает личность в предыдущем пункте, или гнев, ярость и раздражение. В случае взаимной агрессии возникнет "силовая игра", то есть стремление каждого участника конфликта заставить действовать или думать оппонента по собственному желанию. Также для такого поведения характерна экзистенциальная позиция: Я+Ты-
3.Интеллектуализирующая (рационализирующая): а) слова:разумные, объясняющие, оправдывающие, разговор часто идёт о "хорошем" и "плохом". б) синтаксис: устранение представления о содержании пережитого (т.е. отсутствует субъект). Используются такие языковые формы, демонстрирующие избыточное рассуждение, вместо проживания ситуаций. Наблюдается отсутствие включённости в беседу, в речи изобилие номинализаций. в) голос: монотонный, однотипный, отсутствует наличие и изменение интонационного ряда. г) тело: крайне малоподвижно. д) характеристика личности: зачастую бывает в данной ситуации несколько вариантов. Первый вариант подразумевают личность со скудным эмоциональными осознанием своих и чужих чувств и переживаний. В свою очередь другой вариант является копинг-стратегией, то есть попыткой справиться со стрессом в коммуникации. Во втором варианте будет проявление таких защит, как интеллектуализация и рационализация. При этом личность будет на самом деле в детской позиции, испытывая страх и тревогу. Человек, который участвует в коммуникации такого стиля с другой стороны, может чувствовать себя скучно или ощущать глупым. Также появляется ощущение, что на большой промежуток времени отведена пассивная роль. В таком случае, беседа становится трудной, утомительной и напрягающей. Беседа начинает становиться похожей на одиночное выступление. 4.Отклоняющая (избегающая, отстраняющаяся): а) слова: речь при такой коммуникации зачастую не имеет отношение к сути, похоже на некое шоу, очень часто происходит смена тем и акцентов, избегается любая конкретика. б) тело: движения хаотичны, направления действий часто изменяются. Всё это протекает очень ярко и броско, порой весьма неестественно. в) характеристика личности: у личности, использующей такой стиль коммуникации,наблюдается амбивалентность, то есть два противоположных импульса. С одной стороны имеется стремление к контакту и одновременно страх перед ним, переживание одиночества и бессмысленности, крайняя боязнь чувств. Таким образом единственная цель: отклонить контакт.
Одним из самых важных не только в системной семейной терапии, но и транзактном анализе является понимание метакоммуникации. Метакоммуникация - это сообщение о сообщении. Ведь зачастую происходит, что вербально человек выражает одно, а невербально иное. Такую коммуникацию называют "скрытой транзакцией" в транзактном анализе или "двойной ловушкой". Зачастую именно такая коммуникация оказывает сильнейшее влияние на формирование психопатологии, психотравм и иных психологически пагубных процессов. Стоить отметить, что дисфункциональная коммуникация может решать ряд важных задач в межличностном взаимодействии, которые могут и не иметь дисфункциональный характер. Уверен, что особенности, описанных выше коммуникаций, позволят вам отслеживать то, что происходит в вашей семье или иных отношениях вашей жизни.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|