дисфункциональные коммуникации в семье

В парадигме системной семейной терапии любой симптом (мишень терапии) является проявлениями дисфункциональных коммуникаций между членами семьи. Подразумевается, что данные коммуникации возникают в виде квази-реакций на стресс.

Вирджиния Сатир выделила 4 формы таких коммуникаций:

  1. Угодливая(примирительная, смягчающая, умиротворяющая, успокаивающая). Выделяются следующие признаки такой коммуникации:

а)слова произносятся, соглашаясь, извиняясь, утрированно доброжелательно, никогда требовательно.

б)голос: тихий, плаксивый, осторожный, подавленный.

в)манера себя держать: большей частью осторожная, тихая, вплоть до робкой, чуткая тактичная.

г)тело: плечи опущены, одна рука открыто лежит на колене, дыхание малоамплитудное и тихое.

д)синтаксис: частое употребление ограничений (когда, если, только, совсем, как раз) и частое использование сослагательного наклонения (мог бы, стал бы)

е)личностные характеристики: личность, облекающая свою коммуникацию преимущественно в примирительную форму, отличается чувством беспомощности и малоценности. Данная личность имеет слабовыраженные личностные границы, потому не представляет себя без кого-либо. Без значимого другого такой человек ощущает себя НИЧЕМ, используя для этого стратегию УГОЖДАТЬ партнёру. 

Для тех, кто читал про стуктуру личности в транзактном анализе и функциональный анализ личности:

уверен, что вы сразу заметили, что у личности с таким стилем коммуникации преобладает состояние адаптивного ребёнка. В таком состоянии характерны часто возникающее чувство ВИНЫ. Такая личность может быть инициатором "игр", находясь в позиции жертвы" и побуждать партнёра помогать, защищать если для него(партнёра) характерна роль СПАСАТЕЛЯ(одна из ролей в треугольнике Карпмана, напишу о нём позже) или наоборот будет вызывать гнев, презрение и требовательность, тогда это будет проявлениями роли ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЯ.

Также для такого поведения характерна экзистенциальная позиция: Я-Ты+

 2.Обвиняющая (требовательная, окружающая):

а)слова произносятся, не соглашаясь; требуя, обвиняя, прерывая, с превосходством.

б)синтаксис: в речи часто встречаются категоричные обобщения ("каждая", "никто", "никогда", "каждый раз"). Используются вопросы с негативной формулировкой: "Почему ещё не сделал?"; "Почему так получается, что не можешь?"). Часто некорректно передаются или связываются временные и ситуативные контексты.

в)голос: громкий, чёткий, резкий, твёрдый, даже пронзительный.

г)манера поведения: обвиняющий характер поведения. На самом деле ответы на поставленные вопросы совершенно не интересуют. 

д)тело и дыхание: человек наклоняется вперёд, часто руки скрещены на груди и указывающий палец. Дыхание интенсивное или задерживается.

Для тех, кто читал про стуктуру личности в транзактном анализе и функциональный анализ личности:

у использующего такой стиль коммуникации преобладает психическая активность в состоянии негативного Контролирующего родителя. Закономерными реакциями на такое поведение будут страх, вина, отгороженность,что описывает личность в предыдущем пункте, или гнев, ярость и раздражение. В случае взаимной агрессии возникнет "силовая игра", то есть стремление каждого участника конфликта заставить действовать или думать оппонента по собственному желанию.

Также для такого поведения характерна экзистенциальная позиция: Я+Ты-

 

3.Интеллектуализирующая (рационализирующая):

а) слова:разумные, объясняющие, оправдывающие, разговор часто идёт о "хорошем" и "плохом".

б) синтаксис: устранение представления о содержании пережитого (т.е. отсутствует субъект). Используются такие языковые формы, демонстрирующие избыточное рассуждение, вместо проживания ситуаций. Наблюдается отсутствие включённости в беседу, в речи изобилие номинализаций.

в) голос: монотонный, однотипный, отсутствует наличие и изменение интонационного ряда.

г) тело: крайне малоподвижно.

д) характеристика личности: зачастую бывает в данной ситуации несколько вариантов. Первый вариант подразумевают личность со скудным эмоциональными осознанием своих и чужих чувств и переживаний. В свою очередь другой вариант является копинг-стратегией, то есть попыткой справиться со стрессом в коммуникации. Во втором варианте будет проявление таких защит, как интеллектуализация и рационализация. При этом личность будет на самом деле в детской позиции, испытывая страх и тревогу. 

Человек, который участвует в коммуникации такого стиля с другой стороны, может чувствовать себя скучно или ощущать глупым. Также появляется ощущение, что на большой промежуток времени отведена пассивная роль. В таком случае, беседа становится трудной, утомительной и напрягающей. Беседа начинает становиться похожей на одиночное выступление.

4.Отклоняющая (избегающая, отстраняющаяся):

а) слова: речь при такой коммуникации зачастую не имеет отношение к сути, похоже на некое шоу, очень часто происходит смена тем и акцентов, избегается любая конкретика.

б) тело: движения хаотичны, направления действий часто изменяются. Всё это протекает очень ярко и броско, порой весьма неестественно. 

в) характеристика личности: у личности, использующей такой стиль коммуникации,наблюдается амбивалентность, то есть два противоположных импульса. С одной стороны имеется стремление к контакту и одновременно страх перед ним, переживание одиночества и бессмысленности, крайняя боязнь чувств. Таким образом единственная цель: отклонить контакт.

 

Одним из самых важных не только в системной семейной терапии, но и транзактном анализе является понимание метакоммуникации. Метакоммуникация - это сообщение о сообщении. Ведь зачастую происходит, что вербально человек выражает одно, а невербально иное. Такую коммуникацию называют "скрытой транзакцией" в транзактном анализе или "двойной ловушкой". Зачастую именно такая коммуникация оказывает сильнейшее влияние на формирование психопатологии, психотравм и иных психологически пагубных процессов.

Стоить отметить, что дисфункциональная коммуникация может решать ряд важных задач в межличностном взаимодействии, которые могут и не иметь дисфункциональный характер.

Уверен, что особенности, описанных выше коммуникаций, позволят вам отслеживать то, что происходит в вашей семье или иных отношениях вашей жизни.

 



Просмотров: 318
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Нарушения коммуникации или "почему мы любим добрых людей?"
  • Что делать, если у вашей женщины начала часто "болеть голова"
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • Мастер-класс по изготовлению настольной игры "PEXISO" (память, коммуникации, сплочение)
  • "Хроники школьного психолога" Упражнения на коммуникации
  • Некоторые правила коммуникации и упражнение "что говорить"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Почему в отношениях часто появляется "третий лишний"?
  • "Сила чужого слова" или "Почему возникает зависимость от мнения окружающих".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Что на самом деле означают слова мужчины: "Ты мне очень нравишься, но к отношениям я не готов"
  • " Психологические особенности личности тренера и стиль руководства"
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • "Мандрагора" - от слова "мандраж". Опыт избавления от панических атак.
  • Работа с метафорой (упражнение "Моя книга" с набором "Слова и смыслы")
  • "Звездные войны". Возможность предъявления актуальных, часто невыраженных чувств через игру.
  • "Тело все помнит!" или "Почему меня колотит?"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Я такая как есть, и совсем не желаю меняться" (про тело, стыд и изменения)
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Мнение психолога о скандале в "Голос-Дети". Часть 4. Эпилог - "Евровидение"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Алкоголик в семье или почему "горькая" становится "сладкой".
  • "Хроники школьного психолога" Техника "Разговор со сменой позиции"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь