Испорченный телефон - баги коммуникации - часть 1

Автор статьи: Юлия Тарасова

Я много лет работаю с людьми, и каждый день в работе и вне ее мне приходится быть переводчиком внутри одного языка, выискивать за словами людей суть и прояснять запрос. Это касается не только консультирования или терапии. Самые простые вопросы или просьбы людей могут таить за собой совершенно не тот смысл, который оформлен в слова и лежит на поверхности. Часто бывает так, что "испорченный телефон" начинается буквально на первом звене цепочки - первый коряво сформулировал, второй еще более коряво понял, и так далее - искажение смысла происходит в геометрической прогресии. Либо наоборот: нужно сказать что-то простое, а человек добавляет к этому возможную оценку и реакцию слушающего, пытается переформулировать исходя из этого, в итоге заблудился в трех соснах.

- Ты что, рыбу ловишь?
- Не-а... Рыбу ловлю!
- А-а-а... А я думал ты рыбу ловишь!

Самыми полезными в моей работе являются вопросы "зачем", "почему", "какова цель" и установка "не думай за другого".
Я собираю из опыта "баги" - слабые места, в которых коммуникация прерывается или искажается.

1) Вопрос как критика.
Вопрос воспринимается как эмоционально негативно окрашенный, в нем слышится критика, и вместо ответа по существу человек занимает оборонительную позицию.
- Когда будет готов отчет?
- Когда ты повесишь полку?
- Когда твоя мама уезжает домой?
- А вы учились в ВУЗе до того, как пришли к нам работать?
Конечно, за вопросом может стоять самый разный подтекст, но даю зуб - в большинстве случаев вы его не угадали. Проще всего ответить по существу вопроса. Даже если вопрос изначально все же был эмоционально заряжен, не добавляйте туда свою порцию того, что вы подумали, но другой об этом никогда не узнает. Даже троллинг и пассивная агрессия могут завянуть после того, как за вопросом следует ответ буквально по смыслу. Вспомните, как вам слышится вопрос в транспорте "Выходите?" - с такой же эмоциональной окраской отвечайте на другие.
Испорченный телефон  баги коммуникации  часть 1

2) Намеренное действие или бездействие.
Коллега в очередной раз не выполнил задачу в срок. - Да он назло мне это делает!
Соседи по выходным включают громкую музыку. - Они же издеваются!
Ребенок делает уроки медленно и долго. - Он всю кровь мне выпил!
Как часто в чужих поступках или наоборот их отсутствии мы видим намеренное действие и даже агрессию, направленную прицельно на нас. Кажется, будто не может быть другой причины, кроме как это сделано специально и чтобы разозлить окружающих. На самом деле причин может быть огромное множество. Коллега может не владеть навыком в достаточной степени, соседи занимаются танцами или музыкой, а ребенок устает и не высыпается или это его индивидуальная особенность. Если в результате чьего-то решения, действия или бездействия вы чувствуете себя пострадавшим, совершенно не обязательно, что это так и было задумано - лучше спокойно прояснить, что происходит, и после этого решать, как с этим обходиться.


3) Само рассосется.
О, это прямо родное - в любой непонятной ситуации замри, не отсвечивай, и гномики все разрулят. Непонятный вопрос, сложное к принятию решение, ситуация, требующая организованного участия других людей - сразу находится тысяча других дел, подождем, отложим - оно само как-нибудь. А "на том конце провода" могут напряженно ждать ответ, решение, там все замерли в остановленном импульсе. Представьте, что вы играете в теннис или бадминтон - делаете подачу за подачей второму игроку, а он просто стоит и не отбивает. Или танцуете в паре с тем, кто не двигается. Не надо так, короче. Нет - это тоже ответ. Не успеваю, не смогу, не возьмусь, не хватит денег - отличные варианты ответа, которые придают ситуации устойчивость. Да, "пусть Мойша теперь не спит", но ответственность за остановку хода событий не ложится на ваши плечи.



4) Очевидное неочевидно.
Этот пункт плавно вытекает из предыдущего. Часто за молчанием есть какие-то обстоятельства, которые как будто должны быть понятны тому, кто ждет от вас ответа или решения. Стандартная история с руководством, от которого ждут согласования по расходам, а он тянет, потому что денег нет. У всех же было, наверняка. И как бусы тянется цепочка - подрядчики, контрагенты, посредники - все ждут. А что, не ясно что ли, почему?
Супруги тоже часто слишком переоценивают способность второго супруга к телепатии. Ты давно мне не говорил, что любишь меня. - А что, так не понятно? / Милый, почему ты не в духе сегодня, трудности на работе? - Уж могла бы догадаться!
Уж сколько раз твердили миру... Пояснять, аргументировать, раскрывать тему - мелочь, а может вывести взаимодействие на качественно иной уровень. Просто примите тот факт, что даже через много лет знакомства другой человек совершенно не умеет читать ваши мысли.





Просмотров: 557
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "ЧТО ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ?"-почему психолог часто задает этот вопрос
  • Ребенок не понимает "Нет" и "Нельзя" Вопрос - ответ
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Общий ответ на вопрос "Как прокачать свою дисциплину, если с ней проблемы"?
  • Может ли ваш ребёнок ответить на вопрос: "Кто я?"
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Почему в гештальт-терапии не может быть "сопротивления"
  • Когда вопрос "почему" бывает неполезен.
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Где?" - почему неговорящий ребенок реагирует на этот вопрос.
  • "Когда вкусно- не могу остановиться" Что делать?". Вопрос от читателя канала
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • Поведение людей в критической ситуации: почему не "сама хотела" и "сама виновата"
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • "Как планировать время, чтобы всё успевать?" - ответ на вопрос
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • "Как заняться собой, а не другими?" - ответ на вопрос
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Как не растрачивать себя по пустякам и не переживать из-за мелочей?" - ответ на вопрос
  • "Как научиться себя хвалить?" Ответ на вопрос
  • Вопрос психологу: "Живем с мужем как соседи!"
  • "Сила чужого слова" или "Почему возникает зависимость от мнения окружающих".
  • Ответ на вопрос: "Не могу бросить маму, что делать?"
  • "Селёдка, мама и вареники с вишней" или "Мама - тоже человек".
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь