Часто ли у Вас бывает так, что общение с человеком не ладится? Вроде он Вам интересен как собеседник, или Вы намерены с ним сотрудничать, попросить или предложить помощь, исправить какую-то ошибку... Но ничего не получается. Почему это происходит?
Многие из нас даже не замечают, что их общение дисфункционально: они отвечают резко, предъявляют претензии, кричат. И для многих это, к сожалению, норма общения.
Это далеко не самый эффективный способ общения. Ещё в 1992 году Вирджиния Сатир выделила основные навыки эффективной коммуникации, которые можно и нужно применять всегда и везде.
Правило #1. Выражать свои чувства.
В нашей культуре люди не только не выражают собственные чувства, но и игнорируют их, пытаются скрыть от себя и окружающих. И от этого становится немножко грустно. Если нам что-то не нравится, мы предъявляем претензии, обвиняем и критикуем.
Дисфункциональное высказывание: "Ты лентяй и иждивенец, ты мне всю жизнь испортил, да зачем я вообще за тебя замуж вышла..." Эффективная коммуникация: "Мне обидно оттого, что ты не можешь за собой посуду и не собираешься свои носки. Я буду очень рада, если ты мне поможешь по дому" (На этом примере так же видно в первом случае сильное преувеличение, а во втором - констатация конкретных фактов и предложение решения проблемы)
Дисфункциональные высказывание: "Опять опоздал, ни о чем нельзя тебя попросить, что ты за человек такой..." Эффективная коммуникация: "Мы с тобой договаривались о встрече в 9, а ты опоздал на полчаса. Меня это сильно разозлило. В следующий раз постарайся не опаздывать"
Правило #2. Высказывать свои мысли и чувства от первого лица.
Мы часто концентрируемся на ошибках других, поэтому при разборе проблемы часто обвиняем и "тыкаем", хотя и это можно оформить иначе. Предпочтительно использовать формулировки "Мне показалось...", "Я считаю...", "Я думаю, что...".
Дисфункциональное высказывание: "Ты понимаешь, что ты натворил?!" Эффективная коммуникация: "Мне не нравится твой поступок" или "Твой поступок кажется мне неправильным"
Дисфункциональное высказывание: "Ты совсем с ума сошел?" Эффективная коммуникация: "Я считаю, что ты не совсем понимаешь, что делаешь"
Правило #3. Ориентироваться на уровень понимания собеседника и быть искренним.
Ориентироваться на уровень понимания собеседника - значит использовать привычные и понятные ему фразы, сленговые и жаргонные выражения (если таковые имеются). При этом важно говорить с той интонацией, мимикой и жестами, которые характерны для Вас, то есть оставаться искренним в своих высказываниях.
Этим правилам следовать достаточно легко, главное немного потренироваться и контролировать свою речь. Будьте внимательны - слово не воробей.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.