Техники ассертивной коммуникации, или Как высказаться и не быть посланным.

Техники ассертивной коммуникации, или Как высказаться и не быть посланным.

Потребность быть принятым и понятым, потребность в близких отношениях является витальной для нас. Ничто так не вредит нашему душевному и физическому здоровью, как ощущение эмоциональной удаленности от тех, к кому мы больше всего привязаны: будь то супруг, дети или родители. Невысказанные обиды, неразрешенные недовольства, недомолвки и недоговоренности, непроясненные ситуации, все эти «недо» в отношениях крайне энергозатратны и эмоционально обременительны.

Сложно подсчитать, сколько раз я слышала в своем кабинете нечто вроде: «Мы снова пытались поговорить, но всё опять закончилось скандалом!», «Я так хочу донести до него (нее) свои мысли, чувства, но в какой-то момент сваливаюсь в эмоции и всё идет прахом!». Или вот другая крайность: «Нет-нет, такого я никогда не смогу сказать ему (ей), ведь тогда возникнет ссора, а ссор я очень не люблю и избегаю любых конфликтов», «Зачем я буду высказывать претензии, если любит – пусть догадается сам (сама)». И оба эти варианта, пассивный и агрессивный, как вы сами понимаете, малоэффективны. Не сложно догадаться, что есть и третий путь, но… об этом чуть позже.


Очевидно, что, комфортное ощущение жизни исходит из комфортных отношений. Бесконфликтные, хорошие отношения в значимой среде крайне важны для нас. Однако, конфликты бывают даже в самых счастливых отношениях, в самых устойчивых парах и у самых уравновешенных людей. Временами потребность высказать партнеру что-то важное и наболевшее, настолько актуализируется, что «большой» разговор становится неизбежен. И, хочу подчеркнуть, что отсутствие конфликтов и столкновений является признаком эмоциональной дистанции, исключающей близкие отношения. Возникновение конфликтов – вполне здоровый элемент в жизни отношений, через них становится возможным развитие пары.
А вот то, как мы проживаем конфликты, как мы выбираем вести себя в периоды кризисов, определяет дальнейший прогноз наших отношений. И не всегда он, ну, так сказать, выглядит оптимистично.
Самая распространенная и часто встречающаяся причина разводов, ссор, прекращения взаимоотношений и т.п. состоит в нарушении коммуникации. Или в ее отсутствии. Мы просто не умеем друг с другом говорить! Мы склонны фантазировать о том, что чувствует и думает другой, что является побудительной причиной того или иного его поступка; и мы мало говорим о своих чувствах, чтобы другой мог понимать нас.
Иногда мы, как дети довербального периода беззаветно ждем, что другой всё поймет молча, догадается о нашем наболевшем и немедленно предпримет все необходимые мероприятия для выведения нас из кризисной ситуации. Всех алчущих такого типа взаимоотношений спешу озадачить: на мой взгляд, партнер вам не нужен, ибо, вы ищете родителя. Это мама должна и обязана догадываться о желаниях и потребностях своего младенца. А партнер – нет! У Другого нет декодера, чтобы понять, что мы имели ввиду НА САМОМ ДЕЛЕ, нет волшебного камертона, чтобы понять, что стоит за нашими воплями, жалобами, стенаниями, и нередко оскорблениями. Да, это вашему психотерапевту "яснопонятно", что это ваш внутренний ребенок разбушевался из-за критической массы неудовлетворенных потребностей. Но ваш муж (жена)-то об этом и не догадывается. И принимает всё за чистую монету, то есть, на свой счет. А на свой счет – обидно. И… пошло-поехало!

Между тем, если мы говорим о партнерстве двух взрослых, то такие отношения предполагают прежде всего ответственность. Ответственность – донести в доступной форме до партнера свои мысли, чувства, переживания и всё то, что создает для вас дискомфорт в отношениях. Донести, не обрушивая на партнера шквал своих эмоций, а деликатно вынести свои тревоги на границу контакта, уважая при этом чувства Другого. А еще– побеспокоиться заранее о том, в какой обстановке и с каким настроем произойдет разговор и быть при этом максимально вменяемым, ну, если конечно, есть желание благоприятного исхода.
В любом случае, что бы мы ни выбирали, есть лишь три способа поведения в конфликтной ситуации:
- Пассивность. Самая распространенная и малоэффективная реакция.
- Агрессивность. Не более эффективная и в некоторых случаях опасная тактика.
- Ассертивность. Ненасильственный и весьма эффективный вариант поведения.
Ассертивная коммуникация позволяет отдавать и получать то, что нужно, при этом оберегая собственные границы и уважая потребности Другого.


Вот что вы могли бы предпринять, чтобы сделать вашу коммуникацию настолько эффективной, чтобы донести сообщение до адресата, не отталкивая его от себя.


1. Стремитесь к тому, чтобы заменить любое оценочное суждение (критику) – объективным замечанием. Оперируйте фактами, а не домыслами. Чем более вы объективны, тем лучше ваше сообщение будет восприниматься собеседником. Избегайте ярлыков и оскорблений, ведь агрессия вызывает ответную агрессию.
2. Говорите Я-посланиями. Всё, что от Вас требуется – описать ситуацию фразами, начинающимися с «я», а не с «ты», оставаясь при этом максимально объективным. Говорите о своих чувствах в сложившейся ситуации. Мало кому придет в голову спорить с вами на этот счет, ведь ваши чувства – только ваши!
3. Выбирайте подходящее место и время. Даже самый конструктивный диалог имеет все шансы перейти в нелепую склоку, если начат не в том месте и в неподходящее время. Даже если у вас самые добрые намерения, не стоит вести личный разговор прилюдно или в тот момент, когда ваш собеседник спешит или чем-то занят.
4. Узбагойтесь! Вероятнее всего, ваш агрессивный вид и тон приведут к неудаче еще до начала разговора. В то время, как ваше дружелюбное расположение будет непременно «считано» собеседником и поможет ему чувствовать себя комфортно, что, несомненно, повысит продуктивность вашей беседы. Уделите время тому, чтобы «настроиться» на разговор: используйте доступные вам техники саморегуляции, приводящие вас в состояние равновесия.
5. Чаще используйте волшебное слово! Знаете его? Надеюсь всё же, что знаете, ведь волшебное слово в продуктивном диалоге – это имя вашего собеседника. Ведь к своему имени мы более восприимчивы, чем к любому другому слову. Что бы вы ни собирались сказать своему оппоненту, сначала обратитесь к нему по имени.
6. И самое, на мой взгляд, главное: даже если вы собираетесь провести «большой» разговор, один из самых тяжелых и неприятных в своей жизни, и обида гложет вас уже не первый день, постарайтесь сообщить собеседнику о его плюсах. А они, несомненно, есть, иначе, зачем вам быть в этих отношениях!? Будьте искренни. Скажите что-то приятное своему партнеру. Озвучьте то, за что вы цените этого человека, за что вы благодарны ему. Это не всегда легко, когда мы испытываем сильные негативные чувства. Однако попробовать непременно стоит, ведь именно приятные слова в адрес собеседника открывают путь к общению.


В завершении хочу отметить, что не все обстоятельства располагают к тому, чтобы погружаться в сложный процесс ассертивной коммуникации. Если ставка слишком мала и не заслуживает вашего внимания, времени и усилий, вполне можно себе позволить пассивную реакцию на происходящее и ни во что не вмешиваться. Обозначив при этом прецедент не более чем «суета сует и томленье духа».

Всем желаю удачи и самых продуктивных коммуникаций!
С уважением, Мария Мухина,
клинический психолог,
семейный психотерапевт.



Просмотров: 434
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Что я должна сделать, чтобы понять, кто я и никогда больше в этом не сомневаться?
  • Смысла нет или Зачем что-либо делать, если мы всё равно умрем?
  • Что делать, если «всё не так» и чтоб «приняли таким, какой есть».
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Что стоит за агрессией и раздражением и что можно сделать, чтобы уменьшить эти состояния?
  • Что делать, если ни на что нет сил, кроме как лежать и корить себя за непродуктивность.
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Что нужно сделать, чтобы всегда быть «при деньгах». Проверено на себе!
  • Что делать если всё плохо и нету того, что хочется?
  • Отношения: как понять, что между вами что-то есть?
  • Чтобы что-то понять, иногда надо принять, что не все можно понять
  • ТИПЫ ГРАНИЦ. [ФИЗИЧЕСКИЕ].П1 «Всё, что отделяет одного человека от другого – это всего лишь кожа...»
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Новый год! А что если я не могу, не хочу радоваться? А что если я радуюсь, а кажется, что не должен?
  • Как быть и что делать если у вас в семье появился инвалид или тяжело больной.
  • Я всё больше понимаю, что нужно людям и при это я всё больше не готов им это дать!
  • Что делать если у мужа пропало желание? Что делать если нет секса? Как стать привлекательной?
  • Что делать, если вам кажется, что у вас кризис: 3 простых шага и 1 тест



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь