Как влияет современное общество на психику человека?

Влияние общества на формирование черт характера личности, в том числе и на её бессознательные черты, подчёркивали последователи неофрейдистского направления (Г. Салливен, А. Адлер, К. Хорни и др.), но, пожалуй, наиболее систематичную концепцию, связывающую социальные процессы в обществе с особенностями психики человека, выдвинул в середине XX века философ и психолог Э. Фромм.  Эта связь была закреплена им в понятии «социальный характер». В сущности то, какие возможности удовлетворения экзистенциальных потребностей (потребность в установлении связей, в корнях, в развитии, в идентичности, в системе взглядов и преданности) предоставляет людям определенное общество, формируют у них определённый тип социального характера.

Напомню, что Фромм выделил «рыночный тип» характера, который, по его мнению, превалировал в обществе во второй половине XX века.  Рыночный тип исходит из убеждения, что личность, оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять. Эти люди заинтересованы в сохранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми и готовы продемонстрировать любую личностную черту, которая повысила бы их шансы на успех в деле продажи себя потенциальным заказчикам. Их отношения с окружающими поверхностны, их девиз — “Я такой, каким вы хотите меня видеть”. Фромм рассматривал “рыночную” личность как продукт капиталистического общества, сформировавшегося в США и западноевропейских странах.

Однако современное общество претерпело ряд изменений, стало по-новому влиять на человека, что позволяет говорить о складывании нового типа социального характера. Среди социологов активно развиваются теории «постмодернистского общества», в то время как психологи попытались выявить специфику «постмодернисткого социального характера».

Концепция социального характера нашла свое применение в рамках теории постмодернизма с легкой руки ученика и ассистента Э. Фромма немецкого социолога и психоаналитика Райнера Функа. В настоящее время именно Р. Функ владеет правами на литературное наследие Фромма, руководит архивом великого ученого и считается лучшим знатоком его произведений во всем мире.

Сам немецкий исследователь дает следующее описание современному типу:

«Ориентированная на себя личность страстно стремится к свободному самоопределению, спонтанности, автономности, к снятию каких-либо запретов или условий. Решающим мотивом для современной личности является желание создания собственной, специфической, сфабрикованной реальности, отличающейся от окружающего мира и носящей отпечаток личной индивидуальности согласно лозунгу: «Пока ты не сделал что-то из себя, ты - ничто!»

Таким образом, основной чертой нового типа социального характера является стремление к созданию собственной, отличной от изначально данной действительности, поэтому в восприятии современной личности нет ничего постоянного и истинного, реально лишь то, что утверждает «Я».

Функ выделяет три ключевых социальных фактора формирования постмодернистского характера:

  • Потребительская ориентация рынка: формирование искусственных, ареальных потребностей у личности, виртуализация, продажа чувств и эмоций.
  • Технические инновации, цифровые технологии, расширяющие границы пространства и времени, делающие возможным продуцирование новых реальностей, превосходящих по своей силе и интересу подлинную реальность.
  • Суггестивное влияние на человеческое поведение, чувства, восприятие, вкусы людей, манипулирование и внушение.

Если цель рыночного типа – подходить под требования рынка и подстраиваться под его условия, то цель постмодернистской личности – фабрикация реальности для себя как самоцель.

Функ различает две стороны проявления постмодернистского характера – пассивную и активную, которые определяется отношением личности к фабрикуемой ею реальности. Потребительский тип пассивно погружается в предлагаемые ему реальности, в то время как активный тип продуцирует, творит новые «миры». Пассивная и активная стороны постмодернистской ориентации могут проявляться в различных ситуациях у одной и той же личности, но зачастую одна из них доминирует, определяя общую направленность социального характера.

Отношение к окружающей действительности

Для постмодернистской личности окружающий мир не имеет четких границ и не является жестко детерминированным, так как не может сковывать свободу действия и творчества личности. Мир постоянно воссоздается индивидом по собственному сценарию. При этом активный тип постоянно стремится к действию и совершенствованию, в то время как для пассивного индивида активность означает лишь сопричастность к чему-либо посредством новых медийных и интерактивных средств коммуникации, а также страсть к потреблению. В целом постмодернистская личность характеризуется маниакальным отрицанием всяческих запретов, ограничений и условий, однако при этом находится в неосознаваемой зависимости от искусственно создаваемых реальностей, что характеризует ее иррационализм.

В связи с этим психологу часто приходится встречаться с клиентами, страдающими различного рода зависимостями (Интернет зависимости, эмоциональные зависимости, сексуальные зависимости и т.п.)

Отношение к другим людям

Современная личность очень контактна, но одновременно исключает близкое, глубокое общение, основанное на взаимной заботе и внимании. Пассивный индивид межличностному общению предпочитает обезличенные развлечения – концерты, кино, телевидение. Связи с людьми носят преимущественно виртуальный характер и опосредованы Интернет и другими медийными технологиями. Пассивные личности находятся в зависимости от создания и поддержания контактов, избегают конфликтов, предпочитая уходить от ответственности. В целом такое социальное поведение может быть проявлением такой черты социального характера, как инфунтилизм.

На приём к психологам приходят люди с эмоциональной опустошённостью, трудностями в построении партнёрских отношений, проявлениями «алекситимии» (трудности в распознавании и выражении чувств и эмоций)

 Отношение к самому себе

В современном обществе образец для подражания отсутствует, в результате происходит утрата чувства собственного Я, своей реальности и идентичности. «Я - тот, кто я есть в данный момент, потом я буду другой». Если для активных типов идентичность – продукт собственного поиска, то для пассивных она заключается в продуктах групповых, мы-переживаний. Пассивные индивиды копируют стили жизни популярных людей, ТВ знаменитостей и т.п. Они стремятся к групповой принадлежности, т.е. стать частью какой-либо группы, направления, торговой марки. В современной установке личности по отношению к самой себе явно прослеживается рыночная ориентация, унаследованная от предыдущего типа социального характера.

Психолог работает над интеграцией разрозненных частей личности, которые часто находятся в конфликте друг с другом, повышает самооценку личности, обнаруживая с клиентом его уникальность и сильные, ресурсные стороны.

Работа и досуг

Работа служит не воспроизведению жизни, а производству жизненных миров и переживаний. Современный человек много работает ради обеспечения доступа к наслаждениям и потреблению. Пассивный индивид рассматривает свою работу как большую семью, к которой он принадлежит в качестве одного из ее членов. В связи с этим большое значение придается символическим знакам и символам, унифицирующим равенство (рабочая форма одежды, лейблы, значки, корпоративная жизнь и т.п.), хорошая атмосфера в коллективе для них важнее позиции или заработной платы.

Для пассивных индивидов на первом месте стоят свободное время, досуг и потребительское поведение, открывающие дорогу к новым переживаниям. В целом постмодернистская личность как в сфере работы, так и досуга ориентирована на гедонистическое поведение.

Психологи, занимающиеся вопросами профориентации, помогают людям осознать свои реальные возможности и сопоставить их со своими потребностями в сфере профессионального развития.

Образование

Цель школьного и высшего образования – «изучение учения», где под учением понимается умение производить и инсценировать реальность. Обучение происходит посредством креативного производства продуктов восприятия, умствования, чувствования, повседневного поведения. Учащиеся стремятся скорее не к успеху в учебе, а к переживаниям чего-то нового и необычного.

Для пассивных типов характерно более утилитарное восприятие знаний. Образование понимается ими как потребительская возможность, доступ к распоряжениям существующими Know-how технологиями. Высокую ценность имеет инструментальное знание, основанное на коммуникации и цифровой технике.

В сфере образование развитие психологии происходит наиболее интенсивно. Внедряются новые игровые, а также мультимедийные возможности, проводятся обучающие и развивающие тренинги. Кроме того, современный человек всё больше начинает понимать и ценить возможности саморазвития, предоставляемые психологами, тренерами, коучами и активно внедрять их в жизнь.

Стиль жизни

 Современной личности присуще новое понимание красоты: красота самоопределяется и представляет собой способ жизневыражения. Красота – это не нечто унифицированное или соответствующее образцу, это скорее переплетение различных стилей. Эстетизируются все сферы жизни. Собственный жизненный стиль украшается, оформляется, выставляется на показ. Жизнь и ее отдельные события должны быть красивыми и переживаться как праздник. В связи с этим возрастает спрос на оральные удовольствия, при этом голод направлен не на пищу, а на события, составляющие их жизнь. В этом смысле личность характеризуется рецептивной ориентацией.

Пассивные личности подвержены разного рода рекламе, символам, логотипам, пропагандирующим различные, зачастую бессмысленные стили поведения.

Погоня за мнимыми идеалами красоты, внешними стандартами приводят людей к завышенным ожиданиям к своей внешности,  что выливается зачастую в стрессы, пищевые зависимости, шопоголизм и т.п.

Ценностные ориентиры

Современная личность отвергает сложившуюся систему ценностей, противопоставляя ей собственные ценностные идеалы. Современные индивиды не разделяют ценности, подчеркивающие социальные различия и привилегии, а напротив, благоволят ценностям равенства, свободы и независимости.

Современная личность стремится снять с себя все религиозные обязательства и обращается к церкви спорадически в связи с отправлением принятых в обществе определенных жизненных ритуалов (крещение, венчание, похороны и т.п.) Для нее больше характерно увлечение мистикой или другими духовными практиками, помогающими трансцендировать повседневность, раздвинуть границы времени пространства. В свою очередь пассивные индивиды воспринимают религию как способ группового существования, стремятся к поглощающим личность оккультным мирам, практикуют спортивную медитацию через интерактивные средства коммуникации.

Мышление и восприятие

В постмодернистском обществе мышление является свободным и ассоциативным, нацеленным на воспроизведение нового. Постмодернистское мышление характеризуется несвязанностью и неустойчивостью и не ограничивает себя никакими требованиями, кроме самоустановленных. Одной из особенностей постмодернистского восприятия является визуализация – то, что не представлено в визуальной форме имеет мало шансов на воспроизведение. Внимание современной личности способны привлечь лишь острые и сильные ощущения.

Активные типы эмоционально открыты, испытывают сильные чувства, выставляя их напоказ. У пассивных личностей эмоции вызываются и продуцируются искусственно фильмами, музыкой, шоу и т.п., причем положительные эмоции усиливаются в результате самообмана и потребления алкоголя и наркотиков.

Одной из проблем, с которыми сталкивается психолог, является перверсивная реакция постмодернистской личности на такие аффекты, как страх, вина или стыд. Вместо того, чтобы испытывать традиционное чувство страха или ужаса, индивид жаждет острых ощущений испуга, вместо того, чтобы признать свою слабость, индивид демонстрирует свою чрезмерную осведомленность, вместо того, чтобы ощутить неловкость, индивид испытывает радость, обозревая чье-либо смущение или стыд.

Активная и Пассивная сторона Личности

Несмотря на то, что среди двух типов постмодернистского характера активный тип проявляет более плодотворную ориентацию в своем поведении, по сравнению с пассивным, в социально-психологическом смысле они оба сохраняют свою непродуктивность в результате отчуждения от человеческих возможностей. Эти два типа впадают в некий симбиоз или, пользуясь понятием психоаналитика Юрга Вили, вступают в «тайное соглашение» - некую тайную совместную игру, правила которой основаны на взаимных ожиданиях участников, и которая не оставляет возможности партнеру действовать по-другому. Такая взаимозависимость порождает определенные страхи у обеих сторон: у зависимых, пассивных типов – страх ошибки, несоответствия групповому, потери доступа к новому, а у подчиняющих, активных типов – страх потерять контроль, встретить непослушание.

При этом они не осознают убытки, которые им приносят подобные отношения, однако, когда происходит их осознание одним из партнеров, эти отношения неминуемо приходят к краху.

По мнению Функа, путь к продуктивным отношениям лежит в развитии Я-компетенции, проистекающей из возможности использовать в жизни собственные потенции, различать между собой фунтазии и реальность, внутренний и внешний мир.



Просмотров: 552
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Обсессивно-компульсивная личность. Отличие от других типов личности
  • Экспресс-диагностика личности и характера. Ч1.
  • Секреты характера: Яркие личности
  • Экспресс-диагностика личности и характера. Ч2. Психодинамика.
  • Внутренний конфликт шизоидной личности. Отличие от других типов личности
  • Личность и границы личности.
  • Неуверенность. Механизмы погружаемые в неуверенность и ломка характера и личности. Ч-1
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.2. Поведение ребёнка.
  • Значение личности педагога в развитии личности ребенка
  • Я-Машина или формирование личности в современном обществе.
  • Влияние социального неблагополучия на личность
  • Психотравмирующее влияние семейных конфликтов на развитие личности и семейные отношения в целом.
  • Экспрессивное поведение с сексуальной акцентуацией у истероидного типа личности
  • Самоотношение в связи с особенностями эмоциональной сферы личности молодежи.
  • Теория личности: 4 базовых стремления личности 21 века. Часть 1.
  • Эдипальная фаза развития и ее влияние на формирование некоторых особенностей характера человека
  • Парадокс в развитии личности ребенка или как вырастить гения, зная сильные стороны.
  • Креативное мышление как потенциал роста личности ребёнка. Жизненные возможности и перспективы.
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.1. Какие они?
  • Депрессивный тип личности. Часть 1. Портрет депрессивной личности и механизмов ее формирования.
  • Внутренний конфликт истерической личности. Отличие от нарциссической личности
  • Истерический тип личности. Часть 1. Портрет человека этого типа.
  • Принять себя: для чего нужны плохие черты характера?
  • Общество потребления как основа создания незрелой личности
  • Кем быть: Черты характера и его влияние на выбор профессионального пути
  • Выраженность СЭВ в связи с психологическими хар - ми личности и ситуацией профессионального развития
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.3. Воспитание.
  • Социальная панорама личности - карта реальности, в которой мы живем
  • Новый взгляд на сильные стороны личности
  • Возможности арт-терапии для развития самосознания личности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь