|
Социальные измерения индивидуальной травмыАвтор статьи: Толкачёва Оксана Николаевна
Статья написана для конференции Человек в социуме: психоаналитический подход (2019; Волгоград). Цель данной статьи – осветить актуальную тенденцию к расширению понимания феномена индивидуальной психической травмы за счёт изучения социальных контекстов травмы, а также перечислить основные научные подходы, реализующие эту тенденцию. Межличностное взаимодействие как одно из социальных измерений индивидуальной травмы изучается в интерсубъективном подходе, опирающемся на психоаналитические идеи и концепции [3]. Психоаналитическая теория описывает травму как нарушение психических функций и структур «не связанным» и не интегрированным в психический аппарат возбуждением, вызванным внешним, исходящим из физической или социальной среды, или внутренним, исходящим из соматической или психической среды, стимулом [5]. Достаточно важным здесь является положение о том, что травматическое воздействие не определяется исключительно внешними силами, но может также обуславливаться характером функционирования самого психического аппарата. Работа психического аппарата по «связыванию», организации и интеграции возбуждений в психические структуры в психоанализе описывается как ментализация – процесс перевода соматических и психических возбуждений в ментальные репрезентации, а также последующую организацию и символизацию этих репрезентаций и ассоциирующихся с ними аффектов в психические структуры и символические системы. Характер и качество ментализации определяет характер и качество организации человеком собственного опыта и способность справляться с напряжениями, поступающими как из внешнего, так и из внутреннего мира. Напротив, торможения или нарушения функций ментализации не обеспечивают связывание возбуждений с репрезентациями и их организацию в структуры, что приводит к рассогласованной работе психической и соматической систем, следствием чего могут быть различные психические и соматические расстройства [2]. Так, посттравматические симптомы навязчивого повторения представляются попытками ретроспективной ментализации болезненно напряжённого переживания, а симптомы посттравматической диссоциации могут быть описаны как не ментализированные и/или не интегрированные в структуры психического аппарата переживания. В свою очередь характер и качество ментализации определяется характером и качеством ментализации ранних объектов привязанности, которые воспринимают и означивают переживания ребёнка. Когда отклик объектов привязанности достаточно хорошо описывает и связывает переживания ребёнка, он будет интернализировать ментальные функции ранних объектов с характерными для них особенностями организации психического опыта. Если в психике ранних объектов привязанности присутствуют не ментализированные и не интегрированные переживания, то ребёнок будет их интернализировать вместе с другими психическими функциями и репрезентациями объектов привязанности. В этом случае психические структуры и функции ребёнка будут формироваться в том числе и вокруг интернализированной травмы, которая будет участвовать в организации его психического опыта несмотря на то, что самого травмирующего события не было в его индивидуальном опыте (феномен "вложенной травмы"). Попытки психического аппарат справиться с такого рода травмой будут осуществляться посредством объективации и разыгрывания травмы в реальности, что позволит получить доступ к ментализации травмы как актуального для индивида события. Здесь мы обнаруживаем историческое измерение индивидуальной травмы, проявляющееся также в феномене ретроактивных переживаний, когда более поздние события определяют характер переживания предшествующих событий. Память – это не статическая, а динамическая, всё время обновляющаяся система, не произведшие в прошлом травмирующего эффекта события в свете новых обстоятельств могут переживаться как травма. Например, когда человек узнает, что некое событие из его жизни, которое он воспринимал и ощущал как обыденное, значимым объектом (например, психотерапевтом) или в некоей значимой социальной группе, чьи ценности, нормы и представления он стремится интернализировать (например, профессиональное сообщество), описывается как деструктивное, патологическое и травмирующее. Для ретроактивного переживания травмы существенное значение имеет не только характер межличностных отношений – то, как другие люди воспринимают и интерпретируют события жизни человека, но и культурный контекст, содержащий характерные для данного социума в данный исторический период социальные представления и способы наррации. Конструктивистский и нарративный подходы, полагая, что никакие события не являются травмирующими сами по себе, по присущей им природе, изучают социальные представления и повествовательные процессы в социуме, посредством которых определённые типы событий и их последствия определяются как травмирующие и соответствующим образом переживаются [1]. В психоаналитической теории, когда речь идёт об интеграции ментальных репрезентаций какого-то события и ассоциированных с ними аффектов в структуры психического аппарата, подразумевается, что эти ментальные объекты занимают место в психической экономике индивида, регулируемой принципами удовольствия/неудовольствия, характерными для обыденного, повседневного режима бытия. Травма (как и наслаждение) не вписывается в организованную и регламентированную экономику обыденности. Травматическое событие разрывает ткань повседневности, деконструирует мир очевидных смыслов. В социально-когнитивном подходе были выделены важнейшие для психологического благополучия убеждения о собственной ценности, справедливости и доброжелательности окружающего мира, которые в первую очередь подвергаются пересмотру в контексте травматического опыта [6]. Субъект травматического опыта больше не живёт в доброжелательном и справедливом мире, где жизнь каждого человека обладает безусловной ценностью. И в этом смысле он больше не живёт в мире других людей, он чувствует свою отчуждённость от них, более того, он чувствует, что представляет угрозу для их благополучия. В этом заключается основная проблема получения эмпатического отклика и поддержки в ситуации травмы. Наше исследование опыта людей с травмой позвоночника показало, что ни сама травма, ни факт телесных изменений, ни психологические трудности, инициированные травмой, не связанны с настолько болезненными переживаниями, как столкновение пострадавших с тревогой других людей при взаимодействии с ними и стигматизирующими социальными представлениями, которые и производят травмирующее воздействие [4]. Если у ребёнка для организации психического опыта есть только доступ к психике ранних объектов привязанности, то по мере взросления и развития человек получает доступ к опыту других людей, будь то социальные связи (друзья, одноклассники, коллеги, психотерапевты) или продукты культуры (сказки, мифы, творчество, наука). Исследования посттравматического роста личности показывают, что тяжёлые переживания могут подвигнуть человека к обращению к опыту других людей в поисках способов освоения травматического опыта, радикально отличающегося от всего, что он сам и его привычное окружение знали до этого [7]. Эти поиски могут способствовать осмыслению и интеграции не только актуальной травмирующей ситуации, но и дефицитов и травм предыдущих, в том числе очень ранних периодов жизни. О том, что травматический опыт освоен и интегрирован в личную историю, свидетельствует его вхождение в режим повседневности, когда травматический опыт изживает свой статус травмы и приобретает статус обыденности. Библиографическая ссылка для цитирования: Толкачева О.Н. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАВМЫ//Человек в социуме: психоаналитический подход: всероссийская научно-практическая конференция (2019; Волгоград): [тезисы докладов]; Волгоградский институт управления – филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы». – Волгоград: Изд-во Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС, 2019, с. 99-104. Библиографический список:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|