|
Психические травмы и песочная терапия.Автор статьи: Василакий Ирина Родионовна
Психические травмы могут быть острые шоковые, которые человек переживает кратковременно. Ребенок, отдыхая с родителями и находясь с ними на прогулке, увлекся и потерял родителей, вокруг чужие люди. Где родители? Страх, ужас. Помощь подоспела, родителей нашли, воссоединение произошло. Данная ситуация травмирует ребенка, но по времени своего воздействия она будет кратковременной. Справиться с этой травмой легче. Помню случай из своей практики, когда все ждали «конец света». Девочка 7 лет впечатлилась рассказами одноклассников настолько, что перестала спать и постоянно плакала. Одной встречи с девочкой было достаточно, чтобы высвободить то, что запало в сознание ребенка. Мы поговорили, разобрали смысл слов «свет», где и когда в жизни свет оканчивается, а когда начинается. Проследили ритм «конец света», «начало света», включая и выключая свет в комнате. Девочка сама поиграла с выключателем при моём комментировании: "Конец света, начало света", Но есть травмы хронические, которые продолжались длительное время. Это может быть длительное насилие как физическое, так и эмоциональное. С такими травмами труднее справиться. На сопротивляясь и терпя насилие, человек дает себе самому негативную оценку, обвиняя себя, делает о себе негативные выводы. Это ошибочное самозаключение блокирует спонтанную жизненную активность пострадавшего. Ребенку в семье запретили давать сдачи младшему брату, который кусался, дрался: «Он маленький, а ты большой, понимать надо». В детском саду ему тоже нельзя было давать сдачи тем, кто его по-тихому бил за беседкой, пока воспитатели не видели: «Ты воспитанный мальчик, а воспитанные мальчики не дерутся!» В школе он уже был тихим и забитым: «Нам не нужны проблемы с учителями и школой. Умей сам справляться» - говорили родители. Здоровье ребенка к 8 классу настолько ухудшилось, что врачи посоветовали обратиться к психологу. Бессоница или кошмарные сны, бессилие и апатия, нет желания что-то делать, слабость, сердцебиение. Происходит травмирующее событие, организм мобилизуется, мышечная активность возрастает, происходит выброс гормонов, а энергия не находит выход и уходит в тело, так как есть запрет на реагирование. Активация нервной системы не завершается – «импульс травмы» застревает в теле. Защищаться и спасаться – инстинкт, который заложен в нас природой. Запрет на пользование инстинктом происходит потому, что мы стали социальными существами, «окультурились». Если нет возможности спасаться и защищаться, то наступает оцепенение. Чувствительность блокируется. Происходит насилие, а жертва не позволяет себе ответить. Сжимается и пережидает насилие. Замирает. Останавливается в развитии как эмоциональном, так и физическом. Ребенок может блокировать своё развитие и свою активность и намерено оставаться «маленьким». Если вернуться к истории с подростком, то мы вместе с ним начали работать в психологической песочницы, переместившись вовремени в момент зачатия ребенка, проживая все травмирующие его ситуации и проигрывали их на пластилиновых фигурках. В песочнице есть возможность дать «сдачи». Примечательно то, что мама вспомнила, как в момент беременности ребенок очень активно «стучался» в стенки живота, а она вскрикивала и возмущалась его активностью.. Если в начале занятий ребенок говорил про себя: «Я не чувствую тела. Я ничего не чувствую. Меня здесь нет», то с каждой песочной сессией чувствительность в теле просыпалась.
Статьи на любой вкус. Подпишись и читай. Мои книги в электронном и печатном варианте. Ирина Василакий, арт, гештальт-терапевт, расстановщик, специальный детский психолог, дефектолог +7 916 536 536 2 WhatsApp, скайп irino4kavas Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|