Сексуальное насилие, выход из лабиринта травмы

Эта статья появилась как ответ пользователям форума, которые были возмущены тем, что психолог употребил слово “соучастник” в диалоге с человеком, ставшим жертвой растления.

Психолог был тут же обвинен в непрофессионализме и жестокости.

Мне близка позиция психолога, употребившего слово “соучастник”, хотя я в работе использую “ответственность”. Я вижу в этом терапевтический ресурс. Но тема сложная и неоднозначная - продолжаю размышлять и сомневаться.

В этой статье хочу поделиться своими соображениями о работе с травмой сексуального насилия и приглашаю коллег к диалогу.

Приведу здесь цитату из переписки на форуме, ответ на которую не поместился в формат форума и превратился в статью.

Аргумент оппонента:

“Но человек всегда сознательно не согласен с насилием в его адрес,следовательно соучастником его называть нельзя.Он участник , это да.Но вот почему он участник- это другая история .Зачем Вы его в соучастники то засунули?”

Ответ:

"человек не согласен с насилием в его адрес" - это ваши знания, а он помнит, что был согласен  (с его собственных слов) и если вы ему скажете, что это не так, чем ему это поможет?
Он поверит вам и пойдет жить счастливой жизнью?
Нет - он согласится с тем, что нормальные люди должны быть не согласны с насилием, но его знание о том, что он был согласен, ему было интересно, приятно, он испытывал удовольствие -никуда не исчезнет. И он в очередной раз убедится в том, что я сам такой не правильный, не нормальный и значит - сам виноват. И заверение: "ты не виноват" прозвучит для него с совершенно противоположным смыслом.
Здесь речь о конкретном случае, в других бывает иначе - человек не может простить себе, что пошел с насильником, или что не защищался... Во всех случаях по-разному, но агрессия, направленная на себя характерна для травмы сексуального насилия в тех случаях, когда жертва, по разным причинам, не сопротивлялась.
Если вы ему скажете: " Это ужасно! Какой кошмар! То, что с тобой произошло не должно происходить никогда" - чем ему это поможет? Это может только усилить конфликт с миром, в котором "не должно" быть несправедливости, а она есть. И вот то, что пользователи здесь называют "мы поддерживаем автора" может поддерживать его травматизацию. Одной из важнейших психотерапевтических задач в работе с человеком, пережившим сексуальное насилие является перевод травмирующего события в сознании человека из «сверхзначимого уникального жизнеобразующего явления» в масштаб жизненных событий, в один ряд с ними. Тогда глядя на свою жизнь человек может видеть и другие события, которые происходили до травмирующего события и которые происходили после – они перестают обесцениваться на фоне вопиюще-эмоционального контекста насилия. Для этого важно сузить роль жертвы до временных рамок травмирующего события и не поддерживать генерализацию этой роли на всю жизнь человека. Эта генерализация создает ощущение бессилия и незащищенности, страх уязвимости и неудовлетворимую потребность в контроле.

Сложность травмы насилия состоит в том, что часть переживаний вытесняется. Этот защитный механизм с одной стороны помогает выжить и сохранить здоровой психику, с другой стороны создаёт ненависть к себе и своему телу и страх, так как эта информация не забывается полностью, а капсулируется.
Огромная часть энергии человека расходуется на то, чтобы поддерживать эту закрытость информации. Часть внимания постоянно направляется на то, чтобы эта информация находилась под контролем - таким образом, вся дальнейшая жизнь человека строится через его связь с насильником - через призму травмы. Он находится в диаде "жертва-тиран" и, вступая во взаимоотношения с кем-либо, приглашает его на вакантное место "спасателя". Это создаёт сложность в установлении близких отношений.
Так вот, если говорить об «участии» человека в травмирующих событиях, то этот взгляд требует от него отдельности от насильника, а жертва на такую отдельность не способна. Беседа из этой позиции возможна, только формальная, затрагивающая глубокие переживания только в роли “жертвы” не расширяя контекст.
Слово «соучастие» делает акцент на совместности, общности и не идет вразрез с реальностью человека, который и так постоянно ощущает себя не свободным – связанным с насильником. От этой связанности он старается избавиться, отказаться, исключить, заблокировать… Не признаваться в этой связи даже самому себе. Психолог произнося  слово “соучастник”  делает эту связанность видимой, легализует её существование. Это даёт возможность и оказаться рядом с клиентом и не включиться в роль «спасателя». Разделить его чувства общности с насильником, интегрировать это переживание в реальность.
Коннотация слова, несущая юридический подтекст обвинения вызывает негативную эмоциональную реакцию, которая, будучи направленной на психолога, способного контейнировать эти чувства и поддержать их выражение, может открыть доступ к вытесненным негативным переживаниям. Кроме возможности эмоционального отреагирования, слово «соучастие» направляет к определению собственной ответственности пострадавшего человека и её границ.
Ответственность – краеугольный камень в работе с травмой насилия. Но это путь к выходу из травмы , сложный, скользкий, самостоятельно по нему пройти очень непросто, да и со специалистом непросто, но оно того стоит.

Неотреагированная травма требует отреагирования и человек стремиться к повторению ситуации чтобы иметь возможность её прожить и встроить в свой опыт и таким образом вернуть “контролируемость” мира. Это тупик, лабиринт из которого жертва ищет выход, оставаясь в нем. Стены этого лабиринта это суженность сознания, не позволяющая увидеть собственную жизнь в перспективе. Применение масштабирования в работе с травмой может поднять человека над лабиринтом и дать ему более целостную картину мира, в котором кроме стен лабиринта есть и выходы из него и что-то за его пределами. Реальность в которой кроме травмы (противостояния ей или погружения в неё) есть и другие события свободные от травмы, не имеющие к ней отношения.

Изменение фокуса - приближение и отдаление объекта (в данном случае травмирующих событий) следует начинать с приближения и удержания внимания на травмирующем событии некоторое время, достаточное для рассмотрения деталей доступных вспоминанию. Затем фокус внимания требуется направить на ресурсные объекты вне травмы, объекты реальные, присутствующие в жизни человека - это могут быть люди, которые его поддержали или его собственные качества, которые помогли ему выжить, это его первые шаги после травмирующего события в сторону безопасности. Далее фокус внимания может попеременно обращаться к травмирующим событиям и к событиям отдаленным от травмы. Делать это следует со скоростью комфортной для самого человека, отдавая достаточно времени для вспоминания и проживания тех или иных состояний возникающих в этом процессе, не форсируя переключение его внимания, но уточняющими вопросами стимулировать расширение воспоминаний до максимального количества модальностей - зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная…

Этот процесс очень напоминает аккомодацию глаз, когда человек переключает внимание между объектами, находящимися на различных расстояниях - близкие, средне-удаленные, находящиеся далеко.

И ещё это напоминает зум в фотоаппарате, который ты крутишь приближая и удаляя объекты, крутишь по своему желанию, по своей воле выбирая удаленность.

Это позволяет интегрировать опыт травмы в жизнь человека.

Получив возможность сознательного управления своим вниманием к травмирующему событию человек получает рычаг управления  - у него появляется выбор. Это место из которого можно шаг за шагом возвращать себе авторство, управление собой, своей жизнью… перестать разрушаться от осознавания собственной уязвимости, а чувствовать через неё живой контакт с миром, с другими людьми. “Разрешить” миру быть неконтролируемым, несправедливым, каким угодно и занять в нем свое человеческое место, где ты полностью отвечаешь за себя - свои чувства, мысли, действия, бездействия и все их последствия и Всё... Больше ни за что ты не отвечаешь, ни за мир с его асправедливостью, ни за мысли, чувства и действия других людей.

Травма навсегда останется с человеком её пережившим, но она больше не управляет его жизнью, не слепит глаза закрывая собой всё остальное и не притягивает внимание магнитом.  Она становится его жизненным опытом, его прошлым, одним из событий в его жизни.



Просмотров: 420
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • День "прав человека против жестокости и насилия" или Правила жизни Маленького принца
  • О последствиях детской травмы насилия: на примере фильма "Девушка и смерть"
  • "Травмы и насилие" или "как защитить себя"
  • Родовые травмы человека, их степень влияния на жизнь людей и психотерапевтические методы работы с ними
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • "Мой ребёнок окончил школу". О том, как одно слово может изменить жизнь.
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Жизнь после травмы"
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Перинатальные травмы и их влияние на жизнь человека (пример из практики)
  • Фильм "Джокер" - как зеркало социальной ситуации и мира травмы
  • КАК ВЫЙТИ ИЗ РОЛИ ЖЕРТВЫ? "Шпаргалка" ответственного человека.
  • Метафорические карты "Дерево как образ человека" в работе с подростком.
  • "Неудобная" профессия: может ли психолог помочь своим близким и… самому себе?
  • Травмы или почему пора заканчивать с "теплыми" и "принимающими"
  • "Хроники школьного психолога "Тест-мотив «Взгляд на себя глазами влюбленного человека»
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Этого нам не сказали. Утверждения, которые могут изменить вашу жизнь после психологической травмы
  • Краткий тезаурус по работе Р. Кайуа: "Миф и человек. Человек и сакральное"
  • "Лабиринт Фавна": путь преодоления травмы
  • Палисадник: опыт переживания психологической травмы (сексуального насилия)
  • Краткое руководство к ребенку или "Как воспитать счастливого человека и выжить самому"
  • Как события детства влияют на жизнь человека
  • Простить - это дать "умереть" своим ожиданиям в отношении другого человека
  • "По вере Вашей..." - как влияют на жизнь человека его верования и убеждения
  • "Эластичный трос"(влияние привязанности на жизнь и здоровье человека.Часть2)
  • "Эластичный трос"(влияние привязанности на жизнь и здоровье человека.Часть1)
  • "Все вокруг – серое и тупое". Воронка травмы и выход из нее.
  • "Позволяйте себе быть счастливыми". О жизни и работе психолога, женщины и мамы.
  • Анализ попыток суицида пожилого человека на примере романа Ф.Бакмана "Вторая жизнь Уве"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь