|
Рефлексия... Рефлексы Я.Автор статьи: Корень Владимир Викторович
Открою вам свой секрет: Но бывает и так, что какая-нибудь подвыпившая, например, при встрече Нового Года, личность делится на большее количество требующих к себе особенного внимания субличностей: Ладно, хватит с нас моих сомнительных шуток. Здесь я буду просто необыкновенно серьёзен. Как я и обещал в прошлой статье, сейчас я попробую расписать рефлексию по уровням организации психики человека. Для начала посмотрим на сопоставление первых триад из разных психосфер, надстраивающихся друг над другом. Мир/Человек - Бытие - Становление 8(System 2) Творчество - Культура - Цивилизация 7(Spiritus) Рефлексия - Изучение - Выражение 6(Psyche) Общение - Язык - Речь 5(Logos) Связь - Быт - Техника 4(Socium) Отношение - Впечатление - Эмоция 3(Anima) Отражение - Ощущение - Восприятие 2(Animus) Деятельность - Состояние - Процесс 1(Animum) Мир/Человек - Бытие - Становление 0(System 1) Данная понятийная конструкция не должна вас пугать. Нижняя триада Мир/Человек - Бытие - Становление является нулевым уровнем в системно-иерархической модели психики человека (СИМПЧ). Одноимённая триада сверху - восьмым уровнем СИМПЧ. Между ними располагаются семь уровней психики ("семь Я"). Если хотите подробнее, тогда вам стоит заглянуть в мою статью СИМПЧ, и вам всё сразу станет понятно. Немного всё же поясню. Любое целостное образование, будь то мир, какая-либо его часть, или человек, имеет в себе две противоположные стороны: то, что оно есть (бытие), и то, во что оно превращается в процессе движения, изменения и развития (становление). Естественно, эти стороны взаимодействуют между собой, переплетаются и взаимопроникают. Закон единства и борьбы противоположностей, наверное, все знают из какого-нибудь учебника по какой-либо, материалистической или идеалистической, диалектике. Или, по крайней мере, слышали о таком. Рефлексия на этом (нулевом) уровне представляет собой взаимодействие между частями мира, между частями и миром, между миром и человеком. Но не будем углубляться в философию, хоть у меня и есть такой соблазн. Соображения экономии времени и места побуждают меня перейти к психологии. Рефлексия, насколько это видно из сопоставления первых уровней из разных психосфер, есть и Деятельность, и Отражение, и Отношение, и Связь, и Общение. Рефлексия, говоря языком диалектики, снимает (содержит в себе) все эти виды активности, виды обмена энергией, веществом, воздействиями и информацией. 1. Деятельность в Рефлексии распадается на Взаимодействие (социальную интеракцию) и Самовоздействие (самостимуляцию, самодетерминацию и прочую само), которые синтезируются в Самодеятельность (самобытие и самодвижение). Здесь рефлексия помогает человеку стать относительно независимым от своих родителей, т.е. в какой-то степени автономным и самостоятельно действующим субъектом деятельности, личностью. Стояние на своих ногах и передвижение без родительской поддержки - переломный момент в психофизическом развитии ребёнка. На этом уровне личность рефлексирует своё повседневное социальное поведение, свою жизнь в целом, интерес к жизни, проявляющийся в поиске смысла своей жизни, своего места в общественной жизни. Также рефлексирует (осознаёт, осмысливает и переосмысливает) свои влечения и побуждения (мотивы и цели), находит то, что его увлекает, и делает свои увлечения предметом своих склонностей, потребностей и направлением развития своих способностей. Дальше самостоятельность и самодвижение усложняются и переходят в другие, более высокие, сферы взаимодействия с окружающим природным и социальным миром. 2. Отражение в Рефлексии распадается на Взаимоотражение и Самоотражение, которые синтезируются в Образ Мира. Это как раз тот уровень рефлексии, на котором рефлексия отождествляется с социальной перцепцией и самовосприятием (самонаблюдением, самоиспытанием, интроспекцией). Здесь взаимодействующие личности как-то ощущают друг друга и самих себя в присутствии другого, как-то воспринимают друг друга и самих себя в этом взаимном перцептивном процессе. Другими словами, отражающие друг друга личности создают ситуативные образы: Мы-образ, Я-образ и Ты-образ. После ситуации взаимодействия и взаимоотражения все эти образы сохраняются в памяти и воспроизводятся из неё в качестве устойчивых образов, т.е. представлений. На этом же уровне рефлексия состоит во взаимном внимательном рассматривании друг друга и самих себя (взаимном созерцании и самосозерцании), а также во взаимном процессе достройки и перестройки образов и представлений друг о друге и о себе (воображении). Созерцание и воображение, сочетаясь между собой, дают эффект взаимного интуитивного постижения и самопостижения. Целостный интуитивный образ (идея) другого человека и самого себя, а также целостный образ сложившегося и складывающегося взаимодействия, служат основой для появления чувств друг к другу и к самим себе. Чувство удовлетворённости друг другом или самими собой запускают тот или иной процесс думания друг о друге или о себе, который способствует более глубокому интуитивному проникновению во внутренний мир другого или в свой внутренний мир. 3. Отношение в Рефлексии распадается на Взаимоотношение (межличностные отношения) и Самоотношение (внутриличностные отношения), которые синтезируются в Мироотношение. Здесь происходят всякие социальные соотнесения, сопоставления, сравнения и соизмерения, результирующиеся в оценках, позициях, перспективах, взглядах. Взаимное социальное оценивание, естественно, порождает самооценку и впоследствии влияет на неё, изменяя в ту или иную сторону. Понятно, что оценивание с сенсорной стороны даёт впечатление от кого-то и от самого се6я в каком-либо зеркале, что непременно выражается в моторной стороне отношения - в эмоциях. Далее следуют переживания по поводу другого человека и по поводу себя, переживания за него и за себя. А они откладываются в эмоциональной памяти в виде какого-либо мнения о другом или о самом себе (самомнение). Соответственно, и настроение по отношению к другому человеку выражается в настроении или его отсутствии взаимодействовать с ним, в зависимости от сложившегося о нём мнения. Так же складывается и самонастрой - настроение или его отсутствие делать что-либо для себя. Под настроением или его отсутствием имеется в виду позитивное настроение или негативное. Как известно, мнения и настроения часто вступают друг с другом в борьбу. Борьба мнений производит спор между двумя или сомнение внутри одной личности. Она заканчивается либо победой одного мнения и поражением другого, либо изобретением общего мнения, включающего рациональные зёрна того и другого мнения. То есть, в результате такой внешней или внутренней борьбы возникает доверие к какому-либо мнению о ком-нибудь, в том числе и о себе. Например, доверие или недоверие, оказываемое другому лицу. Или самодоверие или самонедоверие. Есть такое правило: "Доверяй, но проверяй". Что означает, что даже при оказанном доверии, периодически возникают разные подозрения, ввергающие в сомнения. И эти подозрения требуют их подтверждения или опровержения, которые невозможно сделать без проверки. Когда какое доверие подтверждается, возникает большая уверенность в проверяемом человеке или в самом себе. Большая степень уверенности становится верой в данного человека или в самого себя. Проецируемая на будущее вера в определённую личность становится надеждой на него. Это тот случай, когда на человека можно положиться, рассчитывать на неё в каких-то делах. Кстати, всякие подозрения и сомнения в другом человеке и в себе запускают такие социально эмоциональные реакции, как зависть, ревность и соревновательность, рвение. Их знак зависит от отношения (мнения и настроения) к этому человеку. Например, к успехам друга может возникнуть белая зависть (радость), а к успехам недруга - чёрная зависть (огорчение, расстройство, горе). Также и ревность может быть белой. Например, если муж ревнует свою жену к другому, но не гнобит её за свои подозрения, а вступает в мужественное соревнование с этим другим - не посредством его устранения или даже смертоубийства, а посредством превосхождения его по каким-нибудь личностным качествам (ум, доброта, благородство, и т.п.). Чёрная ревность характеризуется тем, что жена начинает восприниматься как недруг или даже враг. Она при этом, понятное дело, мужем преследуется, уличается, осуждается, третируется, и в конце концов уходит к другому, который при сравнении значительно выигрывает. Соревнование, как вы поняли, тоже бывает дружеским и враждебным, белым и чёрным, честным и подлым. Все эти взаимоотношения и самоотношения создают возможность для того, чтобы выбрать себе любимого человека и стать ему другом. Рефлексивность в отношениях приводит к тому, что любовь друг к другу очень сильно зависит от самолюбия каждого. О различии между самолюбием и себялюбием не все знают. Думаю, что надо бы посвятить этому вопросу отдельную статью. Скажу только, что себялюбие эгоистично и индивидуалистично, а самолюбие - это не альтруизм, и тем более не эгоизм, а коллективизм. Если говорить о любви или самолюбии подробней, то надо учитывать, что она состоит из таких противоположностей, как Ты-реальное или Я-реальное, и Ты-идеал или Я-идеал, чуткости к потребностям и чувствам другого (эмпатия), чуткости к своим потребностям и чувствам (аутоэмпатия), и заботе о потребностях и чувствах другого или заботе о себе, своих потребностях и чувствах. Соответственно этому возникают разные варианты соотношения между самореализацией (переход от идеала к реалу) и самосовершенствованием (подтягивание реального до идеала) одного человека в паре, и самореализацией и самосовершенствованием другого. Если самореализация и самосовершенствование одного будет наталкиваться на те же самые стремления другого, то любовный или дружеский союз продержится недолго. 4. Рефлексия на уровне Связи (с другими людьми), социального организма, представляет собой с одной стороны взаимную организацию совместной трудовой деятельности, производства, потребления и взаимного приспособления, а с другой - самоорганизацию. Это рефлексия совместной трудовой и общественной деятельности. Её обсуждают и проигрывают на организационно деятельностных играх последователи Щедровицкого. Обычно такую рефлексию называют предметно-рефлексивными отношениями. Но я бы назвал это предметно-рефлексивной связью. В практике такая рефлексия внедряется в процесс экспериментирования и самоэкспериментирования, испытания и самоиспытания, в тренировочный процесс. Рефлексия совершенно необходима на таких уровнях практики, как обучение и воспитание подрастающего поколения, а также повышения собственного мастерства учителей, воспитателей, преподавателей. Рефлексия ценностей приводит к ценностной саморефлексии, т.е. к самостоятельному определению своей ценности в обществе, своей профессиональной привлекательности, нужности, полезности и значимости. Здесь личность анализирует состояние своей профессиональной деятельности, судит о её достоинствах и недостатках, проектирует её на будущее, строя (синтезируя) свою профессиональную карьеру. Здесь же происходит определение своей мировоззренческой позиции в рамках основных видов мировоззрения (религия, искусство, философия, наука). Совпадение мировоззренческих позиций - залог успешного сотрудничества и супружества. 5. Общение в Рефлексии распадается на общение с другими (внешняя речь) и общение с самим собой (внутренняя речь, внутренняя болтовня). Некоторые психологи, например, Гримак, определяют рефлексию именно как общение с самим собой. Но это как раз саморефлексия, которая у Гримака как бы остаётся в отрыве от интеррефлексии. На самом деле, никакого отрыва нет (хотя в некоторых патологических случаях всё-таки есть). Мы общаемся с собой после того, как реально пообщались с другими или готовимся с ними пообщаться. Причём диалог с собой часто проходит в воображаемом диалоге с представляемым внутри себя собеседником. Так что опять же нельзя отрывать одно от другого - общение с другими от общения с собой. Поскольку речевое общение не обходится без обозначения предметов разговора жестами, звуками, словами, т.е. разными знаками, то общение приводит к узнаванию друг от друга чего-то нового - к познанию. Следовательно, Познание в Рефлексии распадается на взаимное (межличностное) познание и самопознание. Эти процессы результируются в знаниях о других и знаниях о себе, сохраняемых в семантической событийной памяти. Обобщение этих знаний формируют понятия: Ты-понятие, Я-понятие, Мы-понятия, Они-понятия, Общество-понятия. При переходе знаний в понятия происходит формирование отвлечённых мыслей, отвлечённых от единично-конкретных ситуаций и включённых в них объектов и субъектов. То есть, мы можем уже говорить о другом (других) и о самом себе, обобщая разные ситуации общения. Советский психолого В.В.Давыдов напрямую связывал общение и обобщение. Разные затруднения в деятельности, социальной перцепции, отношениях, сотрудничестве и общении вызывают обострение интереса и пристальное внимание к другому человеку и к себе. Они-то и провоцируют осознанность и самоосознание. Таким образом, сознание наполняется необходимыми для решения проблем во взаимодействиях и взаимоотношениях знаниями о другом человеке, с которым возникли некоторые противоречия, и знаниями о себе. Содержанием сознания и самосознания в данный момент общения с другим и/или с самим собой является не всё знание о другом и/или себе. Если бы это было так, то знание о себе затопило бы самосознание и человек лишился бы разума, т.е. способности здраво мыслить как о мире вокруг себя, так и о себе. Поэтому, иллюстрируя соотношение сознания и подсознания, рисуют айсберг, подводная часть которого есть знания, хранимые в памяти, а надводная часть - сознание и самосознание. Всё-таки осознание и самоосознание избирательны, как и аналогичные процессы в правом полушарии - интерес, внимание и доверие. "Непонятки" с другим и/или с собой запускают процесс мышления, на этот раз тот самый, с которого философы начали изучение рефлексии, т.е. процесс мышления о чужом и/или своём мышлении. ("То ли он дурак, то ли я, то ли мы оба дураки.") Ещё Р.Декарт сказал: "Я мыслю, следовательно существую." Рефлексивное мышление есть поиск ответов на заданные вопросы о другом и/или о себе. Рано или поздно (лучше поздно, чем никогда) оно приводит к той или иной степени понимания другого и/или себя. А понимание себя есть всем знакомая Я-концепция. Также и понимание другого человека есть не очень всем знакомая Ты-концепция. Как-то странно, что психологи порой, обсуждая Я-концепцию, обходят стороной Ты-концепцию, Мы-концепцию, Они-концепцию и Общество-концепцию в голове какой-либо личности. 6. Тут можно без всяких объяснений опять привести уже успевшую надоесть читателям моих двух прошлых статей картинку: Здесь сознание и самосознание становятся морально-нравственными, что для краткости называется Совестью. Соответственно и морально-нравственное мышление, изобретающее разные варианты намерений (намечание мер = планирование), лучше обозначить как Свободу: свободу выбора, свободу совести, свободу собраний, свободу воли, свободу мысли (свободомыслие), свободу слова и свободу творчества. 7. Рефлексия - фундамент Творчества. Творчество не может происходить без анализа сделанного или написанного, без самоанализа, и без стремления это изменить к лучшему, самому стать лучше, т.е. синтеза и самосинтеза. Рефлексия позволяет осознать свои стереотипы и шаблоны восприятия, воображения и мышления, стать независимым от них, вырабатывая новые способы собственной деятельности и самовоздействия. Без трансцендирующей рефлексии (Сверх-Я), способствующей выходу за пределы сделанного и познанного в мире или в себе, невозможен никакой выход в то, что называют Сверхсознанием, сферой Творческого Духа. О разных перекосах рефлексии поговорим в следующей статье. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|