|
Чему не учат в школеАвтор статьи: Милитенко Елена Сергеевна
Для того чтобы ребенок научился воспринимать окружающий его мир, его учат разделять и структурировать. Пространственная ориентация – выше-ниже-ближе-дальше, временная – сегодня-завтра-вчера, и далее к познанию предметов и явлений, что в свою очередь помогает ребенку ориентироваться в том, что его окружает, находить взаимосвязи и выделять себя из окружающего пространства. Сегодня я была в школе и обратила внимание на представленный в кабинетах наглядный материал. Разбор слова по составу, морфологический и фонематический разбор слов – все это является необходимым условием познания ребенком языка. В кабинете биологии висят плакаты, разъясняющие, как личинка, последовательно проходя стадии развития, превращается в бабочку, представлены пищевые цепочки и взаимосвязи между природными сообществами. И снова – разделение (дифференциация) и обобщение. От простого к сложному. Однако развитие ребенка включает в себя не только познание мира, но и познание себя. Своих переживаний, чувств, потребностей, устремлений, желаний и далее – целей. От слияния с матерью, через насыщение «общностью» к разделению и далее научению дифференциации. Со стороны может показаться, что ничего сложного в этом нет, и все это часть естественного процесса развития. Однако это не сосем так. Представьте, что для матери невыносимо слияние. В ее детском опыте было «поглощение» ее собственной матерью и отсюда она не научилась «выделять» себя, у нее нет ощущения собственных границ. Для нее непереносимы отношения, в которых она вынуждена сливаться с другим. Они пугают ее, и тогда она не может насытить ребенка тем, что ему необходимо на определенной стадии развития. Из примера клиентских запросов – «мой ребенок совершенно несамостоятельный, он постоянно «цепляется» за меня, боится других людей». «Ребенок чрезмерно требователен, постоянно «привлекает» к себе внимание, демонстрирую плохое (и недопустимое) поведение». Или напротив, мать может переживать себя только в слиянии. Она не отпускает ребенка от себя, постоянно тревожится о нем, «предугадывает» его желания, чувства. Из примера клиентских запросов – «постоянные капризы, истерики», как попытка (зачастую, безуспешная) вырваться из установленных рамок и границ. «Страхи, тревожность», которые обусловлены тем, что ребенок постоянно находится в поле матери, не получая опыт проживания своей "отдельности". И в том, и в другом случае возникает дефицитарность в развитии «Я». Ребенок не научается выстраивать границы (иногда просто не ощущает их), не может дифференцировать свои переживания (и тогда чувства тотальны и могут «затапливать» ребенка), адекватно удовлетворять свои потребности (потому что не понимает их). Отсюда возникает необходимость равно как в просвещении родителей об основных этапах развития ребенка, а иногда и в терапевтической (и консультативной) помощи, а также в занятиях с детьми, направленных на научение «выделять» актуальные потребности, чувства, переживания. От общего – «мир чувств многомерен» к разделению – «есть злость, разочарование, обида, грусть». От переживания «я чего-то хочу» к дифференциации – «я нуждаюсь во внимании, поддержке, защите». Ребенок нуждается в том, чтобы рядом был взрослый, который бы помог ему в этом разобраться. Этому не научат в школе, так почему бы не делать этого, общаясь с ребенком (что могут делать родители) в повседневной жизни, или же приводя его на занятия к психологу, где ребенок может получить такой необходимый для него опыт. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|