«Мы более 10 лет изучали эффективность психотерапевтов, обнаружили, что одни лучше других, но не могли понять, как это интерпретировать, пока не познакомились с исследованиями Эриксона.
Эриксон изучал экспертов в шахматах, музыке, искусстве, науке, медицине, математике, истории, программировании и пришел к интересному выводу: процесс, который вел к профессионализму в этих разных областях был во многом одним и тем же.
Эриксон обнаружил: что то, что отличает лучших от остальных – не то, что происходит в рамках сеанса психотерапии. Важно то, что вы делаете до и после сеанса.
Эриксон назвал это «намеренная практика» (deliberate practice), все то, что делает психотерапевт вне сессий, и что направлено на профессиональный рост. Лучшие терапевты в нашем исследовании проводили в 14(!!!) раз больше времени за «практикой вне практики».
Это я цитирую Скотта Миллера, его лекцию «Эволюция психотерапии как оксюморон». Многое в ней звучит неоднозначно и категорично, но интересно - имеет смысл полностью почитать/послушать.
Я, пожалуй, не готова согласиться с утверждением о неважности того, что происходит в самом процессе терапии. И не уверена, что только лишь намеренная практика отличает хороших специалистов от посредственных. Есть предположение, что еще пара-тройка факторов играет роль в становлении хорошим неординарным терапевтом.
Но я полностью согласна с тем, практика вне практики - принципиальная составляющая мастерства.
Регулярно рефлексировать свою работу, обобщать и структурировать свой опыт, сопоставлять его с опытом коллег, анализировать свои ошибки, признавать то, что хорошо получается и то, что стоит развивать, осознавать, легитимизировать и размещать переживания относительно своих рабочих процессов, рассматривать возможные стратегии работы, учиться теории, учиться практике, учиться понимать себя, разговаривать и размышлять о профессии - это и многое другое мы можем делать, чтобы наша работа становилась лучше.
Задумалась, как выглядит моя намеренная практика.
Основной рисунок будет таким:
- учиться регулярно, но без фанатизма (в любых вариантах - не только лекции, чтение, курсы, но и смотреть по сторонам, слушать коллег и пр.)
- не переставать искать тех, у кого стоило бы учиться
- практиковать и еще раз практиковать
- анализировать каждую сессию и каждый процесс
- искать свою работающую схему для анализа работы
- признавать свои ошибки и не закрывать глаза на то, что не получается
- продолжать учиться доверять своим чувствам
- рисковать и браться за новое и сложное
- создавать свой ближний профессиональный круг (убеждена, что ближний круг в профессии значит так же много, как и ближний круг в жизни)
- участвовать в интервизорской группе
- участвовать в супервизорской группе
- брать индивидуальные супервизии
- давать индивидуальные супервизии
- вести супервизорские группы
- делиться опытом с начинающими коллегами, заниматься наставничеством
- смотреть, как работают коллеги (отдельная задача - не сравнивать себя, не завидовать и не самоуничижаться, а восхищаться, учиться и все хорошее брать себе в копилку)
- читать художественную литературу - так много, насколько хватает времени и душевных сил (уверена, один хороший роман может открыть про людей и про нас самих в разы больше, чем кипа специальной психологической литературы)
- наблюдать за людьми, видеть и слышать разные истории, которые звучат вокруг
- проходить личную терапию.
Коллеги, а как у вас? заканчивается ли ваша работа после того, как вы с клиентом завершили консультацию? что вы могли бы назвать своей намеренной практикой?