Как правильно читать и запоминать, или Почему пятиклассники перестают учиться?

Родительское собрание в пятом классе. Первое, что я слышу: "Мой ребёнок стал учиться хуже. Что делать?" 

Итак, давайте разберёмся, в чём же причина такой перемены. 

 Да, это может быть дезадаптация.
 Да, это может быть следствием отсутствии мотивации. 
 Да, это могут быть трудности с новым конкретным предметом/учителем. 
 Или же причина в том, что ребёнок не умеет учиться. 

Многие родители на этом месте молча удивятся.
Многие огорчатся: "Не умеет... И что же теперь делать?"
И очень многие родители возмутятся: "Как так? Уже 4 года отучился и не умеет?"

Суть в том, что в школе нас учат математике, русскому языку, физической культуре, но не учат учиться. Одно из самых распространённых заданий в начальной школе - пересказ. От ребёнка требуется воспроизвести материал, не понять, а воспроизвести! Идёт опора на память, мышление не подключается! Без мышления не может идти речи о понимании, без которого нельзя учиться в средней и старшей школе на хорошие оценки.

"Докажите, что это так!" 
 Хорошо, пример из жизни. Заменяю учителя у второклассников. Дети читают стихотворение "Цветы" ("Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок...").


Читают удивительно легко, выразительно, приятно слушать! Прошу пересказать - воспроизводят практически дословно. Задаю вопрос: "О чём стихотворение?" Ответ детей: "О цветах!", "О ромашке!". Но ведь стихотворение о том, что нужно беречь природу! Откуда взялись такие ответы? Первый ответ - из заголовка, второй возник при взгляде на картинку рядом (про ромашку в стихотворении не было ни слова). Можете провести такой эксперимент со своим ребёнком: взять текст на одну тему и подобрать к нему картинки на другую. В большинстве случаев при ответе на вопросы "О чём рассказ?", "Кто главный герой?" дети будут опираться на иллюстрации. 

 Что же делать, чтобы запоминать материал надолго и при этом понимать его и уметь применять? 

 Нужно опираться на мышление! 

 В идеале перед прочтением текста (молчаливое, про себя, не вслух!) обратить внимание на вопросы и уже после ответить на них. Если в книге/учебнике нет вопросов, придумать самим: "Как ты думаешь, о чём будет этот рассказ?" и т.д. 
Подчёркивать основные мысли. 
 Самостоятельно придумывать заголовки. 
 Пытаться сформулировать смысл текста в одном предложении. 
 Если ребёнок не умеет читать, не понимает большие тексты, имеет задержку психического развития - начинать с комиксов и т.п. В этом случае важно, чтобы тема была интересна и к каждому предложению была картинка (см. пример).


 Полезно прочитать статьи Л.А. Ясюковой (кандидата психологических наук, практического психолога, благодаря которой со многих детей снимают диагнозы уже через 3 месяца с начала занятий), просмотреть видеозаписи с её участием. 






Я уверена, что учиться хорошо могут практически все! 

Для достижения желаемого результата необходимо:
 правильно организовать учение;
 использовать все познавательные процессы (мышление, память, внимание, речь);
 учитывать индивидуальные особенности ребёнка (ведущий канал восприятия, биоритмы и т.п.).

Используя данные рекомендации Ваши дети и Вы сами сможете учиться легко и с удовольствием!



Просмотров: 567
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Не хочу учиться, а хочу...." или что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться"
  • Зачем учиться слушать или «Что случилось?" - "Ничего!"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Укради умение" — или как правильно учиться и понимать окружающих!
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Ребенок не понимает "Нет" и "Нельзя" Вопрос - ответ
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Комментарий для журнала "Солнечный круг" на тему "Дети, подростки и социальные сети"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Позитивное мышление и аффирмации в чистом виде не "прокатят": "тени" не дадут
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Мнение психолога о скандале в "Голос-Дети". Часть 4. Эпилог - "Евровидение"
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь